/img/tv1.svg
RU KZ
В Алматы расширяют площадь платных парковок

В Алматы расширяют площадь платных парковок

К концу сентября системой платных парковок в Алматы оказался полностью охвачен квадрат улиц вокруг Зеленого базара.

16:19 26 Сентябрь 2016 3699

В Алматы расширяют площадь платных парковок

Автор:

Инициаторы проекта единой автоматизированной системы платных парковок Алматы рассчитывают, что ввод системы платных парковок предположительно должен упорядочить транспортные потоки, на четверть сократить количество машин, въезжающих в центр города, способствовать снижению нарушений правил парковки и увеличению скорости транспортного потока на 20%.

По данным акимата Алматы, автомобильный парк бывшей столицы насчитывает 550 тыс автомобилей, еще 200 тыс ежегодно въезжает в город. Алматы - не первый мегаполис, в котором бороться с засильем автомобилей стали волевым решением властей и самым весомым аргументом - деньгами. «Город - для людей, а не для автомобилей», - так звучит лейтмотив политики, реализуемой алматинским акиматом. Но готовы ли власти города не только пойти на жесткие меры и сделать владение автомобилем ощутимым для семейного бюджета и неудобным с точки зрения инфраструктуры (вспомним полосы для общественного транспорта на главных улицах), но и предложить достойную альтернативу личному авто? И автомобилисты, и горожане, пользующиеся общественным транспортом, сегодня едва ли ответят на этот вопрос утвердительно.

Любишь кататься – будь добр платить
Проект платных парковок был разработан по заданию акимата Алматы и представлен ТОО «Алматы спецпаркинг сервис», 30% которого принадлежит государству, а 70% - частному инвестору ТОО RR2. Управление парковочным пространством осуществляется с помощью единой централизованной системы, охватывающей как сами парковки, так и систему организации движения, взаимодействия с общественным транспортом и службами эвакуации автомобилей. По данным на 15 сентября, в квадрате улиц вокруг центрального рынка появилось 549 паркомест. Затраты на создание парковочной зоны возле Зеленого базара составили свыше 324 млн тенге. В эту сумму вошли проектирование, разметка, установка знаков, обеспечение работы сотрудников компании, поддержка мобильного приложения и поддержание различного способа оплаты. В августе платная парковка на 95 машиномест появилась возле здания городского акимата. По словам инициаторов проекта, на такой шаг решено было пойти, дабы представители местной власти оплачивали парковку авто на тех же условиях, что и простые горожане. Немногим позже под платные парковки «разметили» пространство на Площади Республики. Всего с момента запуска проекта запущено 653 платных парковочных места и совершено более 150000 парковочных сессий. 

По словам директора ТОО «Алматы спецпаркинг сервис» Марата Принбекова, это своего рода заградительная мера, суть которой заключается в ротации пользователей паркомест, когда за один и тот же промежуток времени парковкой может воспользоваться большее количество автомобилистов.

«Наша задача заключается в том, чтобы в течение дня парковочные места не занимали люди, которые используют машину только для того, чтобы доехать до работы. Есть горожане, которым машина нужна для того, чтобы стать более мобильными. С введением платы за парковку происходит простая вещь: парковками в течение дня пользуется большее количество людей, в 2,5 раза увеличивается количество машин, которые заезжают на парковку и выезжают с нее», - говорит технический руководитель ТОО «Алматы спецпаркинг сервис» Роман Налепов.

Цена вопроса
За один час платной парковки алматинцам следует заплатить 100 тенге, первые 15 минут бесплатны, предусмотрена система льгот. На бесплатную парковку могут рассчитывать владельцы электромобилей. Проект предполагает возможность льготной парковки для граждан, проживающих в зоне платного паркинга - они получат резидентные разрешения на бесплатную парковку в ночное время и льготные годовые абонементы на круглосуточную парковку.

Что касается возможностей оплаты, то надо признать, что недостатка в вариантах нет. Оплата парковки производится заранее, до начала парковочной сессии. Безналичные операции по оплате за парковку в рамках автоматизированной системы парковочного пространства Алматы обеспечиваются мощностями Казкоммерцбанка. Хотя, по словам Романа Налепова, сегодня 99% наличных платежей за парковку производится через паркоматы.

Судя по первым отзывам, запуск автоматизированной системы платных парковок не обошелся без синдрома «первого блина». Водители указывают на отсутствие полной информации на разъяснительных стендах.

«Очень неудобно, что паркоматы принимают только монеты по 50 и 100 тенге - ни купюрами, ни монетами другого номинала рассчитаться просто невозможно. Если ты заранее не зарегистрировался на сайте aparking.kz и не позаботился о том, чтобы завести свой личный кабинет, придется или прямо на парковке скачивать приложение - а это неудобно и отнимает время, или расплачиваться картой. Как быть тем, кто не очень хорошо разбирается в современных технологиях и не представляет другого способа оплаты, кроме как наличными, пожилым водителям, например? Было бы удобнее, если бы паркоматы, как в торговых центрах, принимали разные монеты и купюры, и можно было бы производить оплату, выезжая с парковки, по фактически проведенному времени, не думая о том, час или два лучше оплатить заранее», - пишет жительница Алматы на одном из тематических форумов с ником Helena.

"Сто тенге за час парковки - это очень много, получается, что каждую рабочую неделю придется выкладывать за парковку 4000 тенге. И не надо говорить, что за границей дороже, у нас и уровень зарплат несоизмерим. А тем чиновникам, которые рассказывают, как зарубежные клерки едут на работу на общественном транспорте, рекомендую проехать в алматинском автобусе в часы пик. У жителей пригородов вроде Талгара или Каскелена вообще нет другой возможности приехать на работу в Алматы - про ЛРТ (легкорельсовый транспорт) много лет только говорят, а воз и ныне там», - комментирует пользователь под ником Sfinx.

Отсутствие альтернативы в виде современного экологичного общественного транспорта, приходящего по расписанию с точностью часового механизма - один из главных аргументов противников ужесточения политики по отношению к автомобилям и их владельцам. Практика зарубежных стран показывает: «драконовские» меры, направленные на увеличение стоимости владения автомобилем, достигают цели в том случае, если действуют в составе централизованной системы, которая охватывает всю структуру городского транспорта. Опыт одной из европейских столиц приводит в пример старший юрист и партнер компании Lansky, Ganzger & Partner Роберт Зальфенауэр. По его словам, час парковки в центре Вены обойдется в 2-4 евро, чем ближе к центру - тем дороже. Жители центральных районов выплачивают порядка 250 евро в месяц и получают право парковать машины возле дома. На въезде в город построены перехватывающие парковки, на которых оставляют свои машины жители пригородов (что, к слову, планируют и в Алматы,- прим. автора). «В самой Вене зарегистрировано порядка 1 млн 100 тыс. автомобилей, еще 1 млн ежедневно въезжал бы из пригородов. Если бы мы не ввели систему платного паркинга как механизм регулирования количества машин в центре, город бы взорвался. Но у нас отлично работает система общественного транспорта, основа которой была заложена еще век назад", - говорит австрийский эксперт. 

Напомним, что в Алматы уже пару лет назад были неудачные прецеденты внедрения системы платных парковок с автоматизированными паркоматами.

Юлия Кузнецова 

Проекту «Алматы LRT» был присвоен статус особой значимости

Он дает возможность обращаться в международный арбитраж. 

16 Март 2020 08:00 2872

Проекту по строительству легкорельсового транспорта в Алматы был присвоен статус особой значимости. Данную информацию на официальный запрос inbusiness.kz подтвердили в пресс-службе акимата Алматы.

Как сообщается в ответе, статус особой значимости дает проекту возможность заключения прямого соглашения с кредиторами, финансирующими проект, а также предусматривает возможность обращаться в международный коммерческий арбитраж в качестве механизма разрешения споров в договоре государственно-частного партнерства (ГЧП).

Напомним, проект реализуется по механизму ГЧП. Первоначальная стоимость составляла 130 млрд тенге. Как уточнили в ответе, стоимость строительства ЛРТ в Алматы была пересмотрена, финансовыми и техническими консультантами проводится постоянная работа по актуализации числовых данных с учетом изменения цен на рынке, курса валют. «Стоимость строительства будет показана в конкурсной документации», – подчеркивают в акимате.

Отметим, в январе 2019 года в результате отбора четыре консорциума допущены на участие во втором этапе международного открытого конкурса согласно решению комиссии. Первый консорциум представлен компаниями ITOCHU Corporation (Япония), Makyol Construction Industry Tourism and Trading Co. Inc (Турция), CAF Construcciones Y Auxiliar De Ferrocarriles Sa (Испания). Второй поставщик представлен китайской компанией CMEC China Machinery Engineering Corporation. Третий участник также представлен единственной компанией из Турции – Enka InsaatveSanayi A.S. Четвертый консорциум включает в себя две французские компании – Alstom Transport Holdings B.V. и Meridiam Eastern Europe Investments SAS, турецкую GulermakAgirSanayiInsaatveTaahhut A.S., японскую Marubeni Corporation.

На втором этапе конкурса будет определена лучшая заявка в части финансовых и технических характеристик проекта. Дата объявления второго этапа пока не известна.

В то же время, напомним, счетный комитет рекомендует правительству не завершать реализацию проекта «Астана LRT».

Майра Медеубаева

Надо ли дальше строить LRT, покажет госэкспертиза

Об этом сообщил главный архитектор столицы Нурлан Уранхаев.   

21 Январь 2020 15:35 4158

Пока же еще готовится технико-экономическая документация.

«Что касается ЛРТ, заказчиком является управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений, по второй очереди ЛРТ  ТЭО готовится. Как все будет готово, будет понятно. Если госэкспертиза не откажет – будем строить», – сказал он в кулуарах СЦК.

Напомним, строительство линий легкорельсового транспорта в столице давно приняло скандальный окрас. Экс-заместитель акима столицы Канат Султанбеков находится в розыске по делу о хищении средств в Астана LRT, сумма ущерба составила 5 млрд тенге.

По делу проходят пять бывших должностных лиц акимата из руководящего состава и  шесть руководителей подрядных организаций. Строительство первой ветки началось в 2011 году и первоначально должно было завершиться в 2013-м.

Ранее некоторые эксперты предлагали отказаться от строительства, поскольку расходы на это не окупятся.

Президент Касым-Жомарт Токаев поручил правительству и акимату установить конкретные сроки возобновления работ и завершения первой очереди LRT, а также определиться по графику реализации второй очереди. 

Айгуль Тулекбаева