В Aspan Gallery открыли выставку Сергея Маслова "Ловец снов"

5775

Улыбка Уитни излучала индиго, гримуар искусства был залистан, просекко шипело, закусывали огурцом, Меццо пели и разбрасывали листовки...

В Aspan Gallery открыли выставку Сергея Маслова "Ловец снов" Фото: Ольга Власенко

За всем происходящим виновник торжества наблюдал с небесных сфер. Ему бы здесь исполнилось 70.

Это первая за десять лет персональная выставка Сергея Маслова (1952-2002) в Алматы, которого считают одним из основоположников современного искусства Центральной Азии.

Сергей Маслов считается отцом современного искусства Казахстана. Уже в восьмидесятых он начал устраивать акции, проводить инсталляции и перформансы. Для художника он писал много текстов. На выставке мы реконструировали несколько его инсталляций. Одна из них – Байконур-2. Юрта выполнена в форме ракеты. Маслов написал текст, в котором содержалась идея лунного происхождения казахов. Казахи жили на Луне, а потом на юртах-ракетах прилетели на Землю. Эту инсталляцию он представил в 2002 году в Германии. Это был один из его последних проектов, рассказывает директор Aspan Gallery Меруерт Калиева.

– Меруерт, почему именно сейчас решили провести выставку?

– Так получилось случайно. После смерти Сергея Маслова прошло 20 лет. А родился он 70 лет назад. Из-за пандемии мы несколько раз переносили выставку и очень рады, что наконец она состоялась.

– Из каких коллекций собраны произведения? Кто сейчас является владельцем его работ?

– Здесь представлены работы из разных источников. Больше всего его работ находится в музее Антверпена Муха. Большое количество их передано в музей Перми, где он участвовал в выставке "Лицо невесты". На нашей выставке присутствуют работы из музея Невзоровых в Семее, а также Павлодарского художественного музея. Остальные – из частных коллекций. Либо же это воссозданные специально для этой выставки инсталляции.

– Насколько сложно было организовать выставку и собрать для нее работы?

– На самом деле не сложно. Все музеи и частные коллекционеры с энтузиазмом отнеслись к идее проведения выставки и с удовольствием их предоставили. Работы из государственных музеев, конечно, требовали соблюдения определенных правил по страховке и перевозке. Но мы их выполнили.

Кураторами выставки выступили коллеги и друзья художника Елена и Виктор Воробьевы.

Елена, в чем заключается идея экспозиции?

– Если вы посмотрите, то увидите, что она делится на две части. Одна часть – интимный, квартирный мир Сергея Маслова. Место, где он жил и откуда пытался уходить в астрал. Поэтому вы видите здесь импровизированное окно, как переход в иное пространство. А по другую сторону окна – представлен мир фантазий, воплощенный в его работах. Это вторая часть экспозиции. В ней группы фотографий и картины, развешанные на стенах, перекликаются друг с другом.

Телевизор у художника стоял в углу. По нему идет фильм "Телохранитель" с Уитни Хьюстон. Здесь вы видите страницы из писем, в которых рассказана история любви к американской актрисе, приведшая к трагическому концу – самоубийству художника. Это, конечно, абсолютный миф, выдуманный самим Масловым. Как интеллигент, он всегда пытался выйти за рамки своей интеллигентной сущности. Его привлекали разные эзотерические практики, выводящие в астрал. На стенах комнаты висят африканские маски, которые он приобрел, когда служил в военном флоте. Корме живописных картин, составивших большое наследие, Сергей создал тексты, а также инсталляции и разные другие придумки. Его письма, выражающие страсть к эпистолярному жанру, в нашей, современной, ситуации, уже сами по себе могут выступать предметом эстетического любования.

Ольга Власенко