/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 29 354,08 РТС 1 637,75 Hang Seng 29 002,59 FTSE 100 7 674,56 KASE 2 375,60 Золото 1 557,30
Погода:
-6Нур-Султан
-8Алматы
DOW J 29 354,08 РТС 1 637,75
Hang Seng 29 002,59 FTSE 100 7 674,56
KASE 2 375,60 Золото 1 557,30
В Астане выявили антисанитарные общепиты и соцобъекты

В Астане выявили антисанитарные общепиты и соцобъекты

Санврачи выявили множество сотрудников без прохождения медосмотра.

06 Март 2019 12:41 7921

В Астане выявили антисанитарные общепиты и соцобъекты

Новости

Сегодня
19:58

Предприниматели Шымкента заинтересованы в безопасном школьном питании

Сегодня
19:32

«Горбатый мост» столицы обследуют для проведения капремонта

Сегодня
19:13

Накопления фонда социального медстрахования составили 250 млрд тенге на начало 2020 года

Сегодня
18:51

Более 200 человек вызволили спасатели с заснеженных трасс Восточного Казахстана

Сегодня
18:29

МСХ РК: вопросы переработчиков мяса не останутся без внимания

Сегодня
18:07

Индия приостановила проект Hyperloop

Сегодня
17:45

«Бронзу» завоевал вольник Юсуп Батырмурзаев Казахстану на рейтинговом турнире в Италии

Сегодня
17:23

60% поставщиков медуслуг, зарегистрированных в фонде социального медстрахования в рамках ОСМС – частные

Сегодня
17:01

IATA отозвала код обозначения у казахстанской авиакомпании Bek Air

Сегодня
15:03

Аким Алатауского района Алматы и его заместитель задержаны по подозрению в хищении бюджетных средств

Все новости

В 2018 году в ходе проверок на 56 объектах выявлены нарушения по срокам и полноте прохождения медицинского осмотра и наложены штрафы свыше 2 млн тенге, отстранены от работы 245 работников. Об этом сегодня, 6 марта, сообщила пресс-служба Департамента охраны общественного здоровья.

По данным ведомства, без должного медосмотра работают на 35 объектах питания 175 человек (ТОО «СП «Казгерстрой» – рабочая столовая, ТОО Prod Company Pyarn – колбасный цех, ТОО РМТ Development – ресторан «Бирхофф», ИП Ли – ресторан 7Sky, ИП Черенкова – ресторан «Мясная лавка», ИП Алиев – продовольственный магазин, ИП «Магнит» – кафе при ТД «Мереке», столовая ТОО NURORDA food при школе-лицее NURORDA, ИП Дулатов – рабочая столовая, столовая ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, ИП Еренбаева – магазин «Гастроном», ИП «Самрук» Жакиянова К. М. – домовая кухня, ИП Абишева – столовая (район Есиль), ИП Тажин – рабочая столовая, ТОО «Вирадерис» – ресторан, мини-маркет «Вкусный дом», кондитерский магазин Provеnce,ТОО Capital City service – пищеблок при РДЦ, ИП Мамаева – пищеблок при МЦ «Мейірім», ТОО Punto – торговая точка мороженого, ТОО Hot spot doner shop – кафе быстрого приготовления, спортбар Underground, ТОО Ram Nan – кулинарно-кондитерский цех, ТОО «Алма РС» – супермаркет «Алма», ИП «Айбат» – кафе «Шакпы», ТОО Triumph World Tour – буфет при ПЦ № 3, ИП Шерьязданова – магазин «Адал», ИП Сидиков – магазин «Смак», ИП Рахимжанов – магазин «Татьяна», ТОО «Алма РС» – супермаркет, ТОО «Горизонт-2017» – супермаркет «5 минут», ТОО 6VD – магазин, ИП Сламбаев – супермаркет «Гаухартас», ИП Каттабекова – столовая КазАТУ,  ИП Воробьев – склад яиц).

Также девять объектов образования и воспитания – 26 человек (ГККП «Ясли-сад № 69 «Еркем-ай, ФОФ «ФО Н. Назарбаев ясли-сад «Мирас», детский сад «Гаухартас», детский сад «Ақ тілек», ТОО «Данышпан», детский сад, ГККП «Я/с № 63 «Әсем ай», ГККП «Я/с №56 «Береке», ТОО «Дуйсенгалиева», детский сад, учреждение «Университет «Астана»).

Без прохождения медосмотра выявлены сотрудники 12 медицинских организаций – 44 человека (медицинский центр ТОО «Дарус», ГКП на ПХВ «Центр наркологии и психотерапии», ГКП на ПХВ «Городская поликлиника № 12», КФ UMC «ННЦОТ», КФ UMC «ННЦМиД», ТОО «Эко Vitа» медицинский центр, ТОО «Жәрдем Астана» медицинский центр, ГККП «ГДИБ г. Астаны», АО «Национальный центр нейрохирургии», ГКП на ПХВ «Перинатальный центр № 1», ТОО «Сапалы Омир» медицинский центр, ТОО «Анидар» стоматология).

За два месяца 2019 года за аналогичные нарушения наложено 47 штрафов на физических и должностных лиц, отстранены от работы 78 человек, из них: на трех объектах в сфере общественного питания и торговли – 32 работника (ТОО «Сансититехсервис», бутилированная вода «Алмазная», мини-маркет «Иннабат» ИП Карабаева). В двух медицинских организациях – 42 человека (ГККП «ГДИБ г. Астаны», ТОО «Центральная дорожная больница Астаны»); на двух объектах образования и воспитания – четыре человека (КТЛ для мальчиков «Білім инновация», ДДУ № 44).

Руководитель Департамента охраны общественного здоровья г. Астаны Садвакас Байгабулов прокомментировал о результатах проверки на наличие медицинского осмотра у персонала в сфере услуг в столице.

«Общеизвестно, что работать нельзя без медицинского осмотра в сфере услуг для населения, начиная от общепита, детских садов, школ и заканчивая больницами. Потребители услуг должны знать, что осмотр проводится, чтобы не допустить к работе лиц с туберкулезом, дизентерией, брюшным тифом, гепатитом, сифилисом, гонорей, кожными заразными заболеваниями, носителей кишечных инфекций и глист. Все работники должны иметь личные медицинские книжки с результатами медицинского осмотра в полном объеме», – подчеркнул глава департамента.

По его словам результаты проверок показывают, что работодатели не контролируют прохождение медицинского осмотра сотрудниками, имеют место многочисленные нарушения в этом вопросе.

Прохождение медицинского осмотра имеет важное значение в предупреждении распространения заразных заболеваний и пищевых отравлений, напоминают в Департаменте охраны общественного здоровья.

Майра Медеубаева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Ресторанный рынок ждет год большого тестирования

Какие форматы заведений питания останутся?

05 Январь 2020 10:21 2774

Ресторанный рынок ждет год большого тестирования

Посетители меняют форматы заведений, ТРЦ повышают арендные ставки, конкуренты из соседних стран заходят на рынок, бары и столовые «отнимают» клиентов у ресторанов, качественное мясо отправляют на экспорт. Кто устоит на ногах и переживет испытания, предстоящие рынку в 2020 году, и как отрасль прожила 2019 год – об этом inbusiness.kz рассказали эксперты ресторанного бизнеса.

Юрий Пааль, ресторатор:

– В 2019 году случились все те факторы, о которых мы говорили в начале года: на рынке все стабилизировалось, и игроки, которые пошли правильным путем, адаптировали свой средний чек и переориентировались на более дешевый сегмент, зафиксировали и усилили свои позиции.

Конечно, много заведений закрылось, ушло в тень и практически «растворилось», многие проекты не получили инвестиции и не вышли на рынок.

Но в то же время в прошлом году, как и в позапрошлом, очень сильно развилась индустрия фастфуда. В этом сегменте хорошо отметился казахстанский проект – лапшичная, появилось очень много небольших российских проектов, заходит на наш рынок американская сеть ресторанов быстрого питания. В целом все сети усилились: они заняли позиции во всех торговых центрах и стабильно работают.

«Обычные» рестораны – те, которые работают в категориях «А» и «Б», как и ожидалось, просели и ушли в сегмент дешевых заведений. У них более доступный средний чек, но, к слову, в прошлом году он немного вырос – до 3500-4000 тенге. То есть то, о чем мы говорили, что нужно немного переориентироваться, и произошло.

Посещаемость в заведениях питания значительно выросла. Я знаю порядка 10 основных предприятий, которые занимаются сетевым бизнесом. Это и столовые, и рестораны, и фастфуд, у которых посещаемость поднялась в среднем на 30-35%, а средний чек за весь год увеличился как минимум на 15-20% (конечно, в некоторой степени связано с подорожанием продуктов).

Но в целом, я считаю, отрасль развивается очень хорошо, продуктивно. Ей только немного мешают условия, которые создают арендодатели на площадях. В 2020 году значительно и повсеместно увеличится арендная плата. В связи с этим мы ожидаем повышение цен в ресторанах и заведениях фастфуда. Например, два крупных торгово-развлекательных центра подняли свои расценки на 60-80% на этот год, соответственно, нужно ожидать сопоставимый рост цен в заведениях питания.

Плюс еще рост стоимости сырья. У нас у всех нестабильные позиции. И у тех, кто работает на курином материале, и у тех, кто на мясе. Мука тоже дорожает. Поэтому в целом в этом году ожидается повышение цен в заведениях питания.

Но при этом, я уверен, поток посетителей будет только увеличиваться: люди сейчас могут позволить себе питаться вне дома, но другое дело – они не могут позволить себе заведения высоких категорий и выбирают в основном фастфуд и заведения с низким чеком и не требуют повышенного сервиса.

Поэтому дорогостоящие рестораны как бизнес развиваться не будут. Новых игроков в этом сегменте ожидать не стоит, а те, которые уже работают, скорее всего, будут уходить в формат casual – доступных заведений с одинаковым ассортиментом недорогих блюд.

Поэтому сейчас и популярны заведения с паназиатской кухней, всевозможные лапшичные, раменные, суши-бары, пиццерии, бургерные. Бургерные – это вообще бум, он до сих пор продолжается. В прошлом году, например, у нас открылась одна очень дорогая франшиза. Но, думаю, свои позиции на передовой в этом сегменте сохранят мировые сети, которые уже существовали, и вот сейчас еще американская заходит. И вот этим небольшим конгломератом они завоюют практически весь простор нашего пищевого рынка.

В то же время усиливают свои позиции столовые – те, которые работают в основном в пятидневку, и те, которые предлагают не только обед, но и ужин. Потребители активно переходят на такой формат.

Банкетные залы – их большое количество, но они очень прибыльные и достаточно востребованные, и у них тоже наблюдается заметный рост прибыли и дохода.

Шашлычные, скорее всего, будут в этом году закрываться из-за проблем с сырьем. В прошлом году баранина – качественная, отборная – стала в больших объемах уходить в Иран, здесь на рынке хорошего мяса не осталось, если оно и есть, то дорогое. А люди уже привыкли к качественному шашлыку из хорошего мяса. Поэтому в этом сегменте проблемы, и они в этом году, скорее всего, будут усугубляться.

Интересна ситуация с барами. Такой формат заведений характерен больше для Нур-Султана и Алматы, и там тоже очень высокая маржинальность, они наценки делают примерно 1 к 20. Бары востребованы, молодежь их активно посещает. Это новый тренд. Барный бизнес отъел значительную часть дохода у ресторанного бизнеса. Там практически нет кухни, небольшие закуски, дешевые по сырью, но дорогостоящие на выходе, и алкоголь, который в ресторанах практически не употребляется. Сейчас редко можно увидеть, чтобы в ресторане были хорошие продажи по бару. Люди научились считать деньги и делают правильное распределение: вечером приходят, например, в столовую, где можно качественно и недорого поужинать, и затем идут в бар, минуя застолье в ресторане. Поэтому рестораны остаются в небольшом количестве, они дорогие, и в этом году их, скорее всего, будет все меньше и меньше.

Будет больше столовых, отдельных баров, фастфуда, причем не новых форматов, а тех, которые в прошлом году стабильно на ноги встали, забили свои места на площадях – только они могут тянуть такую большую аренду, которую предлагают ТРЦ.

Новичкам в этом году будет сложно, а через год и вообще делать нечего: весь рынок будет уже освоен и стабилизирован. Перспективы могут быть только у тех игроков, которые в прошлом году смогли пройти все эти этапы, удержаться, остаться на рынке. Если удержатся и в этом году, то останутся надолго, на ближайшее десятилетие – точно.

Андрей Мокич, ресторатор, бренд-шеф:

– Мне тяжело говорить обо всем рынке, я ориентируюсь на свои проекты. В этом году я открыл два проекта с ближневосточной кухней и оказывал консалтинговые услуги как проектный бренд-шеф ряду других проектов. Основываясь на этом опыте, могу сказать, что сам рынок постоянно развивается, и под него надо адаптироваться. Те, кто идут в ногу с гастрономическим миром, чувствуют себя уверенно.

Все три показателя – посещаемость, оборот, прибыль – управляемы. У каких-то ресторанов они выросли, а у каких-то упали. Но подчеркну: это не стихийные показатели, а управляемые.

Рестораны всегда открываются и закрываются, каждый год. В этом году также – кто-то закрылся, кто-то открылся. Открытий было много, появляются новые игроки. Новые форматы появляются. Отчасти мы их сами создаем. Например, моя идея сделать ресторанную еду на фудкорте в торгово-развлекательном центре – это тоже новый формат.

Думаю, на рынке будет укрепляться концепция гастрономических пространств в торговых центрах. Их расцвет увидим в 2020-2021 годах. На мой взгляд, в ближайшем будущем появится много интересных гастрономических концепций.

Регионы сейчас тоже развиваются и становятся все интереснее, и туда заходят крупные сети. Заведения активно открываются, в частности в Актау, Атырау, Караганде, также в Нур-Султане. Конечно, не все концепции подходят регионам. Но мне приходило много запросов из регионов.

Гости все больше обращают внимание на здоровую еду, на качество питания. Средний чек в этом году вырос в среднем до 20% по сравнению с прошлым годом из-за удорожания продуктов. Поскольку мы зависим от их стоимости, и она растет, в следующем году, думаю, цены в заведениях еще немного вырастут.

Найля Калтаева, ресторатор, проект-менеджер в сфере ресторанного бизнеса:

– Очень сложно говорить о том, был ли в прошлом году явный спад или явный подъем на ресторанном рынке. Думаю, это очень индивидуально, кто-то ощутил спад, а кто-то – подъем.

С точки зрения развития сферы в целом можно заметить, что у игроков появляется все больше понимания того, что продукт – понятие цельное, у него много составляющих, и это не только блюдо, которое производит ресторан или кофейня.

Также появляется понимание доходности и бизнес-планирования. Изменился подход к среднему чеку: рестораны стали его планировать при формировании ценовой политики и своего меню, и это тоже говорит о росте профессионализма в ресторанном бизнесе.

Прошлый год еще раз дал понимание рынку: сила и возможности развития – в сотрудничестве и единении. Можно отчетливо наблюдать это в гастропространствах торговых центров, где сейчас представлены в основном локальные концепции, что особенно приятно.

Вместе с тем интересно, что на рынке появилось много проектов из Кыргызстана, они занимают уже достаточно большую нишу.

Если говорить о концепциях, которые стали наиболее популярными, то можно отметить бум на кофе. В этом направлении появляется очень много новых игроков, включая и сетевые проекты, и маленькие точки, где продают кофе на вынос. Причем потребителю наконец-то стала важна не только цена, но и сорт, и страна происхождения кофе, и степень обжарки зерен. Отдельно хочу сказать о кофейных модулях на АЗС. Набирает обороты и чайная история. В 2020 году мы ожидаем чайно-кофейный бум.

Елена Тумашова

«Идеи ГЧП в школьных столовых хорошие, а исполнение плохое»

Арендаторы школьных столовых назвали непродуманными условия реализации проекта по модернизации школьных пищеблоков Усть-Каменогорска.

16 Май 2019 15:32 2406

«Идеи ГЧП в школьных столовых хорошие, а исполнение плохое»

Фото: sputniknews.kz

В областном центре Восточного Казахстана приступили к проекту по модернизации школьных столовых, который в прошлом году предложила партия Nur Otan. До 27 мая 2019 года объявлен прием заявок на участие в конкурсе по 44 проектам государственно-частного партнерства, призванного «осовременить» школьные столовые, улучшить обслуживание их пищеблоков. Объявление об этом помещено на официальном сайте АО «Региональный центр государственно-частного партнерства ВКО».

Как следует из текста объявления, проект предполагает «проведение частным партнером ремонта пищеблока школьной столовой, поставку оборудования, мебели и инвентаря, а также предоставление услуг по питанию обучающихся в 44 общеобразовательных организациях Усть-Каменогорска». По словам предпринимателей, победителям конкурса придется ремонтировать канализацию, вставлять новые окна, менять двери, радиаторы отопления, белить-красить, но это все авторы проекта называют косметическим, а не капитальным ремонтом, несмотря на огромный объем работы. Объектом ГЧП являются пищеблок и обеденный зал школьной столовой школ города, предоставление услуг питания обучающихся. Областные средние учебные заведения в проект не вошли.

Вклад государства в проект ГЧП заключается в том, что оно дает возможность бизнесменам работать в школах, по которым они выиграли конкурс, семь лет, а не один год, как сейчас. Более того, ранее они заключали договоры на аренду школьных столовых с руководством учебных заведений, теперь же партнерами бизнеса со стороны государства выступают акимат ВКО в лице областного Управления образования, акимат Усть-Каменогорска в лице городского отдела образования, общеобразовательные учреждения – школы городского подчинения.

Деньги огромные – срок маленький

По словам предпринимателей, все бы ничего, но по условиям конкурса они обязаны в течение двух летних месяцев, с середины июня по 15 августа, вложить в ремонт, покупку оборудования, мебель и инвентарь от 10,8 млн до 47 млн тенге в зависимости от «убитости» столовых и запросов школьного руководства. Общая сумма вложений во все 44 школьные столовые Усть-Каменогорска от бизнеса должна составить свыше 1 млрд тенге. По мнению многих предпринимателей, такая сумма является для них неподъемной.

«Сумма вложений большая, срок для модернизации маленький, – считает предпринимательница Яна Родякина. – Условия считаю драконовскими, но на уступки никто не идет. Ощущение, что конкурсную документацию составляли впопыхах. В ней много опечаток, ошибок, неточностей, хотя она прошла, как нам говорят, экспертизу. К примеру, в конкурсной документации для одной школы написано, что мы купленное оборудование сможем забрать по истечении семи лет, когда завершится срок ГЧП. В документах для другой школы указано, что оборудование останется на балансе учебного заведения, мы его забрать не сможем».

«Многие предприниматели подают заявки на участие в тендере, надеясь на авось. В акимате Усть-Каменогорска нам говорят: «Ну, не вкладывайте вы сразу 20 миллионов, вложите пять, потом остальные». Хотя в конкурсной документации речь идет о вложении в течение двух месяцев. Мы что, должны идти на нарушения? Нам обещают даже закрыть глаза на сроки и принять у нас школьные столовые не 15 августа, а 1 сентября, хотя это также противоречит документам, – рассказывают арендаторы. – Вот такой уровень!»

На недавней встрече в Управлении образования ВКО нынешние арендаторы школьных столовых и потенциальные участники конкурса из предприятий областного общепита высказали заместителю руководителя этого ведомства, Асель Каербековой, и начальнику отдела экономики и бюджетного планирования акимата Усть-Каменогорска, Арману Искакову, все свои претензии, но диалога, по их словам, не получилось. Ни на один из своих вопросов предприниматели ответа не получили.

Арман Искаков подчеркнул, что требования, которые государственные органы предъявляют к победителям конкурса, нужно будет выполнить, правил игры уже никто менять не будет. Он посоветовал предпринимателям проявить сноровку, чтобы снизить себестоимость меню, например арендовать сообща склад, чтобы запастись овощами на долгий срок и не зависеть от сезонных колебаний цен. Однако предприниматели считают, что так они еще больше будут подвергать себя рискам и тратам.

Статистика всё знает!

По их словам, стоимость горячего питания для школьников останется прежней – 309 тенге за обед, а вот цены на продукты в конкурсной документации занижены.

«Стоимость овощей нам посчитали на уровне февраля 2019 года, а уже май. Невозможно купить капусту по цене 65 тенге за килограмм, она продается по цене выше 300 тенге, – говорит предприниматель Евгений Семенов. – А мясо в конкурсной документации нам оценили по одной тысяче тенге за килограмм. Такой стоимости нет уже несколько лет! Нам приходится приобретать мясо по цене от 1300 до 2500 тенге! В акимате города же нам говорят, что такие цены они взяли из информации органов статистики. Это просто ужасно!»

По словам общественницы и предпринимательницы Елены Березинской-Абиловой, к которой представители «столовского» бизнеса обратились за помощью, в некоторых школах площади позволили бы создать мясной цех, но реконструкция помещений не предусмотрена проектом ГЧП. Более того, согласно требованиям санитарных норм и правил в школьной столовой необходимо держать трехкратный объем посуды. Если в столовой учебного заведения 300 посадочных мест, то арендаторам подобает держать 900 комплектов сервировочной посуды. Но ни в одной школьной столовой для этого нет места. 

Суть модернизации должна быть в другом

«Качество питания, обслуживания от такой модернизации не улучшится. Ни одна школа не располагает помещениями для хранения посуды, нет складских помещений. Во многих школах холодильные установки находятся рядом со складом сухих продуктов. Это недопустимо, – говорит Елена Березинская-Абилова. – Вообще, я склоняюсь к тому, чтобы были привлечены эксперты к реализации этого проекта, чего не было сделано. И он не сформирован как проект, поэтому в нем есть такие недочеты, мягко говоря».

Елена Березинская-Абилова считает, что нужно реабилитировать проект через призму проектного менеджмента. По ее словам, конкурс по ГЧП отменить нельзя, но приостановить вполне возможно. За это время есть необходимость провести внутренний и внешний анализы коррупционных рисков.

«Когда бизнес вкладывает такие большие суммы, здесь высоки коррупционные, предпринимательские риски – их никто не считал. Мы с руководством филиала Академии государственной службы предлагали завести проект в проектный менеджмент на совещании рабочей группы, но Управление образование решило сделать по-своему», – говорит она.  Идеи ГЧП для школьных столовых хорошие, а исполнение плохое. Управлению образования, Региональному центру ГЧП ВКО следовало провести мониторинг жалоб. Одна из них касается того, что наши дети, находясь в школе с восьми утра до вечера, питаются только один раз в день. Это противоречит принципам здорового питания, здорового образа жизни»

По ее мнению, модернизация школьных столовых – это не ремонт, а диверсификация бизнес-процессов, налаживание производственного, технологического процессов, увеличение пропускной способности пищеблоков, формирование маркетинговой стратегии здорового питания.

«Вот в этом суть программы. Ее инициаторы именно это имели в виду, – считает г-жа Березинская-Абилова. – Но «внизу» каждый интерпретирует ее, как хочет, потому что отсутствуют проектный менеджмент и проектное управление при реализации проектов».

Проект ГЧП по модернизации школьных столовых сейчас реализуют, по данным предпринимателей, в Усть-Каменогорске, Павлодаре и Экибастузе. В районах ВКО тоже «зондируют» почву для внедрения такого проекта. По данным директора Палаты предпринимателей Кокпектинского района Алии Мукашевой, к ней поступают жалобы от арендаторов школьных столовых, к которым пришли с проверками представители отдела образования района. У проверяющих нет санитарных допусков, чтобы находится в пищеблоках, но это их не смущает.

«Более того, они настолько мало компетентны в вопросах организации школьного питания, что взвешивают на весах кисель, хотя всем известно – этот напиток измеряют в миллилитрах», – говорит Алия Мукашева.

Ольга Ушакова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: