В Атырауской области в проектах крупнейших добывающих и машиностроительных предприятияй доля местного содержания (ДМС) по-прежнему остается на низком уровне. Об этом рассказал в своем блоге управляющий директор департамента торговли НПП РК "Атамекен" Динмухамед Абсаттаров.
"По данным аналитического центра Talap, более 90% налоговых поступлений дают те 10% предприятий, которые сконцентрированы в сфере добычи сырой нефти и попутного газа. Согласно исследованию LS Analytics, из 100 лидирующих налогоплательщиков первые 12 компаний являются крупнейшими донорами страны", – пишет эксперт.
Однако при этом статистика по доле местного содержания в таких компаниях выглядит неутешительно. Например, в закупках товаров, работ и услуг (ТРУ) ТОО "Тенгизшевройл" показывает понижающую тенденцию: если в 2015 году ДМС составляла 47,3%, то в 2017 году – 28,7%. Иначе ситуация обстоит в других крупных добывающих компаниях региона – в закупках "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В." и NCOC за три года ДМС выросла с 45,1% до 54,1% и 27,7% до 32% соответственно, однако, как мы видим, она все равно мала.
"Если разбирать по видам работ и услуг, то самый низкий процент ДМС наблюдается в бурении и строительстве скважин (всего 6-7%), геологических и геофизических услугах (10-12%), проектировании и инжиниринге (только в "ТШО" этот показатель 53,9%)", – говорит г-н Абсаттаров.
При этом проект расширения "Тенгизшевройла" на 40 млрд долларов стал одним из самых больших инвестиционных проектов Казахстана за последние 10 лет.
"Также расширилось и Карачаганакское месторождение на 4,5 миллиарда долларов. В целом нефтесервисная индустрия в 2017 году составила более 2,3 триллиона тенге, что на триллион больше, чем в 2015 году. Все это прямая экономическая польза в виде обязательных взносов в бюджет", – уточняет спикер.
Вместе с тем, как отмечает г-н Абсаттаров, в Атырауской области, кроме нефти, высокий потенциал машиностроения:
"В 2017 году объем продукции машиностроительных компаний составил 32,2 миллиарда тенге. Довольно существенная цифра, хотя и немного ниже, чем в 2016 году – 43,5 миллиарда. Хочется отметить, что эта сфера находится в прямой зависимости от импорта из РФ, Китая, Японии и Кореи. Все это по причине нехватки квалифицированных кадров. А ведь люди являются показателем уровня развития государства и его встраивания в мировую цепочку добавленной стоимости. Однако жизнь показала обратное. Вот и нефтегазовые компании вынуждены нанимать рабочую силу из-за рубежа и отдавать на аутсорс более сложные работы и услуги".
В качестве примера эксперт опять же приводит "Тенгизшевройл": ливанская компания заключила с "ТШО" контракт на строительство 3GP-завода на 1,5 млрд долларов, турецкая компания – на кустовые скважины в объеме 400 млн долларов, итальянское предприятие – 450 млн долларов, российский "Веллострой" получил контракт на строительство завода 3GI за 300 млн долларов.
"Правда, есть достойные казахстанские предприятия, которые за короткий промежуток времени освоили требования иностранных нефтяных компаний и успешно сотрудничают с ними. Таким является ТОО "Каспий плюс" – актюбинская компания, производственная база которой располагается в Атырау. В настоящее время ТОО "Каспий плюс" импортозаместил более 500 комплектующих частей на десятки миллионов долларов. Это крепежные материалы, буровые долота, латунированная фибра, гибкие проволоки, строительные анкера и другое. Более того, поступают десятки предложений к ТОО "Каспий плюс" по освоению внешних рынков даже со стороны Schlumberger", – рассказывает г-н Абсаттаров.
Однако при этом только в 2017 году в Атырауской области объем импорта из стран ЕАЭС по 13 товарным позициям составил 14,3 млн долларов.
"Самое интересное, что те продукты, которые закупаются у соседних стран, спокойно и в достаточном объеме производят на внутреннем рынке! А это и мясо, в том числе мясо птицы, и пищевые субпродукты, молоко и молочные изделия, масло сливочное, сыр и творог, мука, масло подсолнечное и даже яйца. В то время как имеется реальный потенциал импортозамещения завозимых продуктов местными предпринимателями, регион упорно продолжает закупать импортные товары. Неужели яйца российского производства лучше и дешевле наших, казахстанских? Или действительно ли белорусская сгущенка слаще нашей? Удивительно, не правда ли?" – сетует эксперт.
Также Динмухамед Абсаттаров поделился информацией о том, что Атырауская область имеет сильный потенциал для разведения рыб осетровых пород:
"Для этого имеются все рыночные предпосылки: отсутствие в Казахстане разрешения на промышленный улов осетра, дефицит потребления рыбы в стране в объеме 195 тысяч тонн, доля импорта осетра –17%, доступ к крупным рынкам сбыта – РФ и КНР. В целом потенциал добычи рыбы оценивается от 25,5 тысячидо 29 тысяч тонн. Соответственно, возможно увеличить объемы производства рыбы в 2,5-3 раза больше текущего. Спрос на внешних рынках постоянно растет: РФ, Украина, Азербайджан, Узбекистан, Армения, Таджикистан, Грузия и страны ЕС – Германия, Польша, Франция, Латвия. Эти страны ежегодно импортируют рыбу на сотни миллионов долларов, и на этом рынке Казахстан мог бы занимать существенную долю".
Однако данный потенциал не реализуется должным образом. В 2017 году добыча рыбы была ниже установленного лимита и составила 11,0 тыс. тонн вместо запланированных 14,4 тыс. тонн. Причиной этого спикер называет активный рост теневого рынка рыбной продукции в Исатайском и Курмангазинском районах Атырауской области.
"В 2017 году только в селе Жамбай было незаконно выловлено 292 тонны частиковой и осетровых пород, а также (добыто. – Прим. ред.) 48 тонн черной икры. И это только данные по учетам правоохранительных органов. Ориентировочный объем теневого денежного оборота составляет более 8,7 миллиарда тенге", – сообщает г-н Абсаттаров.
При этом анализ экспертов демонстрирует возможность реализовать в регионе несколько крупных проектов, которые перечислил спикер:
1. Строительство цеха по переработке рыбных отходов (существенные объемы рыбных отходов закупаются предпринимателями из РФ по цене 10 тенге за 1 кг. Это же сырье, переработанное в рыбную муку, продается РК по цене 500-600 тенге за 1 кг).
2. Развитие тепличных комплексов промышленного типа (по области работают 29 теплиц, с общей площадью всего 7,7 га, большая часть – простые фермерские типовые теплицы).
3. Развитие межрегионального торгово-логистического сотрудничества внутри западного макрорегиона по осевым связям Атырау – Актау, Атырау – Уральск и Атырау – Актобе.
4. Развитие услуг по профессиональной, научной и технической деятельности, ориентированных на нефтяную отрасль – бизнес-услуги.
5. Расширение механизмов доступа к финансовым ресурсам населения сельской местности, в том числе через инструменты МФО (более 50% населения живет в аулах).
6. Открытие специальных факультетов в вузах по рыбной промышленности.
Сара Бухина