/img/tv1.svg
RU KZ
В бизнес со студенческой скамьи

В бизнес со студенческой скамьи

Именно на это нацелены студенты вузов, собравшиеся в эти дни в столице, на площадке Enterpreneurial MeetUP.

09:35 12 Декабрь 2019 5257

В бизнес со студенческой скамьи

Автор:

Айгуль Тулекбаева

Каждый из них презентовал свой стартап-проект, а также получил массу кейсов по тому, в каком направлении им стоит двигаться и какие навыки развивать.

Студентка из Костаная Аида Мурзасеитова вместе со своей командой представила проект рубашки на магнитах. Идея возникла не на пустом месте.

«Я ходила в гости к тете, у нее сын болен ДЦП. Я заметила, что ему сложно застегнуть пуговицы на рубашках. Это занимало много времени. Позже мы с ребятами разработали проект, который мог бы помочь не только моему братишке, но и другим казахстанским детям», – рассказывает она.

Сейчас свою продукцию – рубашки с магнитами вместо пуговиц – Аида и ее единомышленники продают внутри университета за шесть тысяч тенге. Шьют их по заказу в ателье.

«В одном из интервью уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин сказала, что предприятия, создавая людям с ограниченными возможностями спецодежду, отделяют их от общества. Наша же особенность в том, что мы шьем обычные рубашки, удобные для наших клиентов, не делаем акцент на их ограниченные возможности», – говорит Аида.

Артём Хайрулин из Актюбинского политехнического колледжа с детства мечтал стать известным программистом. В восемь лет, пока его ровесники возились с игрушками, Артём уже познавал азы компьютерной грамотности. Отчасти примером для него стал сооснователь Apple Стив Джобс.

Вместе с двумя дизайнерами Артём разрабатывает пауэрбанк со съемными аккумуляторами. Его себестоимость оценивается в $8-9 за единицу, а «розница» – в $20.

«Многим приходится покупать гаджеты вместо старых. Частая причина ломки – в аккумуляторе, а поскольку он у нас съемный, вы просто его меняете, и все. Это намного дешевле», – говорит он. По его словам, подобное устройство есть у китайцев, но оно имеет много недочетов. Сейчас IT-команда дорабатывает свой стартап.

Салтанат Орманова из Актюбинского университета им К. Жубанова занимается геометрическими скульптурами. Сейчас это мировой тренд, но в Казахстане он только набирает силу. Салтанат учится на дизайнера, и поэтому ее хобби может вполне перерасти в собственное дело. Тем более уже есть заказы, в основном от владельцев кофеен и мелких магазинов. Судя по работам девушки, они могут быть востребованы и среди многочисленных ТРЦ и кафе республики.

Будущий педагог из Павлодара Асем Каирбекова вместе с подругами представила тактильную азбуку. Во время прохождения практики они увидели, что дети не проявляют интерес к алфавиту. Поэтому и придумали такие буквы на ощупь. Они значительно ускоряют процесс изучения, говорит Асем.

«Это полностью хэндмейд-продукт. На данный момент сделано 650 азбук, нам помог университет, частная мебельная компания. Многие образцы мы раздарили общеобразовательным учреждениям в Павлодаре, чтобы протестировать их и получить фидбэк. На данный момент у нас есть своя авторская методика, по которой нужно изучать буквы. В нашей команде пять человек, трое из них логопеды-дефектологи», – рассказывает девушка.

Стоимость азбуки составит от 5,5 тыс. тенге. Девушки намерены запустить ее в продажу со следующего года.

Студентки Инновационного Евразийского университета (Павлодар) Виктория Санюта и Диана Койчубаева выпускают фрипсы – фруктовые чипсы. Всего четыре вкуса – киви, бананы, яблоки и микс.

«Фрипсы в магазинах дорого стоят, и не каждый студент может их себе позволить. Мы решили в университете продвигать тему здорового питания. Наш вуз подержал», – говорят они.

В университете им предоставили необходимое оборудование, Виктория и Диана договорились с кафетериями на территории вуза о реализации своего продукта.

Сейчас они уже выкупили оборудование и готовы купить более мощную технику. В неделю девушки продают по 25-30 пачек сладостей. Для них это больше социальный проект.

«Раньше представление о бизнесе было другим, казалось, что это очень легко. Но сейчас мы понимаем, что это не так, нужно уделять этому огромное количество времени. Особенно приятно, когда это все приносит пользу. Мы не будем останавливаться на достигнутом и хотели бы выйти в розничную сеть», – говорят они.

Вернемся к тому событию, которое объединило этих и других активных ребят в столице, к Enterpreneurial MeetUP. Он проходит в рамках проекта «Экосистема студенческого предпринимательства», который второй год подряд проводится при поддержке компании ERG (Евразийская Группа), AlmaU School of Entrepreneurship and Innovations, Ассоциации друзей Тель-Авивского университета в Казахстане. Участники проекта – студенты из регионов присутствия ERG. В основном это малые города – Хромтау, Рудный, Аксу, Экибастуз, а также областные центры – Павлодар, Актобе, Костанай, Караганда.

Цель проекта – трансформация классических региональных университетов в предпринимательские, развитие предпринимательских навыков у студентов. За три года обучение прошли не только студенты, но и преподаватели.

Такие мероприятия позволяют молодежи окунуться в мир бизнеса и уже сейчас, со студенческой скамьи попробовать себя в качестве предпринимателя. Для участников проекта проходят тренинги по развитию бренда, ошибкам стартапа, финансовой грамотности. Предоставлена возможность встретиться с топ-менеджментом крупных компаний, представителями малого и среднего бизнеса. Одним из гостевых спикеров, к примеру, стал глава Евразийского банка Валентин Морозов. Он посоветовал ребятам уметь выбирать самому себе дорогу в жизни.

«Ищите то, что вам нравится, вы совсем еще молодые. Выбор вуза обычно определяется родителями, но сейчас вы начинаете взрослеть, совсем скоро – и вы закончите университет. Никто вас за руку вести не будет, четкая программированная часть закончится. Поэтому первое – занимайтесь тем, что нравится, что делает вас счастливым. Вариантов много. Останавливаться и опускать руки – непростительно. У меня к вам даже не совет, а просьба – мечтайте, дерзайте. Комбинация учебы и кропотливой работы обязательно приведет к успеху. В условиях современного мира некоторые профессии могут исчезнуть, единственное, что не устареет, – это вера в себя и ваша целеустремленность», – говорит он.

Валентин Морозов также обсудил с участниками роль цифровизации в глобальном мире, ее влияние на нашу жизнь, а также ответил на вопросы о конкуренции.

Прошедшие два дня были очень насыщенными. Они помогли участникам понять, как совершенствовать свои стартапы и стать лучше.

Айгуль Тулекбаева

Материал подготовлен совместно с партнерами​

Какие казахстанские стартапы «выстрелили» в пандемию – эксперт

Приложения по изучению английского языка и фитнеса для мусульманок, а также биржи для фрилансеров – успешные отечественные стартапы, которые выросли в пандемию.

15 Октябрь 2020 15:12 2389

Какие стартапы популярны в новых реалиях? Как стартапы развивают МСБ в Казахстане? Как запустить свой успешный стартап? Об этом говорим в программе «Интервью» с экспертом по развитию экосистемы и корпоративных инноваций Алимом Хамитовым.

Алим, здравствуйте! Стартапы каких отраслей наиболее популярны сегодня?

После пандемии и карантина слова «цифровизация» и «уход в онлайн» стали наиболее понятны.

В связи с тем, что закрылись границы и выстроились ограничения в городе и вне, в связи с тем, что, в принципе, было сложно вести свой повседневный образ жизни как раньше, остается только одно – выходить онлайн и получать услуги и закрывать свои потребности только так.

С другой стороны, тот самый бизнес, который раньше работал офлайн, не ожидал такого удара. Поэтому понимание цифровизации и диверсификации, когда ты не можешь, как бизнес, заниматься чем-то одним, стали настолько актуальны, что кто-то успел и смог адаптироваться, а кто-то нет.

Все то, что касается технологий в образовании... я знаю, что министерство здравоохранения внедрило ряд платформ, где ученики занимаются, и параллельно взлетел спрос на образовательный контент как на локальных, так и на международных платформах.

Вторая сфера – все то, что касается торговли. Та самая электронная коммерция, которая набирала обороты.

Она также по показателям взлетела вверх из-за пандемии. У людей не было привычки покупать онлайн, но при отсутствии другого выбора они стали это делать.

Третье – это сфера, которая актуальна не только для стартапов, но и для развития бизнеса, – получение услуг медицинского характера онлайн.

Четвертое направление – Entertainment, развлечение. Я также наблюдал цифры в исследованиях – надо было тратить дополнительное время, которое появилось. Люди покупали сериалы, покупали игры и уходили в спорттех.

То есть пандемия дала определенный толчок для развития стартапов. А есть конкретный пример, чтобы в Казахстане создали успешный стартап во время пандемии ?

Стартапы, которые появились во время пандемии... Один из примеров – это онлайн-платформа по изучению английского языка. Мы знаем, что это хороший тренд, многие учат английский язык. В связи с тем, что образовательные центры закрыты, остается делать это только онлайн.

Второе направление… Во время пандемии появились различного рода площадки для фрилансеров – для специалистов узкой специализации. Любой человек мог зайти туда и найти любого специалиста.

Третий пример – это тоже интересное приложение. Приложение для девушек-мусульманок – тех, кто носит хиджаб. Им и так было всегда сложно заниматься фитнесом, потому что в мусульманском мире не приветствуется, когда девушки ходят в фитнес-центры. В данном случае ребята хорошо запустились в апреле и за время пандемии получили 80 000 скачиваний.

То есть можно сказать, что стартапы развивают МСБ в Казахстане. А можно ли сказать, что стартапы зарабатывают в условиях коронакризиса?

Что такое стартап? По факту это ранняя стадия бизнеса. Если вы запускаете определенный продукт, надо отталкиваться от того, что вы решаете определенную «боль». «Новые боли» появились во время пандемии. Если мы говорим конкретно про бизнес и заработок, вы должны решить – какую «боль» вы решаете и какая у вас бизнес-модель. После пандемии многие привычки людей поменялись, и появился простор, чтобы фиксировать различного рода гипотезы и на этом зарабатывать.

Наверняка, многим людям, которые сейчас работают над стартапами, будет интересно узнать, какие именно стартапы находят отклик у инвесторов и как сделать так, чтобы инвестировали в проект?

Если говорить конкретно о привлечении инвестиций на стадии стартапа, то любой инвестор смотрит на четыре критерия.

Первое – это команда. Потому что, когда вы выйдете на рынок и начнете продавать, есть большая вероятность того, что стартап может не взлететь. Вы, как команда, должны понимать ту отрасль, в которую вы идете.

Второй критерий – все то, что вы создаете, должно иметь конкретную ценность для рынка и закрывать конкретную «боль». На раннем этапе вы должны доказать что эта «боль» существует. Особенно если вы IT-стартап, не тратьте 90% времени только на разработку. Есть правила – 50% времени вы тратите на разработку, 50% времени вы разговариваете с рынком. Когда вы разговариваете с инвестором, он от вас ждет, что вы ему покажете факты – может быть, кто-то зарегистрировался (на сайте. – Прим. ред.), может быть, кто-то скачал и так далее.

Третий критерий при поиске инвестиций – масштабируемость. Никому не интересно вкладываться в проект, который интересен только для Алматы или даже только для Казахстана. Как минимум – Центральная Азия, СНГ.

Если у вас есть продукт, который продается и вы это доказали без инвестиций, вы найдете инвестора. Он с удовольствием отдаст вам средства на развитие проекта.

У нас, в Центральной Азии, в Казахстане, одни плюсы – недорогая рабочая сила, недорогой Интернет, хорошее проникновение Интернета, открытое общество, которое хорошо впитывает «новинки». И это для вас должно являться хорошей тестовой площадкой. После вы должны сразу выходить на международные рынки и делать большую историю. Хоть вы и делаете свой бизнес без инвестиций, хоть вы привлекаете инвестиции – очень важно делать большой бизнес, который обслуживает большое количество людей – это единственный путь построить какой-то устойчивый бизнес. Потому что у нас нет таких ресурсов в Казахстане.

По статистике американских аналитиков, менее 50% стартапов выживают в течение первых пяти лет. У нас, в Казахстане, один из ста стартапов выживает. Почему так происходит?

Я бы сказал, что у нас меньше одного стартапа выживает из 100. Суть в этой статистике везде одна, то есть одна и та же причина.

Первая причина – большинство стартапов пытаются делать то, что никому не нужно. Когда команда пытается сделать продукт, не разговаривает с рынком, не проверяет свои гипотезы изначально, не пытается привлечь клиентов с первого дня. То есть первая причина – это отсутствие спроса.

Вторая причина – команда идет в ту сферу, в которой не имеет отраслевой экспертизы. Этот вопрос решаем – команда всегда может привлечь такого специалиста или найти ментора-наставника.

Третье – финансирование. Очень мало бизнес-ангелов верят и хотят вкладывать в IT-стартапы, но тренд меняется и появляются первые кейсы. Но пока это единичные кейсы на рынке.

Я, как человек, который занимается корпоративными инновациями, говорю, что не надо сегодня делать «би ту си»-проекты, надо делать «би ту би»-проекты. Корпоративный сектор достаточно хорошо развит в Казахстане. Корпорации становятся открытыми, они смотрят на местные решения. Поэтому желательно сделать небольшую историю или «пилот» с какой-нибудь корпорацией. Это подтвердит спрос, то, что вы решаете какую-то определенную проблему. И дальше нужно идти масштабироваться.

Что сейчас делать начинающему стартаперу – как открыть свой стартап? Дайте совет!

Первый совет – быть открытым к обратной связи от рынка.

Второй – быть очень быстрым. Сегодня настолько все быстро меняется, что вы не можете себе позволить делать продукт три-шесть месяцев.

Третий – не надо искать инвестиции сразу. Делайте свой бизнес из тех ресурсов, которые есть. И это возможно. Идите за финансированием только в том случае, когда вы можете стопроцентно сказать, что ваш продукт решает хотя бы какую-то проблему, и вам просто нужно менторство и финансирование, чтобы превратить это в работающий бизнес.

Регина Ким, журналист

Алим Хамитов, эксперт по развитию экосистемы и корпоративных инноваций


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Стартап-проекты помогут увеличить долю инноваций в ВВП до 5% к 2024 году

Казахстанский стартап-рынок начал активно развиваться с 2018 года.

23 Июнь 2020 09:39 2756

Несмотря на то, что экосистема еще находится на этапе становления, стартап-проекты уже активно внедряются в национальную экономику и нередко занимают лидирующие позиции на международных конкурсах, говорится в обзоре портала FinReview. Этому способствуют созданные в Казахстане инвестиционные фонды, которые вкладываются в стартапы, а также площадки – инкубаторы, акселераторы, где предприниматели могут развивать и прорабатывать свои идеи. Сейчас доля инновационной продукции в ВВП Казахстана составляет порядка 1,4%. Однако в ближайшие пять лет стартап-проекты могут существенно усилить инновационную активность в стране.

Казахстан стремится попасть в топ-30 передовых стран мира. Для достижения этой стратегической цели в приоритет ставится развитие науки и инноваций. Например, министерство по инвестициям и развитию стимулирует крупные промышленные предприятия внедрять элементы «Индустрии 4.0». Так по их замыслу экономика быстрее перейдет к цифровизации.

Однако, как показывает опыт западных стран, таких как Германия, Франция, Канада, США, а также восточных – Китая, Японии, Кореи, основными поставщиками инноваций и новых идей остаются малые предприятия и стартап-проекты. Казахстану, как стране с сырьевой экономикой, развитие инноваций позволит снизить зависимость ВВП от мировых цен на нефть, которые уже в текущем году продемонстрировали рекордное падение за последние двадцать лет. Поэтому государство закладывает основу для инновационной экосистемы – открывает технопарки и инновационные хабы, выделяет инвестиционные средства на поддержку инноваций, развивает венчурное финансирование.

Тем не менее стартап-экосистема Казахстана пока находится на начальном этапе развития

Глобальным исследованием стартап-экосистем, проводимым международным агентством Startup Genome (США), охвачено 150 экосистем по всему миру, в том числе город Нур-Султан. Согласно методологии, их жизненный цикл состоит из четырех этапов развития:

  • активация;
  • глобализация;
  • расширение;
  • интеграция.

Исследование показало, что стартап-рынок в Нур-Султане находится на стадии активации жизненного цикла. Этот результат также характеризует ситуацию на рынке всей страны в целом.

Активное развитие казахстанского стартап-рынка началось лишь в 2018 году. Именно тогда в стране был принят Закон «О венчурном финансировании», который регламентирует этот рынок. Правовые новшества упростили условия образования и функционирования венчурных фондов. Если раньше фондам требовалось создание юридического лица с определением уставного капитала и структуры, состоящей из совета директоров и исполнительного органа, а также регулярная сдача отчетности, то теперь им необходимо только заключить договор венчурного фонда.

Это событие дало толчок финансированию рынка новых технологий. Поэтому для их привлечения в стартап-проекты в этом же году были созданы современные технопарки и инновационные хабы, среди которых FinTech Hub Международного финансового центра «Астана», Astana Hub, QazTechVentures, Tech Garden.

Как формируется стартап-экосистема Казахстана?

Технопарки являются одним из средств стимулирования и развития национальной экономики. Они особенно эффективны для моноотраслевых регионов, остро нуждающихся в диверсификации и новых технологиях.

Отличительная особенность технопарков – наличие бизнес-инкубаторов, в которых молодым компаниям предоставляют оборудованные офисные и производственные помещения на льготных условиях. За период «взращивания» компания должна нарастить потенциал для дальнейшего самостоятельного функционирования и развития.

Сегодня в Казахстане функционируют более 40 технологических бизнес-инкубаторов. Полную карту стартап-экосистемы можно посмотреть на сайте инкубатора MOST. Помимо самого MOST, есть nFactorial, Astana Hub, TechGarden, Impact Hub, Astana Business Campus и другие. Для запуска и развития стартапов они проводят различные стимулирующие программы, среди которых программы инкубации и акселерации, а также школа трекеров, где участники проходят обучение развитию собственного бизнеса и привлечению финансирования. Эти программы высоко востребованы среди стартаперов. К примеру, международный технопарк Astana Hub уже заполнен на 100% – к концу 2019 года насчитывалось 233 стартапа, а программу акселерации прошел 91 проект.

Другим важным компонентом развития экосистемы стартапов является венчурное финансирование, которое представляет собой долгосрочные высокорисковые частные инвестиции, предоставляемые новым технологическим компаниям. Такой формой поддержки инновационной активности в стране занимается QazTechVentures. В ноябре 2019 года совместно с сингапурским партнером Pavilion Capital создан фонд Quest Ventures Asia Fund II, капитализация которого составила 50 млн долл. США. Эти средства уже направляются на финансирование проектов за счет запуска акселерационной программы.

Помимо развития IT-стартапов, в Казахстане также создана «регуляторная песочница» FinTech Lab для поддержки финтех-проектов

Сейчас финтех-рынок представляет собой активно развивающийся сегмент технологического прогресса, который с каждым годом усиливает свое влияние. К примеру, в 2017 году его объем вырос в семь раз по сравнению с 2015 годом, и в 24 раза – по сравнению с 2014 годом, достигнув 17 млрд тенге.

Рынок, без сомнения, будет и дальше набирать обороты и стремительно менять структуру финансового сектора. Сейчас, по различным оценкам, около 75% клиентов банковских услуг предпочитают мобильные приложения в качестве основного средства коммуникации с банком.

Поэтому, в рамках комплексного подхода к развитию финтех-экосистемы в Казахстане создан Международный финансовый центр «Астана», функционирующий на основе общего права, одно из преимуществ которого – наиболее благоприятные условия для венчурных инвестиций. Уже в январе 2018 года регулятором финансовых услуг МФЦА – комитетом по регулированию финансовых услуг запущена первая в Центрально-Азиатском регионе «регуляторная песочница» под названием FinTech Lab. Созданная среда позволяет компаниям тестировать и разрабатывать инновационные финансовые продукты и услуги в рамках специального режима регулирования.

Другой важной особенностью развития финтех-рынка является запуск на базе FinTech Hub МФЦА программы инкубации и акселерации стартапов, реализующихся с партнерами международного уровня, такими как VISA, Seedstars и Startupbootcamp. В рамках этих программ около 120 стартапов уже получили поддержку.

Например, в программе акселерации Fintechstars в 2018 году приняли участие 146 компаний из 33 стран мира. Среди них были отобраны 10 лучших проектов (шесть казахстанских и четыре – из России, Украины, Грузии и Нигерии), получивших по 20 тыс. долл. США инвестиционных средств, а также возможность работать с командой акселератора, доступ к вебинарам, семинарам и техническим решениям от партнеров Seedstars.

Примеры успешно реализованных казахстанских стартап-проектов

«Умные» очки, гаджеты для программирования, сервис для отслеживания нахождения детей, сервис подбора юридических специалистов, электронные кошельки, финансовые агрегаторы – это лишь часть успешных стартап-проектов, созданных казахстанцами.

К примеру, стартап-проект ORBI Prime, производящий первые в мире «умные» очки для записи панорамного видео. Проект привлек инвестиции на сумму 3 млн долл. США и предзаказ товара объемом 350 тыс. долл. США.

Также можно отметить проект Robo Wunderkind, выпускающий роботов, которых можно самостоятельно собрать и запрограммировать на выполнение каких-либо действий. Продукция компании продается практически по всему миру, а привлеченные инвестиционные средства уже превысили 500 тыс. долл. США.

В финтех-сфере примером востребованного проекта является сервис Lendex по трансграничному розничному кредитованию клиентов в странах Центральной и Юго-Восточной Азии с численностью целевой аудитории 500 млн человек. Через созданную платформу криптоинвесторы могут выдавать микрокредиты проверенным заемщикам в национальных валютах. Сервис уже привлек свыше 1 млн долл. США инвестиционных средств.

В число успешно реализованных финтех-проектов также входит мобильное приложение «Рахмет», позволяющее оплачивать покупки через смартфон. За два года функционирования активными пользователями приложения стали 1,5 млн казахстанцев, которые ежемесячно проводят более 600 тыс. транзакций. Привлеченные в компанию инвестиционные средства превысили 5 млн долл. США.

Полную карту финтех-проектов можно посмотреть на сайте FinTech Hub МФЦА.

Какой эффект оказывают стартап-проекты на национальную экономику?

Основной эффект – рост инновационного предпринимательства. Разрабатывая и внедряя технологические решения, стартап-проекты не только стимулируют бизнес-активность в стране, но и оказывают поддержку реальному сектору экономики. К примеру, в странах восточной Европы, США, Китае, Японии за счет развитого стартап-рынка доля инноваций в структуре ВВП превышает 20%.

В Казахстане этот показатель составляет лишь 1,4%. Но, учитывая, что стартап-рынок, все еще находящийся на этапе становления, уже стремительно растет, инновационная активность в стране может существенно увеличиться в ближайшие годы. Как минимум в течение последующих пяти лет доля инноваций достигнет 5% от ВВП.

Другим экономическим эффектом развития стартап-экосистемы является повышение доступности венчурного капитала. В 2019 году Казахстану удалось занять 89-е место в рейтинге ГИК ВЭФ по индикатору «Доступность венчурного капитала», хотя два года назад страна располагалась лишь на 102-м месте.


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Новости

Все новости