В Казахстане анонсирована новая возможность для покупателей автомобилей. Теперь физические лица смогут приобрести автомобиль в лизинг, что, по планам, сделает их более доступными для населения. Десятилетиями казахстанцы знали только один путь к новой машине (помимо полной оплаты) – банковский автокредит.
Теперь на рынок выходит новый, более сложный, но потенциально более гибкий финансовый инструмент. Редакция inbusiness.kz разбиралась, в чем разница между этими продуктами, каков мировой опыт и с какими "подводными камнями" могут столкнуться первые казахстанские лизингополучатели.
Ключевое отличие – в собственности
Чтобы понять суть инициативы, необходимо четко разделить эти два понятия.
Автокредит (привычная схема): банк одобряет вам заем. Вы покупаете автомобиль, он сразу становится вашей собственностью. Однако он находится в залоге у банка до тех пор, пока вы не выплатите всю сумму долга вместе с процентами. Вы несете полную ответственность за страховку, налоги и техобслуживание.
Автолизинг (новая схема): вы приходите в лизинговую компанию, которая покупает для вас автомобиль, и он остается в ее собственности. Вы получаете машину в долгосрочную аренду (например, на 3 или 5 лет) и вносите ежемесячные платежи. Эти платежи покрывают не всю стоимость авто, а лишь его амортизацию (потерю стоимости) за время вашего пользования, плюс процент компании.
По окончании срока договора у вас, как правило, три варианта:
• вернуть автомобиль компании и взять новый (по новой лизинговой программе);
• выкупить автомобиль по заранее оговоренной остаточной стоимости;
• продлить договор лизинга на новых условиях.
Фундаментальная разница – во владении. При кредите вы – владелец, при лизинге – арендатор с правом выкупа.
Мировой опыт: от "подписки" в Японии до половины рынка в США
Запуск лизинга для физлиц в Казахстане – это не инновация, а следование глобальному тренду. Во многих развитых странах этот инструмент давно и прочно укоренился в потребительской культуре.
Как отметил в беседе с Inbusiness.kz автоэксперт Эдуард Эдоков, в Казахстане "частные лица в лизинг автомобили не берут", в то время как в мире ситуация кардинально иная.
В США, например, до четверти всех новых машин приобретаются в лизинг. А в сегменте электромобилей этот показатель превышает половину всех сделок. В Германии лизинг – это практически основной инструмент для обновления автопарка как для малого бизнеса, так и для частных домохозяйств. В Японии пошли еще дальше, развивая формат "подписки на авто": клиент платит фиксированную сумму, в которую уже включены и техобслуживание, и страховка.
Только для новых авто
Как считает генеральный директор агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка Артур Мискарян, немедленного и резкого влияния лизинга на цены ждать не стоит. Новый инструмент будет использоваться в основном для покупки новых автомобилей и в ближайшее время никак не затронет рынок подержанных авто.
"Данный инструмент (лизинг для физлиц) будет использоваться покупателями новых автомобилей, поэтому в ближайшее время никак не затронет рынок подержанных авто. Рынок новых авто не испытывает дефицита, поэтому и в этой части рынка ожидать изменений не стоит", – отмечает Мискарян.
Гораздо большее влияние на стоимость автомашин, по мнению специалистов, продолжат оказывать общие инфляционные процессы и курс доллара. Однако само по себе расширение набора финансовых инструментов, безусловно, является фактором повышения доступности автомобилей.
Плюсы, риски и "подводные камни"
Эдоков подчеркивает, что потребители будут рассматривать лизинг лишь при определенных условиях. Ключевым из них является потенциально более низкий ежемесячный платеж. Это принципиальный момент: в отличие от кредита, где клиент платит за всю машину, в лизинге он оплачивает только ее амортизацию за время пользования. Если этот платеж не будет ощутимо ниже кредитного, вся схема, по мнению эксперта, просто не будет востребована.
Вторым плюсом может стать формат "все включено". По мировому опыту, в лизинговый платеж часто входят техническое обслуживание и все страховки (КАСКО, ОГПО), что снимает с водителя лишнюю "головную боль".
Наконец, это удобство постоянного обновления. Инструмент идеален для тех, кто предпочитает менять машину каждые 2-3 года, возвращая старую компании и сразу получая новую.
Почему же этот инструмент не был развит раньше? Эксперты объясняют это тем, что рынку и регулятору требовалось несколько лет на разработку законодательства. Кроме того, лизинг – это более сложная финансовая схема, чем кредит. Ее главные риски таковы:
- Ограничение по пробегу. Это, пожалуй, самый жесткий минус. Лизинговая компания остается собственником и хочет сохранить остаточную стоимость актива. В договоре будет четко прописан лимит (например, 10-15 тысяч км в год). Превышение будет караться штрафами, а использовать машину для предоставления услуги такси, "убивая" ее ресурс, не получится.
- Непрозрачный расчет остаточной стоимости. Это второй скользкий момент. Эксперты опасаются, что компании, страхуя свои риски (не зная, что будет с ценой через 3 года), могут завышать эту выкупную стоимость. В итоге, когда придет время, рыночная цена авто будет 2 млн, а в договоре будет стоять 4 млн, что сделает выкуп невыгодным.
- Жесткий скоринг. Для потребителя доступ будет определяться строгой системой оценки. Как отмечают специалисты, при лизинге значение прозрачности и стабильности официальных доходов возрастает многократно.
Альтернатива кредиту или нишевый продукт
Главный вопрос, который определит судьбу всей инициативы, – цена денег. Доступность будет только в том случае, если стоимость фондирования для самого лизингодателя будет дешевле, чем в банке. А это, в свою очередь, возможно только при специальных государственных программах субсидирования.
Если лизинговая компания будет привлекать деньги дороже, чем банк, никакого волшебства не произойдет – лизинг окажется дороже кредита.
Помимо субсидий, для успеха потребуются еще два условия: прозрачность – четкие онлайн-калькуляторы расчета платежей и остаточной стоимости и дисциплина как со стороны лизингополучателя в части выплаты платежей и сохранности авто, так и со стороны компании в оценке этих рисков.
Пока же, как отмечают специалисты, никаких нормативных документов и методик не озвучено. Рынок замер в ожидании конкретных условий, которые и покажут, станет ли лизинг реальной альтернативой кредиту или останется нишевым продуктом "не для всех".
Читайте по теме:
Авторынок Казахстана ждет "кровавая баня": дорогой кредит ударит по ценам