Снизить наполовину антимонопольные штрафы поможет комплаенс

5776

Агентством по развитию конкуренции разработан новый законопроект, в котором большое внимание уделяется антимонопольному комплаенсу.

Снизить наполовину антимонопольные штрафы поможет комплаенс

О том, что данный инструмент даст бизнесу, в интервью Inbusiness.kz рассказал руководитель управления правового обеспечения АЗРК Роман Пасечко.

– Что такое антимонопольный комплаенс?

– В Казахстане данный инструмент введен не так давно, он действует с 2018 года. Это система предупреждения нарушений законодательства в области защиты конкуренции, то есть антимонопольного законодательства. Для ее внедрения субъекты рынка вправе принимать два акта – внутренний акт антимонопольного комплаенса и внешний акт.

Под внешним актом понимается политика компании: ценовая, торгово-сбытовая, то есть то, как компания взаимодействует со своими контрагентами и потребителями.

Внешний акт комплаенса позволяет определить модель поведения компании на рынке, которая будет соответствовать антимонопольному законодательству.

Не секрет, что требования антимонопольного законодательства нуждаются в разъяснении и детализации. Внешний акт антимонопольного комплаенса позволяет это сделать в отношении конкретного субъекта или ситуации.

Что внешний акт дает субъектам рынка?

Если субъект рынка разработал внешний акт, согласовал его с Агентством и руководствуется им с своей деятельности это исключает риск возможных штрафных санкций. По крайней мере по тем случаям, которые прямо отражены в комплаенсе.

То есть, другими словами, если завтра антимонопольный орган придет с проверкой к субъекту, будут претензии к его деятельности, урегулированной комплаенсом, у субъекта будет своего рода иммунитет.

Это основное преимущество внедрения внешнего акта.

Что касается статистики, то в этом году агентством согласовано более 170 внешних актов комплаенса, в предыдущие годы их количество конечно было менее значительным.

– Что собой представляет внутренний акт?

– Внутренний акт – это система управления рисками, то есть как компания в своей деятельности выявляет, оценивает и устраняет риски нарушения антимонопольного законодательства.

Сюда входит достаточно широкий перечень практик, это и обучение сотрудников, создание комплаенс-служб, проведение аудита. В качестве примера из практики, в компаниях сотрудники могут даже не знать, что есть ограничения, например, нельзя вступать в ценовые сговоры, разделять товарный рынок по территориальному принципу и т.д. Многие даже не знают, что такие запреты есть, поэтому необходимо работать с персоналом, анализировать соглашения, выявлять проблемные точки, риски нарушений, управлять ими и устранять в своей деятельности.

Внутренний акт подразумевает целый пласт работы. При этом на сегодня законодательство предусматривает стимулы внедрения только по отношению к внешнему акту. Как я уже ранее сказал, внешний акт, по сути, является инструментом разъяснения законодательства.

В этом законопроекте мы предлагаем стимулы для внедрения внутреннего акта, так как это более затратная процедура. Особенно в плане человеческих ресурсов. Нельзя один раз разработать внутренний акт антимонопольного комплаенса и, что называется "положить на полку". Здесь необходимо на систематической основе работать как с правовыми документами компании, так и сотрудниками.

– Что конкретно предуматривает законопроект?

– Во-первых, мы внедряем методические рекомендации. У нас было много обращений со стороны предпринимателей о том, что они не знают как подойти к внедрению внутреннего акта антимонопольного комплаенса. Методические рекомендации будут включать этапы и содержание основных мероприятий.

Следующее новшество. Мы изучили международный опыт, в развитых странах к субъектам рынка, которые внедрили комплаенс, применяются скидки в случае если они все-таки нарушили антимонопольное законодательство. В законопроекте мы включили такую норму, то есть если компания внедрила комплаенс-систему и реализует ее, при нарушении будет возможность снизить административный штраф.

– Сколько предположительно составят скидки?

– Штрафы у нас дифференцированы в зависимости от категорий субъектов предпринимательства, по основным видам нарушений они исчисляются в процентах от дохода, полученного от монополистической деятельности – 5% для крупного бизнеса, 3% для МСБ плюс изымается весь монопольный доход. В случае принятия закона, эта ответственность может быть снижена. Размеры скидок еще обсуждаются, но предположительно они могут составить до 50%.

Майра Медеубаева


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться