В ЕЭК пообещали системно подходить к рассмотрению проблем бизнеса

4567

Председатель правления НПП РК "Атамекен" предложил регулярно рассматривать проблемы бизнеса стран – участниц ЕАЭС. Накануне состоялась встреча казахстанского бизнеса с председателем Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Михаилом Мясниковичем.

В ЕЭК пообещали системно подходить к рассмотрению проблем бизнеса

По мнению председателя правления НПП, регулярность позволит в реальном времени отслеживать проблемы и быстрее находить пути решения по спорным вопросам предпринимателей, передает inbusiness.kz со ссылкой на сайт НПП.

"У нас в палате мы делим проблемные вопросы на текущие – это ежедневные обращения, частные вопросы по защите бизнеса, консультации и системные. Для отслеживания системных проблем, которые длятся на протяжении долгого времени и требуют решения на законодательном уровне, у нас создан реестр системных проблем. Возможно, необходимо рассмотреть вариант создания такого реестра, электронной площадки, где можно было бы отслеживать все обращения бизнеса пяти стран и наблюдать за их решением", – сказал Аблай Мырзахметов.

Михаил Мясникович поддержал предложение, отметив, что у департамента протокола ЕЭК есть необходимые ресурсы для отслеживания динамики и решений по спорным вопросам.

"Мы сформируем протокол. Летом пройдет заседание Высшего совета, и на "полях" этого мероприятия предлагаю собраться и посмотреть, как решаются вопросы, которые казахстанские предприниматели озвучили на этой встрече", – отметил Михаил Мясникович.

В ходе трехчасовой беседы предприниматели подняли вопросы техрегулирования и тотальной регистрации химической продукции, кооперации в автомобильной промышленности, применения антидемпинговых мер, транзита казахстанских товаров через территорию стран союза.

В рамках ЕАЭС создается единая система транзита с применением навигационных пломб, в России навигационные пломбы уже используются с 2020 года. Их применение должно было решить вопросы перевозки санкционных товаров и минимизировать дополнительные меры контроля. Однако на практике казахстанские перевозчики все же подвергаются досмотрам со стороны госорганов стран союза.

С 2019 года при пересечении пунктов пропуска на белорусско-латвийской границе каждая вторая машина подвергается досмотру со стороны белорусских таможенных органов. Это увеличивает сроки доставки товаров в среднем от трех до семи дней и приводит к финансовым издержкам.

"С учетом задержек из-за досмотров цена перевозки поднимается до 25 тысяч рублей и выше. Мы анализировали, что, если товары заходят через литовско-белорусский или польско-белорусский участок, проблем не возникает, лишь в единичных случаях машины досматривают", – отметил генеральный директор ТОО Alem trans group Владимир Слепченко.

Кроме того, в отношении казахстанских перевозчиков регулярно применяют дополнительную меру в виде установления маршрута. Например, перевозимые грузы ТОО "Кублей", перегружаемые в морском порту Санкт-Петербурга, ежемесячно попадают под дополнительную меру. Это значит, что автомобили проходят дополнительный досмотр, оплачивают СВХ, несмотря на наличие навигационной пломбы. Согласно ст. 217 Таможенного кодекса ЕАЭС, данная мера может применяться на основании системы управления рисками.

Предприниматели также отметили проблему, связанную с запретом транзита "санкционных товаров", подпадающих под фитосанитарный контроль, которые следуют в Республику Казахстан через Республику Беларусь и Российскую Федерацию.

"Уполномоченные органы Республики Беларусь не пропускают санкционные товары, подпадающие под фитосанитарный контроль, ссылаясь на запрет Россельхознадзора. Сейчас мы осуществляем транзит таких товаров только через два пункта пропуска на российско-латвийской границе (Бурачки, Убылинка). Такой маршрут вынуждает перевозчиков следовать объездным путем. Это увеличивает сроки доставки продукции в РК в среднем на 10-12 дней, а также финансовые издержки в среднем на 50 тысяч рублей на одно транспортное средство", – рассказал Владимир Степченко.

Еще одна проблема с транзитом появилась в 2019 году, после ввода Россией ограничений на поставки и транзит ряда товаров в Украину, в том числе угля. К примеру, в июле 2019 года угольные компании подавали заявки на отгрузку 378 тысяч тонн, одобрено было всего 8%.

"Фактически это привело к закрытию рынка Украины для наших предпринимателей. За 1,5 года из 8 компаний сегодня на регулярной основе экспортируют уголь всего 3. При этом мы видим, что экспорт российского угля за год вырос, и тут есть над чем задуматься. Данный вопрос порядка трех раз выносился на коллегию, есть заключение комиссии, что это барьер, однако решения коллегии пока не получил", – отметил заместитель директора ОЮЛ "Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий" Максим Кононов.

ТОО EximArtis в 2020 году потеряло 1,9 млн долл США, отгрузив лишь 2 тыс. тонн угля из 18. Чтобы остаться на плаву, компания сократила добычу и штат на 400 человек, оставшимся сотрудникам уменьшили заработную плату. На фоне ухудшения положения угольных компаний Казахстана рост экспорта российского угля на Украину в 2020 году вырос на 8%.

Директор департамента таможенного регулирования НПП РК "Атамекен" Дина Мамашева озвучила опасения по поводу изменений в Таможенный кодекс ЕАЭС. На сегодня внесено уже 309 поправок, казахстанская сторона внесла 58, из которых 55 инициированы бизнесом. По словам спикера, работа проводится стихийно и несистемно ввиду отсутствия у сторон стратегии развития и понимания, какие меры необходимо пересматривать.

Она добавила, что в рамках таможенного взаимодействия начата работа сразу по четырем соглашениям, в числе которых соглашение о единой системе транзита. Однако количество групп и подкомитетов по рассмотрению предложений, их на сегодня 33, мешает эффективной работе.

"Мы наблюдаем абсолютно неверный подход к вопросам транзита, они должны отражаться в Таможенном кодексе, а не в отдельном соглашении. Возникают опасения, что какие-то вопросы хотят увести в сторону. Мы же хотим, чтобы соглашение не подменяло кодекс", – сказала Дина Мамашева.

В ходе встречи предпринимателям дали разъяснения по каждому вопросу. Все проблемы занесены в протокол и взяты под контроль ЕЭК и НПП РК "Атамекен".

В рамках январского обращения к главам государств – членов Евразийского экономического союза президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что устранение барьеров во взаимной торговле между странами ЕАЭС станет безусловным приоритетом Казахстана. Евразийской экономической комиссии предстоит активно и транспарентно устранять имеющиеся и предотвращать появление новых барьеров в свободном передвижении товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

"Подобные встречи станут регулярными – это инициатива нашего президента, и мы признательны, потому как в начале создания союза по инициативе нашего Елбасы каждый год проводились бизнес-форумы и встречи бизнеса с министрами. К сожалению, в последние годы практика отошла. Сейчас есть необходимость в подобных встречах, чтобы люди и бизнес почувствовали выгоду союза. В этом году мы в рамках Делового совета будем активно работать по пяти инициативам, которые обозначил Касым-Жомарт Токаев, в том числе по системному подходу по снятию барьеров", – отметил Аблай Мырзахметов после встречи с предпринимателями.


Справочно:

В 2021 году Казахстан председательствует в Евразийском экономическом союзе, что дало стране право обозначить направления работы в текущем году. Приоритетными станут вопросы развития промышленной кооперации, устранения барьеров на внутреннем рынке ЕАЭС, использования потенциала трансграничных транспортных артерий и логистических хабов, цифровизации, а также реализации договора о ЕАЭС и влияния интеграционных процессов на экономику государств – членов союза.

За 2020 год объем товарооборота РК с ЕАЭС составил 19,7 млрд долл. США, сократившись по сравнению с 2019 годом на 9%. Экспорт за аналогичный период упал на 14%, при этом в сравнении с 2014 годом наблюдается сокращение на 23%. Также в 2020 году главами государств  членов союза подписана Стратегия развития ЕАЭС до 2025 года, которая объединяет 11 направлений и 330 мероприятий по развитию ЕАЭС, в том числе и новые направления сотрудничества.

Деловой совет ЕАЭС основан в 2015 году по инициативе председателя президиума НПП РК "Атамекен" Тимура Кулибаева с целью расширения интеграционных процессов и выработки единой позиции бизнеса по актуальным вопросам сотрудничества в рамках ЕАЭС.

ЕАЭС создан на базе Таможенного союза и единого экономического пространства России, Казахстана и Белоруссии. Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) подписан 29 мая 2014 года в Астане президентами России, Белоруссии и Казахстана и вступил в силу 1 января 2015 года. Позже к ЕАЭС присоединились Армения и Кыргызстан.

Основные цели союза:

  • создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;
  • формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов;
  • всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

В рамках союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться