В этом году ситуация еще хуже – эксперт о бюджетных расходах на обслуживание госдолга

3302

З​а два года произошло почти двукратное увеличение, отметил главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК Вячеслав Додонов.

В этом году ситуация еще хуже – эксперт о бюджетных расходах на обслуживание госдолга Фото: top-fon.com

В действующей редакции республиканского бюджета этого года обслуживание государственного долга обойдется уже в 1,8 трлн тенге. Именно на важность этого показателя обратил внимание Вячеслав Додонов во время дискуссии в программе "Время говорить" на Atameken Business.

Сама тема роста госдолга из разряда часто обсуждаемых. Депутаты то и дело негодуют и шлют запросы в кабмин, где всегда отвечают: размер госдолга РК к ВВП в пределах нормы. Одним словом, не переживайте. Многие эксперты тоже часто успокаивают, аргументируя именно соотношением госдолга к ВВП. Почему внимание нужно обращать не на объем, а на динамику заимствований и траты бюджета на обслуживание госдолга?

Inbusiness приводит текстовый фрагмент дискуссии.  

Данил Москаленко:

 Какой у нас госдолг с учетом его структуры? И почему, собственно, на мой взгляд, такой большой рост: в 2022 году сразу 15%?

Ануар Куандыков, управляющий директор Jusan Analytics:

– Недавно мы с коллегами как раз задались этим вопросом. Госдолг Казахстана, по последним данным, составляет чуть больше 25 трлн тенге. Это где-то 55 млрд долларов. Да, в последнее время он очень сильно вырос. Но это не уникальное явление Казахстана. Во многих странах он в последние годы очень сильно вырос, особенно в пандемийные и постпандемийные периоды. Самый главный вопрос тут, наверное, состоит не в том – на сколько вырос, а насколько это тяжело для государства – обслуживать этот долг? Если кратко отвечать – сейчас не тяжело. А если развернуто отвечать – все зависит от многих факторов. Размер госдолга не является сильно показательным. Обычно экономисты сравнивают его с ВВП. Согласно методологии Всемирного банка, если больше 70%, то это сигнализирует о проблеме. Но много примеров, те же США, Япония, Сингапур многие годы живут с огромным долгом. Поэтому более важно обращать на коэффициент долговой нагрузки бюджета.

Данил Москаленко:

 Госпожа Калиева, Вам слово. То есть не стоит волноваться?

Талант Калиева, финансовый аналитик:

 Мы должны всегда говорить о внешнем долге государства и внешнем долге в целом вообще страны. Что касается внешнего долга государства, то внешная часть там невысокая. В любом случае рассматривается несколько факторов – это период (на какой срок долги заимствованы) и другие условия. Скажем, вознаграждения или вытекающие обстоятельства. Это что касается государственного долга. Я бы, например, сказала про внешний долг, к которому есть вопросы.

Данил Москаленко:

 Это совокупный? Который, по-моему, в три раза  больше вот этой цифры.

Талант Калиева, финансовый аналитик:

– Вы правильно отметили, цифра примерно 160 млрд долларов. Большая часть этого долга – так называемая межфирменная задолженность иностранным компаниям. То есть вопрос возникает сразу относительно иностранных инвестиций. Этот вопрос должен быть на мониторинге правительства.

Данил Москаленко:

  Если иностранцы здесь работают и у них идут инвестиции, и мы должны. Пусть работают. И пусть эти долги растут. Мне так кажется.

Талант Калиева, финансовый аналитик:

– Любой долг опасен просрочкой. В таких случаях могут быть какие-то другие условия договоров. И активы могут перейти.

Данил Москаленко:

 Господин Додонов, какая Ваша точка зрения относительно госдолга и всего остального долга?

Вячеслав Додонов, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК:

– Я согласен, что относительные параметры госдолга у нас не так велики. Но, рассматривая эту проблему, нужно учитывать аспекты. А главный аспект в этом случае – динамика. Динамика с нашим госдолгом очень неблагоприятная. Потому что темпы роста его велики. Они опережают темпы роста тех же бюджетных расходов и доходов. Поэтому, соглашаясь с тем, что размер госдолга к ВВП у нас не очень велик, я бы отметил, что это не так важно. Поскольку это отвлеченная цифра – соотношение госдолга с ВВП. Гораздо больше практическое значение имеют бюджетные расходы на обслуживание госдолга. С этим у нас проблема есть. У нас по итогам прошлого года расходы на обслуживание госдолга составили 7,2% относительно общего объема расходов республиканского бюджета.

Данил Москаленко:

 Вот он, тревожный звоночек.

Вячеслав Додонов, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК:

– Звоночек тревожный не в этих расходах, а в темпах увеличения. Потому что в 2013 году эта цифра была порядка 3% всего лишь. В прошлом году уже было 7,2%. В этом году ситуация еще хуже: действующая версия республиканского бюджета предполагает, что 8,5%.

Данил Москаленко:

 Сколько это триллионов?

Вячеслав Додонов, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК:

– В триллионах это много. Потому что впервые уровень в триллионах тенге был преодолен в 2022 году. В 2021 году было чуть меньше – 980 млрд тенге. А в бюджете этого года это уже 1,8 трлн тенге. Судите сами: за два года у нас произошло почти двукратное увеличение.

Продолжение дискуссии можно посмотреть по ссылке.

Читайте по теме:

Четверть доходов бюджета идет на оплату процентов по госдолгу – Высшая аудиторская палата

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться