В фонде соцмедстрахования "повесилась мышь": план роста взносов с 2025 года поверг в шок бизнес

6014

Вынесенный на обсуждение минздравом проект закона о потенциальном повышении базы исчисления взносов в ФСМС в 5 раз вызвал бурную реакцию в бизнес-среде.

В фонде соцмедстрахования "повесилась мышь": план роста взносов с 2025 года поверг в шок бизнес Фото: freepik

Министерство здравоохранения Казахстана вынесло на обсуждение общественности проект закона о повышении верхнего предела базы для исчисления взносов и отчислений на ОСМС для работодателей, являющихся МСБ, применяющих специальные налоговые режимы. Соответствующий нормативно-правовой акт обнаружил ранее корреспондент inbusiness.kz. Эксперты уже назвали этот план "шокирующим".

В частности, согласно вносимым изменениям, ежемесячный доход, принимаемый для исчисления отчислений с единого платежа, не должен превышать 50-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. В настоящее время он не должен превышать 10-кратный МЗП. Норму предлагается ввести с 1 января 2025 года.

Налоговый консультант Елена Коломейцева считает, что увеличение просто шокирующее.

"Если сейчас максимальные суммы: взносы ОСМС: 17 000=(85000×10×2%), отчисления ОСМС 25 500=(85000×10*3%), то предлагают повышение до: взносы ОСМС:85 000=( 85000×50×2%), отчисления ОСМС 127 500=(85000×50*3%). Удивляет такой резкий рост максимальных пределов и напрашивается вопрос, по каким причинам это делается? Видимо, несмотря на то, что система ОСМС и так не функционирует нормально, так еще и происходит утечка денег, непонятно куда израсходованы... вот и решили резко повысить поступления", - отметила эксперт в комментарии inbusiness.kz.

В Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий считают, что данная поправка влечет существенное увеличение финансовой нагрузки на работодателей, на работников и на самозанятое население. 

Как отмечают в Ассоциации, такие решения, влекущие серьезные для всех работодателей и населения расходы и издержки, были приняты без учета мнения субъектов предпринимательства и других работодателей. В настоящее время в условиях продолжающегося экономического кризиса и жестких санкционных ограничений, влекущих проблемы с рынком сбыта, отечественный бизнес испытывает серьезные финансовые затруднения.

По данным АГМП, неоднократные законодательные нововведения, направленные в том числе на социальную защиту работников, повлекли дополнительные затраты работодателей, а именно: 

  • помимо обязательных пенсионных взносов (ОПВ) в размере 10%, крупные работодатели выплачивают обязательные профессиональные пенсионные взносы (ОППВ) за работников во вредных условиях труда в размере 5%, начиная с 2014 года; 
  • с 1 января 2024 года введены обязательные пенсионные взносы работодателя (ОПВР) в размере 1,5% с поэтапным ростом до 5% в 2028 году;
  • с 2023 года увеличен размер пособия по временной нетрудоспособности с 15 до 25 МРП; 
  • с 2025 года на 1,5% увеличится размер социального налога и социальных отчислений;
  • с 2020 года введены отчисления работодателей и взносы работников на ОСМС в размере 3% и 2% от объекта исчисления соответственно; 
  • с 1 января 2024 года уплачивается профессиональная выплата за счет средств работодателя в размере 1 прожиточного минимума (работникам, уволившимся с вредных условий труда, при достижении 55-летнего возраста). 

"Кроме этого, в силу законодательно установленных требований работодатели заключают договоры обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей (ОСНС). Помимо перечисленных обязательств, все крупные работодатели несут добровольные социальные обязательства перед работниками в регионах присутствия (затраты на обучение работников, затраты в рамках заключенных меморандумов (соглашений) с министерствами, затраты на охрану труда и промышленную безопасность, ежегодная индексация заработной платы и другие обязательства в соответствии с коллективными договорами). Именно по этой причине в прошлом году государственными органами были внесены поправки по поэтапному внедрению уплаты ОПВР. Учитывая высокую финансовую нагрузку, которую с учетом последних изменений законодательства несут работодатели, считаем, что возложение дополнительных финансовых обязательств ляжет непосильным бременем на бизнес и население", – говорится в комментарии АГМП.

В то же время если в проекте НПА сообщается о повышении верхнего предела базы для исчисления взносов и отчислений на ОСМС для работодателей, являющихся МСБ, применяющих специальные налоговые режимы, то в анализе регуляторного воздействия посчитаны издержки работодателей для всех субъектов бизнеса. 

Так, издержки для субъектов малого бизнеса составят в 2025 году 24 млрд тенге, за 5 лет – 122,4 млрд тенге, для субъектов среднего бизнеса в 2025 году – 30,5 млрд тенге, за 5 лет – 155 млрд тенге, для субъектов крупного бизнеса в 2025 году – 82 млрд тенге, за 5 лет – 421 млрд тенге. 

Напомним, обсуждение нормативно-правового акта продлится до 7 февраля текущего года. Каждый может принять в нем участие, что потенциально должно повлиять на решение властей. Присоединиться к официальной дискуссии можно по этой ссылке.

Изображение от ijeab на Freepik

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться