/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 403,19 Brent 36,55
В горбольнице Шымкента брали деньги с экстренных пациентов

В горбольнице Шымкента брали деньги с экстренных пациентов

С новой силой разгорается скандал в медицинской сфере мегаполиса.

09:05 12 Апрель 2019 11189

В горбольнице Шымкента брали деньги с экстренных пациентов

Автор:

Мира Бахытова

Фото: Мира Бахытова

Сначала ожог клизмой маленькому пациенту инфекционной больницы, затем целая серия видео о нарушениях в первой городской больнице (бывшая больница скорой медицинской помощи) послужили поводом как для внутреннего и даже внутригородского расследования, так и для десанта от Минздрава. Теперь выяснить, в чем причина такого халатного отношения медиков к своим обязанностям, и вообще, реальны ли обвинения в адрес медучреждений, взялась вице-министр здравоохранения РК Лязат Актаева.

В городской больнице № 1 вице-министр устроила встречу с коллективом больницы и руководством горздрава, туда же пригласили представителей Нацбюро по борьбе с коррупцией, Агентства по делам госслужбы, проектного офиса «Шымкент – адалдық алаңы» и активную горожанку Акмарал Омаралинову.

Соцсети творят чудеса

Это ее медики должны «благодарить» за такое внимание к себе. Вооружившись сотовым телефоном, активистка выяснила, что, к примеру, инсультные больные попросту не могут попасть в специально открытый в больнице инсультный центр, где по стандарту помощи их должны обслужить в самое короткое время, причем затягивание процесса начинается еще с вызова скорой и продолжается в стенах клиники. В одном описанном ею случае пациентке даже пришлось вызывать скорую помощь уже прямо в эту больницу.

«Как говорят пациенты (инсультные), скорая помощь забирает их в больницу на четвертый или на 11-й вызов. Только после того, как бригада приезжает многократно, в итоге в больницу приезжает совершенно больной человек. Затем мы рассматривали случай, когда пациентка говорила, что они приехали в больницу вечером и их поместили в палату ожидания. До утра ей не оказывали никакой помощи, родные вызвали врачей из медцентра Орынбаева (частный медицинский центр), вызов – 10 тысяч тенге. Приехала бригада и, увидев состояние больной, они сказали, что у них нет реанимации, и только после этого здесь стали предпринимать действия. И сейчас пациентка в тяжелом состоянии, бредит, не узнает сестру, хотя при поступлении она еще разговаривала. Потом в медучреждениях есть полоски экстренности: зеленая, желтая, красная. Вот в двух случаях тех больных, которые нуждались в экстренной помощи, не завозили по этой красной линии. Ту больную, которую оставили без оказания помощи, ее вообще даже не на каталке или кресле – ее под мышки волоком занесли. Получается, на каждом этапе есть промах, а расхлебывает его сам больной и его родные», – возмутилась активистка Акмарал Омаралинова.

Стоит отметить, что и журналисты стали свидетелями того, как пациента из машины скорой помощи не вывезли на каталке, а подняли и неловко перевалили на каталку, стоящую на улице. Остается надеяться, что это не усугубило состояние больной женщины.

Чего не скажешь о пациентке 1942 года рождения, которая сейчас лежит в коме в реанимации этой больницы. Внучка 77-летней Раисы Красовой написала заявление в Департамент охраны общественного здоровья, где подробно описала все круги ада, которые им пришлось пережить с бабушкой, чтобы просто попасть в больницу. Скорую вызывали 11 раз. Однако и здесь уход за тяжелобольной бабушкой лег на плечи родственников. Причем, по словам руководителя департамента, жалобы от родных и пациентов на некачественное оказание медуслуг и поборы поступают регулярно.

«Нам поступило заявление от Сысоевой Марины Владимировны по поводу Красовой Раисы Викторовны. Медсестра не исполняет свои функциональные обязанности.

«Мы заявление зарегистрировали в прокуратуре. Я задание дал, министру доложил, председатель комитета в курсе. Все полностью проверим – виновных накажем и ответим заявительнице», – пообещал руководитель ДООЗ Шымкента Абдиманап Тулебаев.

После скандального видео в соцсетях с проверкой в больницу отправилась замакима Гульжан Курманбекова, однако, кажется, к ее приходу успели подготовиться. По словам чиновницы, все опрошенные ею пациенты заверяли: ни за что не платили, а лечением довольны и даже благодарят медиков за помощь.

МРТ по 10 тысяч

Но словно в пику итоги своего расследования предоставили и сотрудники проектного офиса «Шымкент – адалдық алаңы». Мониторинг подтвердил, что в больнице действительно взималась плата за диагностику с экстренных больных, в частности за МРТ. Тогда как все манипуляции и исследования с анализами входят в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи для каждого экстренно поступающего в больницу пациента.

«Мы выявили, что взимается оплата у экстренных больных на МРТ и КТ, но КТ не работает, только на МРТ. Хотя по постановлению Правительства оплата не должна взиматься. С 20 февраля это все происходит, мы еще ведем расследование. Мы поняли, что деньги брали со всех, но половина из госпитализированных людей не должны были платить, то есть, если в день делается 20 МРТ, то 10 точно по 10 тысяч тенге. Люди это подтвердили. Но, по словам главврача, он деньги вернет», – отметил руководитель проектного офиса «Шымкент – адалдық алаңы» Ерасыл Толебаев.

На вопрос, почему в больнице берут деньги с экстренных больных за исследования из списка ГОБМП, главный врач Шымкентской городской клинической больницы № 1 Абылай Донбай дал пространный ответ. Из которого неясно: то ли руководитель больницы почему-то не знал о происходящем в ее стенах, то ли его приказов никто не слушает, и почему, в принципе, распоряжение Минздрава требует дополнительных внутренних приказов больницы.

«Как стал я главным врачом, был издан приказ 27 февраля, что всем больным, которые поступают экстренно в инсультный центр или с политравмой, всем травматологическим, нейрохирургическим больным проводить МРТ бесплатно. До этого МРТ-кабинет работал только днем, мы сделали круглосуточно для пациентов тяжелых, которые поступают в экстренном порядке. Был внутренний приказ 27 февраля. До этого я затрудняюсь ответить, я был заместителем по хирургии. Я выяснил проблему, она существовала, что было платно. Нарушали врачи приемного отделения, и врачи, кто делает МРТ, они не знали об этом. Некоторые наши сотрудники не поняли до конца, мы объяснили. Да, приказ висит везде, но это человеческий фактор, каждый отвечает за себя», – сообщил в интервью главный врач Шымкентской городской клинической больницы № 1 Абылай Донбай.

Травят тараканов и людей

Подтверждение еще нескольким вопиющим фактам получили общественные контролеры. Так, постельное белье и матрасы действительно в ужасающем состоянии. В больнице дважды в месяц травят тараканов прямо в присутствии пациентов, дезинсекция, оказалось, происходила и во время общественного мониторинга.

«В ходе мониторинга прямо при нас в отделении хирургии травили тараканов, находились больные в палатах. И в палатах плинтуса опрыскивали и тумбочки, и в коридорах, еще на подходе к отделению стоял едкий запах. Больные очень ругались, им не выдали ни маски, ни открыли форточки. А сотрудник тоже кричал, что это проводится два раза в месяц. То есть получается, на постоянной основе больные получают дозу химиката», – отметила общественница Акмара Омаралинова.

По словам вице-министра, решать такие вопросы должно руководство больницы, а не лечащие врачи и медсестры.

«Чтобы медпомощь была качественной и безопасной нужно формировать заявки на необходимые вам ресурсы. Например, я сделала обход реанимации данного стационара и вижу, что оснащенность отделения неполная, недостаточно аппаратов для интегрированного мониторинга, недостаточно дыхательной аппаратуры. Я задаю вопрос завреанимации: «Ваша задача, как клинициста, в первую очередь качество и безопасность медицинской помощи и не врач решает этот вопрос, а главный врач». Вопрос, что в приемном покое до госпитализации проводят дорогостоящие методы исследования на платной основе – это неправильно. Экстренная медицинская помощь входит в ГОБМП – все! В этом стационаре в приемном покое не должно быть платных медицинских услуг. Надо определить какие системные проблемы есть в медорганизации», – подчеркнула Вице-министр здравоохранения Республики Казахстан Лязат Актаева.

Причины нарушений нужно выяснять, считает и руководитель Департамента Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции по г. Шымкенту Али Комекбаев, так как они скорее всего имеют системный характер. На ближайшем заседании по этике ожидается отчет руководителя горздрава по всем медучреждениям мегаполиса. И это при том, что кресло руководителя управления пустует уже не первый месяц.

«Еще дальше работа идет, и мы дадим этому правовую оценку. Уведомить хочу руководство городского управления здравоохранения, что мы заслушаем его отчет по принятым мерам на следующем заседании совета по этике. Мы не хотели бы ограничиваться только этими публикациями Акмарал. Совместно будем устранять это на системной основе. А главврач он не государственный служащий, а уполномоченным органом по отношению к больнице является горздрав – они госслужащие. Поэтому мы попросим, чтобы они приняли системные меры не только в этой больнице, доложились и по другим организациям. Какой-либо факт под собой несет основу, надо выявлять причину», – считает руководитель Департамента Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции по г. Шымкенту Али Комекбаев.

Медиков надо мотивировать рублем

Лязат Актаева также подняла вопрос денежной мотивации медработников, напомнив, что с 1 июня повышается средняя оплата труда. В итоге средняя з/п врача дойдет до 140 тыс. тенге, зарплата среднего медперсонала до 99 тыс., и младшего медперсонала до 63 тыс. тенге.

«Все медорганизации являются предприятиями на праве хозяйственного ведения, поэтому главный врач определяет, вы определяете дифференцированную оплату труда. Нужно четко определить – размер дифференцированной зарплаты должен зависеть от качества медпомощи. И те работники, которые оказывают ее качественно, их надо стимулировать, мотивация должна быть. У вас должна работать тарификационная комиссия, должно быть положение об оплате труда и должен быть коллективный договор, где четко должны быть прописаны индикаторы качества и безопасности медпомощи. И вы должны оплачивать по итогам месяца, квартала ил года бонусы. Не только повременная, но и сдельная оплата труда», – сообщила прописные для любого управленца истины вице-министр здравоохранения РК.

За пару дней до визита вице-министра свою проверку устроила замакима Гульжан Курманбекова, после чего она поручила главврачам всех медучреждений мегаполиса устранить нарушения в месячный срок. В первую очередь она отметила неухоженность больничных территорий. В этой больнице елки посадили буквально за полчаса до приезда министерской делегации, прямо на глазах у изумленных журналистов.

Мира Бахытова, Шымкент

https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/aUro3pEc.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/k9Tod10T.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/ViZuAx4P.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/qf6kUvvr.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/6uUiIKZ1.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/Ljq7jc9s.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/uHjDYFZZ.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/zuguOp3l.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/iYhbkFpS.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/HHJ6Rora.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/vDGhDhKs.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/Dt1FYwqR.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/58WfGguU.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/ik3Wqggo.jpg

Как организуют медпомощь населению при COVID-19

Трансляция брифинга на ATAMEKEN BUSINESS.

03 Июль 2020 08:00 1307

Как организуют медпомощь населению при COVID-19

Фото: Максим Морозов

Об организации медицинской помощи населению в Казахстане при COVID-19 рассказали вице-министр здравоохранения РК Ажар Гиният и главный государственный санитарный врач РК Айжан Есмагамбетова.

Заболеваемость пневмонией подскочила в четыре раза

Главный государственный санитарный врач Казахстана Айжан Есмагамбетова подтвердила, что заболеваемость пневмонией в стране в июне подскочила в четыре раза. По ее словам, причина вспышки изучается.

«Если оценивать смертность от пневмонии по итогам первого полугодия 2019 года и первого полугодия 2020 года, то в целом смертность от пневмонии по итогам шести месяцев 2019 и 2020 годов сильно не изменилась. Если за шесть месяцев 2019 года это было 1780 случаев, то 2020 года – 1772.

В июне текущего года рост смертности от пневмонии вырос и составил сегодня 628. Заболеваемость от пневмоний за полгода этого года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросла на 55%. Действительно, в июне отмечается рост в четыре раза», – сказала главный санитарный врач Казахстана.

Она также пояснила, по какой причине ПЦР-диагностика оказывается ложно-отрицательной.

«В последнее время мы отмечаем, что результат ПЦР бывает отрицательным. Это допустимо, потому что КВИ с верхних дыхательных путей спускается в нижние дыхательные пути, тогда ПЦР-тест не всегда показывает результат», – сказала Айжан Есмагамбетова.

Комментируя вопрос о качестве ПЦР-тестирования на ковид, главный санврач страны отметила, что все лаборатории, которые проводят исследования на КВИ, независимо от форм собственности в обязательном порядке направляют часть своих проб в референс-лаборатории.

«Это внешняя оценка качества лабораторных исследований. На сегодня у нас нет данных, которые бы подтверждали то, что наши тесты невалидные, исследования проводятся с ошибками», – заявила Айжан Есмагамбетова.

От пневмонии лечат по протоколу КВИ

В клинический протокол в Казахстане введено понятие «вероятный случай коронавирусной инфекции». Больные пневмонией получают лечение, которое проводится при коронавирусной инфекции.

«Чтобы больные получали своевременно лечение с учетом такой статистики, внесены изменения в клинический протокол, в который введено понятие «вероятный случай коронавирусной инфекции». Независимо от положительного или отрицательного теста ПЦР больные получают лечение противовирусное, как при КВИ, в соответствии с клиническим протоколом», – сообщила Айжан Есмагамбетова.

Цены на лекарства завышают необоснованно

Предельные цены на медицинские препараты министерство здравоохранения не повышало. За спекуляцию со стоимостью лекарств на прилавках в Казахстане участникам фармрынка грозит административное наказание. Об этом заявила вице-министр здравоохранения РК Ажар Гиният.

По ее данным, сегодня на рынок поступило 800 тысяч упаковок парацетамола, 70 тысяч упаковок ингавирина. В ближайшие недели будет еще поставка парацетамола – 900 тысяч упаковок.

Отечественные производители также начали отгрузку более 150 тысяч упаковок азитромицина.

«Лекарства сегодня в эти сети доставляются. По поводу цены ингавирина. По предельным ценам, например, ингавирин 60 мг стоит 3000 тенге, а ингавирин 90 мг стоит 5600 тенге. Те, кто превышают и занимаются спекуляцией лекарств, будут нести административную ответственность в рамках КоАП РК. Предельные цены на лекарства министерством здравоохранения не повышались», – сообщила вице-министр.

Она добавила, что по закону цены МЗ РК имеет право пересматривать только два раза в год.

Из-за КВИ погибли 18 медиков

18 летальных случаев медицинских работников произошли из-за заражения коронавирусом или оказания помощи больным КВИ, сообщила Айжан Есмагамбетова.

«На сегодняшний день 11,5% заболевших КВИ от общего количества составляют медработники. У 492 из них наблюдается пневмония. Лечение продолжают получать 511 медработников, зарегистрировано 18 летальных случаев», – озвучила данные главный санврач.

Она уточнила, что не все смерти медиков связанны именно с заражением КВИ. В озвученную цифру вошли случаи, связанные с непосредственным оказанием помощи больным с ковид.

Где от КВИ лечатся чиновники

Все государственные служащие в стране лечатся на общих основаниях в стационарах, заверила главный государственный санитарный врач Казахстана.

«Особого порядка по госпитализации чиновников нет, все государственные служащие – политические, административные – все получают лечение в инфекционных стационарах по тяжести состояния», – сказала Айжан Есмагамбетова.

Она добавила, что в ведомственных больницах не предусмотрено лечение инфекционных больных, так как эти организации не имеют лицензии на такую деятельность.

Карина Алимова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Врачи на удаленке: как в Казахстане собираются внедрять телемедицину

В условиях запрета на оказание плановой медпомощи спрос на телемедицинские услуги со стороны казахстанцев, скорее всего, будет огромным. Интересно другое – как справятся врачи и технологии?

30 Июнь 2020 17:09 1553

Врачи на удаленке: как в Казахстане собираются внедрять телемедицину

«Казахстанцы смогут бесплатно консультироваться с врачами поликлиник, не выходя из дома. Новый сервис телемедицины запущен по поручению президента Токаева» – так начинается общий релиз трех ведомств – минздрава, министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности и сервиса по поиску врачей iDoctor.kz.

Телемедицинские консультации с врачами в эпоху пандемии действительно стали востребованными. Мировой опыт тому доказательство. По данным компании Rusbase, в США количество консультаций телемедицинской компании Teladoc увеличилось до 20 тысяч в день, число новых пользователей в шведском сервисе Kry выросло более чем на 200%, в Великобритании Push Doctor сообщил, что количество обращений в неделю выросло на 70%.

Теперь и в Казахстане по поручению президента решили быстренько развить телемедицину. Zoom-конференция «Бесплатные онлайн-консультации врачей для казахстанцев», по сути, стала презентацией сервиса дистанционного медобслуживания…

В тестовом онлайн-режиме

Сегодня в тестовом режиме начнут онлайн-консультации всего три городские поликлиники в трех городах: четвертая поликлиника в Алматы, десятая в Нур-Султане и пятая в Шымкенте. Остальные медучреждения в других городах подключатся после тестирования.

«Прямо сейчас проходит апробация сервиса в трех поликлиниках. Нам важно тщательно проверить функционал: чтобы все работало бесперебойно и безошибочно. После завершения тестов мы постепенно подключим и остальные регионы. А пока ведется эта работа, граждане могут консультироваться с врачами через вышеперечисленные онлайн-способы. Врач обязательно обработает заявку и свяжется с пациентом как минимум по телефону», – уточнил вице-министр минздрава Олжас Абишев.

Доступ к удаленной медицинской помощи будет через платформу на базе сайта iDoctor.kz. Платформа будет связывать пациента и врача посредством чата, аудио или видео, если пациент захочет пообщаться с участковым врачом «глаза в глаза».

«Консультации доступны для граждан страны абсолютно бесплатно. Онлайн-услуги предоставляются в рамках первичной медико-санитарной помощи. Консультируют врачи медицинского учреждения, куда прикреплен гражданин», – следует из релиза.

Советник президента по цифровизации и инновационным технологиям Багдат Мусин объяснил, что и раньше врачи применяли «удаленные медицинские консультации» с помощью обычных телефонов, WhatsApp или других мессенджеров.

«Это не запрещено. Однако для повышения качества этих консультаций мы обратились к отечественным IT-компаниям. (…) Буквально в течение месяца проведены сложные интеграции, которые в обычное время заняли бы до полугода», – сказал Мусин.

В цифровое пространство

По словам вице-министра министерства здравоохранения Олжаса Абишева, разработчики ставили перед собой задачу перенести поликлинику в цифровое пространство, тем самым защитить граждан и медперсонал от заражения коронавирусом.

Впрочем, как говорили спикеры, технологии телемедицины стали внедряться в Казахстане еще до пандемии. Развитие телемедицины позволит сделать помощь врачей доступной, а заодно снизить нагрузку на медучреждения.

«Ранее гражданам стала доступна возможность через eGov, мобильное приложение eGov, чат-бот в Telegram и социальные сети (Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники») записаться на прием к врачу, вызвать его на дом, а также прикрепиться к поликлинике. После получения уведомлений врач связывался с пациентом по телефону, чтобы оказать помощь. Новый сервис же призван расширить перечень существующих онлайн-услуг за счет видеосвязи. Кроме того, благодаря интеграциям электронных баз сервис позволяет легко определить, является ли пациент гражданином страны и может ли получить консультации бесплатно. Это существенно экономит время врачей», – пояснил Абишев.

По мнению руководителя iDoctor.kz Давранбека Ташбаева, онлайн-консультации полностью решают вопросы первичной консультации, когда не обязательно физическое присутствие врача и пациента.

«Новый продукт избавит от необходимости ходить в больницу, чтобы задать простые вопросы. Например, расшифровку анализов вполне можно получить онлайн», – сказал Ташбаев.

Новый заработок врачам

Спикеры сообщили, что бесплатный новый сервис поможет врачам из поликлиник обрести дополнительный заработок. Как? Таких возможностей, по мнению авторов проекта, целых три. К примеру, получить онлайн-консультацию захочет пациент, который не имеет гражданства (чтобы получить бесплатную онлайн-консультацию, гражданин обязательно должен быть прикреплен к медицинскому учреждению, работающему в рамках ГОБМП). Другой вариант, если человек не желает прикрепляться к медицинскому учреждению в рамках ГОБМП, то он может воспользоваться платной версией продукта. Консультации будут вести врачи как государственных, так и частных медицинских клиник. Стоимость консультаций зависит от профиля врача и варьируется от 3 тыс. до 15 тыс. тенге. И третий способ заработать врачам на телемедицине – это консультировать зарубежных пациентов и развивать медицинский туризм.

Платформа связывает пациента и врача посредством: чата, аудио, видео и файлообменника. Консультации оказываются врачами учреждения, куда прикреплен пациент. Приемы осуществляются в порядке очереди и ведутся как терапевтами, так и специалистами узких профилей: гинекологи, кардиологи, эндокринологи и др.

Чтобы получить бесплатную онлайн-консультацию, необходимо:

  1. На сайте iDoctor.kz перейти в раздел «Онлайн-консультация».
  2. Выбрать «Бесплатную консультацию».
  3. Ввести свой ИИН, номер телефона и адрес электронной почты, чтобы подтвердить, что вы гражданин Республики Казахстан и можете претендовать на бесплатную онлайн-консультацию.
  4. Выбрать из предложенного списка нужного врача.
  5. Подтвердить запись на прием и встать в очередь.
  6. Когда врач будет готов консультировать, пользователю придет SMS-уведомление и письмо на электронную почту со ссылкой на онлайн-консультацию.
  7. После консультации можно оценить ее качество и оставить отзыв о специалисте.

Чтобы получить платную онлайн-консультацию, необходимо:

  1. На сайте iDoctor.kz перейти в раздел «Онлайн-консультация».
  2. Выбрать «Платную консультацию».
  3. Выбрать из предложенного списка нужную специализацию.
  4. Выбрать из предложенного списка нужного врача.
  5. Ввести персональные данные: Ф. И. О., номер телефона и адрес электронной почты.
  6. Подтвердить запись на онлайн-консультацию через код, который придет в SMS-уведомлении.
  7. Оплатить услугу.
  8. Когда врач будет готов консультировать, пользователю придет SMS-уведомление и письмо на электронную почту со ссылкой на онлайн-консультацию.
  9. После консультации можно оценить ее качество и оставить отзыв о враче.

Венера Смаилова


Подпишитесь на наш канал Telegram!