/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 150,13 Пшеница 465,40
$ 386.8 € 429.27 ₽ 5.78
Погода:
+21Нур-Султан
+18Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 150,13 Пшеница 465,40
В горбольнице Шымкента брали деньги с экстренных пациентов

В горбольнице Шымкента брали деньги с экстренных пациентов

С новой силой разгорается скандал в медицинской сфере мегаполиса.

12 Апрель 2019 09:05 7815

В горбольнице Шымкента брали деньги с экстренных пациентов

Автор: Мира Бахытова Фото: Мира Бахытова

Сначала ожог клизмой маленькому пациенту инфекционной больницы, затем целая серия видео о нарушениях в первой городской больнице (бывшая больница скорой медицинской помощи) послужили поводом как для внутреннего и даже внутригородского расследования, так и для десанта от Минздрава. Теперь выяснить, в чем причина такого халатного отношения медиков к своим обязанностям, и вообще, реальны ли обвинения в адрес медучреждений, взялась вице-министр здравоохранения РК Лязат Актаева.

В городской больнице № 1 вице-министр устроила встречу с коллективом больницы и руководством горздрава, туда же пригласили представителей Нацбюро по борьбе с коррупцией, Агентства по делам госслужбы, проектного офиса «Шымкент – адалдық алаңы» и активную горожанку Акмарал Омаралинову.

Соцсети творят чудеса

Это ее медики должны «благодарить» за такое внимание к себе. Вооружившись сотовым телефоном, активистка выяснила, что, к примеру, инсультные больные попросту не могут попасть в специально открытый в больнице инсультный центр, где по стандарту помощи их должны обслужить в самое короткое время, причем затягивание процесса начинается еще с вызова скорой и продолжается в стенах клиники. В одном описанном ею случае пациентке даже пришлось вызывать скорую помощь уже прямо в эту больницу.

«Как говорят пациенты (инсультные), скорая помощь забирает их в больницу на четвертый или на 11-й вызов. Только после того, как бригада приезжает многократно, в итоге в больницу приезжает совершенно больной человек. Затем мы рассматривали случай, когда пациентка говорила, что они приехали в больницу вечером и их поместили в палату ожидания. До утра ей не оказывали никакой помощи, родные вызвали врачей из медцентра Орынбаева (частный медицинский центр), вызов – 10 тысяч тенге. Приехала бригада и, увидев состояние больной, они сказали, что у них нет реанимации, и только после этого здесь стали предпринимать действия. И сейчас пациентка в тяжелом состоянии, бредит, не узнает сестру, хотя при поступлении она еще разговаривала. Потом в медучреждениях есть полоски экстренности: зеленая, желтая, красная. Вот в двух случаях тех больных, которые нуждались в экстренной помощи, не завозили по этой красной линии. Ту больную, которую оставили без оказания помощи, ее вообще даже не на каталке или кресле – ее под мышки волоком занесли. Получается, на каждом этапе есть промах, а расхлебывает его сам больной и его родные», – возмутилась активистка Акмарал Омаралинова.

Стоит отметить, что и журналисты стали свидетелями того, как пациента из машины скорой помощи не вывезли на каталке, а подняли и неловко перевалили на каталку, стоящую на улице. Остается надеяться, что это не усугубило состояние больной женщины.

Чего не скажешь о пациентке 1942 года рождения, которая сейчас лежит в коме в реанимации этой больницы. Внучка 77-летней Раисы Красовой написала заявление в Департамент охраны общественного здоровья, где подробно описала все круги ада, которые им пришлось пережить с бабушкой, чтобы просто попасть в больницу. Скорую вызывали 11 раз. Однако и здесь уход за тяжелобольной бабушкой лег на плечи родственников. Причем, по словам руководителя департамента, жалобы от родных и пациентов на некачественное оказание медуслуг и поборы поступают регулярно.

«Нам поступило заявление от Сысоевой Марины Владимировны по поводу Красовой Раисы Викторовны. Медсестра не исполняет свои функциональные обязанности.

«Мы заявление зарегистрировали в прокуратуре. Я задание дал, министру доложил, председатель комитета в курсе. Все полностью проверим – виновных накажем и ответим заявительнице», – пообещал руководитель ДООЗ Шымкента Абдиманап Тулебаев.

После скандального видео в соцсетях с проверкой в больницу отправилась замакима Гульжан Курманбекова, однако, кажется, к ее приходу успели подготовиться. По словам чиновницы, все опрошенные ею пациенты заверяли: ни за что не платили, а лечением довольны и даже благодарят медиков за помощь.

МРТ по 10 тысяч

Но словно в пику итоги своего расследования предоставили и сотрудники проектного офиса «Шымкент – адалдық алаңы». Мониторинг подтвердил, что в больнице действительно взималась плата за диагностику с экстренных больных, в частности за МРТ. Тогда как все манипуляции и исследования с анализами входят в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи для каждого экстренно поступающего в больницу пациента.

«Мы выявили, что взимается оплата у экстренных больных на МРТ и КТ, но КТ не работает, только на МРТ. Хотя по постановлению Правительства оплата не должна взиматься. С 20 февраля это все происходит, мы еще ведем расследование. Мы поняли, что деньги брали со всех, но половина из госпитализированных людей не должны были платить, то есть, если в день делается 20 МРТ, то 10 точно по 10 тысяч тенге. Люди это подтвердили. Но, по словам главврача, он деньги вернет», – отметил руководитель проектного офиса «Шымкент – адалдық алаңы» Ерасыл Толебаев.

На вопрос, почему в больнице берут деньги с экстренных больных за исследования из списка ГОБМП, главный врач Шымкентской городской клинической больницы № 1 Абылай Донбай дал пространный ответ. Из которого неясно: то ли руководитель больницы почему-то не знал о происходящем в ее стенах, то ли его приказов никто не слушает, и почему, в принципе, распоряжение Минздрава требует дополнительных внутренних приказов больницы.

«Как стал я главным врачом, был издан приказ 27 февраля, что всем больным, которые поступают экстренно в инсультный центр или с политравмой, всем травматологическим, нейрохирургическим больным проводить МРТ бесплатно. До этого МРТ-кабинет работал только днем, мы сделали круглосуточно для пациентов тяжелых, которые поступают в экстренном порядке. Был внутренний приказ 27 февраля. До этого я затрудняюсь ответить, я был заместителем по хирургии. Я выяснил проблему, она существовала, что было платно. Нарушали врачи приемного отделения, и врачи, кто делает МРТ, они не знали об этом. Некоторые наши сотрудники не поняли до конца, мы объяснили. Да, приказ висит везде, но это человеческий фактор, каждый отвечает за себя», – сообщил в интервью главный врач Шымкентской городской клинической больницы № 1 Абылай Донбай.

Травят тараканов и людей

Подтверждение еще нескольким вопиющим фактам получили общественные контролеры. Так, постельное белье и матрасы действительно в ужасающем состоянии. В больнице дважды в месяц травят тараканов прямо в присутствии пациентов, дезинсекция, оказалось, происходила и во время общественного мониторинга.

«В ходе мониторинга прямо при нас в отделении хирургии травили тараканов, находились больные в палатах. И в палатах плинтуса опрыскивали и тумбочки, и в коридорах, еще на подходе к отделению стоял едкий запах. Больные очень ругались, им не выдали ни маски, ни открыли форточки. А сотрудник тоже кричал, что это проводится два раза в месяц. То есть получается, на постоянной основе больные получают дозу химиката», – отметила общественница Акмара Омаралинова.

По словам вице-министра, решать такие вопросы должно руководство больницы, а не лечащие врачи и медсестры.

«Чтобы медпомощь была качественной и безопасной нужно формировать заявки на необходимые вам ресурсы. Например, я сделала обход реанимации данного стационара и вижу, что оснащенность отделения неполная, недостаточно аппаратов для интегрированного мониторинга, недостаточно дыхательной аппаратуры. Я задаю вопрос завреанимации: «Ваша задача, как клинициста, в первую очередь качество и безопасность медицинской помощи и не врач решает этот вопрос, а главный врач». Вопрос, что в приемном покое до госпитализации проводят дорогостоящие методы исследования на платной основе – это неправильно. Экстренная медицинская помощь входит в ГОБМП – все! В этом стационаре в приемном покое не должно быть платных медицинских услуг. Надо определить какие системные проблемы есть в медорганизации», – подчеркнула Вице-министр здравоохранения Республики Казахстан Лязат Актаева.

Причины нарушений нужно выяснять, считает и руководитель Департамента Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции по г. Шымкенту Али Комекбаев, так как они скорее всего имеют системный характер. На ближайшем заседании по этике ожидается отчет руководителя горздрава по всем медучреждениям мегаполиса. И это при том, что кресло руководителя управления пустует уже не первый месяц.

«Еще дальше работа идет, и мы дадим этому правовую оценку. Уведомить хочу руководство городского управления здравоохранения, что мы заслушаем его отчет по принятым мерам на следующем заседании совета по этике. Мы не хотели бы ограничиваться только этими публикациями Акмарал. Совместно будем устранять это на системной основе. А главврач он не государственный служащий, а уполномоченным органом по отношению к больнице является горздрав – они госслужащие. Поэтому мы попросим, чтобы они приняли системные меры не только в этой больнице, доложились и по другим организациям. Какой-либо факт под собой несет основу, надо выявлять причину», – считает руководитель Департамента Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции по г. Шымкенту Али Комекбаев.

Медиков надо мотивировать рублем

Лязат Актаева также подняла вопрос денежной мотивации медработников, напомнив, что с 1 июня повышается средняя оплата труда. В итоге средняя з/п врача дойдет до 140 тыс. тенге, зарплата среднего медперсонала до 99 тыс., и младшего медперсонала до 63 тыс. тенге.

«Все медорганизации являются предприятиями на праве хозяйственного ведения, поэтому главный врач определяет, вы определяете дифференцированную оплату труда. Нужно четко определить – размер дифференцированной зарплаты должен зависеть от качества медпомощи. И те работники, которые оказывают ее качественно, их надо стимулировать, мотивация должна быть. У вас должна работать тарификационная комиссия, должно быть положение об оплате труда и должен быть коллективный договор, где четко должны быть прописаны индикаторы качества и безопасности медпомощи. И вы должны оплачивать по итогам месяца, квартала ил года бонусы. Не только повременная, но и сдельная оплата труда», – сообщила прописные для любого управленца истины вице-министр здравоохранения РК.

За пару дней до визита вице-министра свою проверку устроила замакима Гульжан Курманбекова, после чего она поручила главврачам всех медучреждений мегаполиса устранить нарушения в месячный срок. В первую очередь она отметила неухоженность больничных территорий. В этой больнице елки посадили буквально за полчаса до приезда министерской делегации, прямо на глазах у изумленных журналистов.

Мира Бахытова, Шымкент

https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/aUro3pEc.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/k9Tod10T.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/ViZuAx4P.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/qf6kUvvr.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/6uUiIKZ1.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/Ljq7jc9s.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/uHjDYFZZ.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/zuguOp3l.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/iYhbkFpS.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/HHJ6Rora.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/vDGhDhKs.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/Dt1FYwqR.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/58WfGguU.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/ik3Wqggo.jpg

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости:

-->