/img/tv1.svg
RU KZ
В IATA назвали беспределом ситуацию с тарифами аэропортов

В IATA назвали беспределом ситуацию с тарифами аэропортов

Иностранные и местные авиакомпании требуют вернуть госрегулирование тарифов на обслуживание международных рейсов в аэропортах РК.

13:37 18 Январь 2018 4347

В IATA назвали беспределом ситуацию с тарифами аэропортов

Автор:

Игорь Воротной

Фото: reuters.com

Напомним, что до лета 2017 года иностранные авиакомпании жаловались только на непомерно высокие цены на авиатопливо в казахстанских аэропортах (казахстанские авиаперевозчики создавали собственные запасы, так что им удавалось решать эту проблему). По словам регионального менеджера Международной ассоциации воздушного транспорта IATA (Центральная Азия) Джордана Карамалакова, тогда превышение стоимости авиакеросина в Казахстане на двести долларов за тонну по сравнению с соседней Россией оправдывалось хотя бы тем, что аэропортам нужно было компенсировать низкую стоимость услуг по обслуживанию воздушных судов.

Эту стоимость устанавливало государство, однако в июне 2017 года оно отменило регулирование тарифов аэропортов для международных рейсов на четыре основные монопольные функции аэропортов: сборы за взлет и посадку, сборы по авиационной безопасности, сборы за парковку и сборы за базирование в аэропортах. Стоимость этих услуг тут же выросла на 60-70%, а по некоторым, по утверждению авиакомпаний, цена выросла вдвое. При этом авиакеросин не подешевел, и теперь проблема увеличения стоимости коснулась уже не только иностранных, но и отечественных авиаперевозчиков. В результате к 18 января иностранные и казахстанские авиаторы консолидировались и обнародовали совместное заявление с просьбой вернуть регулирование тарифов аэропортов в Казахстане на обслуживание международных рейсов.

Среди компаний, которые поддержали заявление, значатся Air Astana, Qazaq Air, SCAT, Uzbekistan Airways, интересы остальных иностранных компаний в этом документе представляла IATA. Причем давить на госорганы авиаторы решили через принятый в Казахстане план нации «100 конкретных шагов».

«Для реализации шага 68 плана «100 конкретных шагов» об улучшении эффективности госрегулирования авиаперевозок для повышения привлекательности авиатранзита через Казахстан мы просим министерство по инвестициям и развитию Казахстана и Миннацэкономики незамедлительно отменить необоснованное увеличение тарифов, объявленных аэропортом Астаны до того, как еще больше авиакомпаний остановят свои полеты в Казахстан», – озвучил основную суть совместного заявления авиаперевозчиков, работающих в Казахстане, исполнительный директор по финансам авиакомпании Air Astana Ибрахим Жанлыел.

«Во-вторых, просим отменить дерегулирование аэропортовых тарифов на международные рейсы», – добавил он.

И напомнил, что за последние годы многие иностранные авиакомпании, в частности Austrian Airlines, Asiana и KLM, отменили свои рейсы в Астану, заметив, что существует риск дальнейшего сокращения присутствия игроков на рынке международных авиаперевозок в стране.

«Авиакомпания LOT недавно сократила количество рейсов в Казахстан, авиакомпания Finnair, которая начала полеты в Астану летом прошлого года, приостановила свои рейсы уже через два месяца», – отметил представитель Air Astana.

Его поддержал региональный менеджер IATA Джордан Карамалаков, который назвал рост стоимости тарифов на услуги в казахстанских аэропортах «бесконтрольным увеличением», связав напрямую с этим отказы иностранных авиакомпаний работать в Казахстане. В начале декабря прошлого года Джордан Карамалаков не был столь категоричен в своей оценке влияния тарифов аэропортов на уход иностранных компаний с рынка, предполагая тогда, что это лишь одна из возможных причин данного ухода. Теперь же уверенность представителя международной структуры окрепла в связи с тем, что, по его словам, у регулятора казахстанского рынка – комитета гражданской авиации министерства по инвестициям и развитию – нет прозрачной методики определения необоснованного завышения тарифов.

«У госорганов существует формальная процедура реагирования на жалобы о завышенных ценах, но отсутствует четкая и прозрачная методика определения, являются ли эти цены монопольными или нет, – констатировал Джордан Карамалаков. – То есть у нас сложилась ситуация, когда любой аэропорт может выставить какие угодно ему цены на обслуживание авиакомпаний, и, если будет жалоба на злоупотребление монопольным положением, наш регуляторный орган не может определить, имеется нарушение или нет, так как отсутствует сама методика определения такого нарушения», – уточнил он.

Вместе с тем, по его словам, цены на внутренние перевозки в Казахстане продолжают регулироваться на основании методики, определенной в начале нынешнего столетия, с которой международные перевозчики не согласны, поскольку, по их ощущениям, по факту внутренняя сеть субсидируется за счет международных полетов. Которые становятся в результате все менее привлекательными.

«Авиакомпания Air Astana в 2011 году выплатила аэропорту города Астаны 1,7 миллиарда тенге, а в 2017-м – 3,7 миллиарда, это больше на 118%», – заметил Ибрахим Жанлыел.

«В 2017 году компания увеличила количество международных рейсов из Астаны с 72 до 102 рейсов в неделю. За последние пять лет количество международных рейсов было увеличено более чем на 100%. В других странах авиакомпания получила бы существенные скидки и бонусы, чтобы продолжить столь внушительный рост воздушных перевозок. Но у нас этого не произошло», – констатировал он.

Впрочем, по словам коммерческого директора авиакомпании SCAT Николая Бурякова, рост цен на аэропортовые услуги наблюдается не только в Астане. По его словам, в аэропорту Актобе за использование наземных источников питания тарифы повышены в три раза – с 9000  до 29000 тенге. А в аэропорту Атырау стоимость уборки салона выросла на 224%.

«А ведь еще с прошлого года увеличены цены на авиатопливо, это все может повлечь за собой увеличение тарифов для населения», – заметил Николай Буряков. Джордан Карамалаков же напоследок уточнил, почему для иностранных компаний цена на авиакеросин в Казахстане является шоком.

«Если сейчас средняя цена на топливо в Европе – 633 доллара за тонну, у нас иностранные перевозчики заправляются по цене порядка 900-1000 долларов», – сказал представитель IATA.

«Объяснений по этому вопросу никаких нет. Либерализация – это хорошо. Но не должно быть беспредела, когда каждый аэропорт может увеличивать цены, как хочет», – заключил он.

Игорь Воротной

Самолет SCAT, совершивший аварийную посадку, не выполняет полеты

Борт находится в резерве авиакомпании. 

23 Май 2019 14:35 3748

Пассажирский самолет авиакомпании SCAT Boeing-737, запросивший аварийную посадку в международном аэропорту Нур-Султана из-за разгерметизации салона 3 мая 2019 года, в настоящее время находится в резерве АО «Авиакомпания SCAT», полеты не выполняются. Об этом на официальный запрос inbusiness.kz сообщили в управлении по расследованию авиационных происшествий и инцидентов МИИР. Напомним, самолет выполнял рейс по направлению Минеральные воды – Нур-Султан. 

Как сообщается в ответе, комиссией по расследованию после выполнения аварийной посадки было осмотрено и исследовано воздушное судно Boeing-737, при этом каких-либо отверстий не было обнаружено. В частности, 15 мая 2019 года инженерно-техническим составом АО «Авиакомпания SCAT» выполнены необходимые работы, и после этого борт допустили к техническому облету.

«При выполнении технического облета на воздушном судне отклонения не были выявлены, Комитетом гражданской авиации МИИР РК указанное воздушное судно допущено к дальнейшей эксплуатации», – соощили в МИИР.
Отметим, указанное воздушное судно выпущено заводом-изготовителем Boeing в 1993 году. Состояние экипажа воздушного судна, выполнявшего рейс DV-834 по маршруту Минеральные воды – Нур-Султан, в настоящее время нормальное, для продолжения полетов необходимо прохождение медицинского обследования врачебно-летной экспертной комиссией, сообщили в МИИР.

Напомним, с 13 марта 2019 года в Казахстане временно приостановлена эксплуатация Boeing 737 Max, единственный борт принадлежит авиакомпании SCAT. Как сообщили в МИИР, «новое доработанное оборудование и возобновление эксплуатация В-737 МАХ будет зависеть от конструкторского бюро и администрации США».

Майра Медеубаева

У SCAT серьезные сбои вылетов туристов

Задержки самолетов от 5 до 16 часов в авиакомпании объяснили техобслуживанием.

31 Май 2018 09:49 14326

Пассажиры авиакомпании SCAT снова жалуются на задержки вылетов самолетов. Особенно сильно страдают туристы чартерных рейсов. К примеру, самый первый рейс по новому широко разрекламированному туристическому направлению Sunday airlines («дочки» SCAT) в Тунис, запланированный на 31 мая, переносился уже четырежды: с 11:30 на 9:00, затем на 15:00, потом на 17:00 и недавно на 23:00.

На форуме SCAT люди оставляют комментарии о работе авиакомпании и состоянии самолетов, о задержках. Однако в пресс-службе авиаперевозчика объяснили сбой в расписании как раз дополнительным техобслуживанием одного из самолетов. В итоге задержки достигли от пяти до 16 часов.

«Дополнительное техническое обслуживание потребовалось для воздушного судна BOEING 757 – это требование технических служб, мы действуем только в интересах пассажиров. Машина уже летает, техническое обслуживание пройдено, но в связи с непродолжительной задержкой произошел сдвиг в расписании. Сбой произошел в субботу. Как результат – веерные задержки на чартерных направлениях от пяти до 16 часов. Компания приносит извинения за причиненные неудобства», – сообщила PR-менеджер SCAT Виктория Старожилова.

Она заверила, что потерянное время туристам возместят, для этого необходимо написать письмо-претензию в туркомпанию, в которой приобретался туристический пакет.

Напомним, что в конце марта SCAT приобрела новый самолет BOEING 757 MAX, его поставили на регулярные направления, а также открыты новые регулярные полеты в Челябинск и Литву. Первый рейс Астана – Вильнюс был совершен 29 мая, о чем говорится на официальном сайте авиакомпании.

Что касается дочернего предприятия SCAT – Sunday Airlines, самолетный парк насчитывает пять машин фирмы Boeing модельного ряда «757-200» (четыре единицы, возраст каждого из лайнеров превышает 25 лет) и «767-300» (одна единица, около 18 лет). Регулярные рейсы в расписании Sunday Airlines отсутствуют. Наибольшее число чартерных полетов было выполнено на курорты Турции, ОАЭ, Индии, КНР, Малайзии и Таиланда.

Мира Бахытова