В IATA назвали беспределом ситуацию с тарифами аэропортов

В IATA назвали беспределом ситуацию с тарифами аэропортов

13:37 18 Январь 2018 5426

В IATA назвали беспределом ситуацию с тарифами аэропортов

Автор:

Игорь Воротной

Фото: reuters.com

Иностранные и местные авиакомпании требуют вернуть госрегулирование тарифов на обслуживание международных рейсов в аэропортах РК.

Напомним, что до лета 2017 года иностранные авиакомпании жаловались только на непомерно высокие цены на авиатопливо в казахстанских аэропортах (казахстанские авиаперевозчики создавали собственные запасы, так что им удавалось решать эту проблему). По словам регионального менеджера Международной ассоциации воздушного транспорта IATA (Центральная Азия) Джордана Карамалакова, тогда превышение стоимости авиакеросина в Казахстане на двести долларов за тонну по сравнению с соседней Россией оправдывалось хотя бы тем, что аэропортам нужно было компенсировать низкую стоимость услуг по обслуживанию воздушных судов.

Эту стоимость устанавливало государство, однако в июне 2017 года оно отменило регулирование тарифов аэропортов для международных рейсов на четыре основные монопольные функции аэропортов: сборы за взлет и посадку, сборы по авиационной безопасности, сборы за парковку и сборы за базирование в аэропортах. Стоимость этих услуг тут же выросла на 60-70%, а по некоторым, по утверждению авиакомпаний, цена выросла вдвое. При этом авиакеросин не подешевел, и теперь проблема увеличения стоимости коснулась уже не только иностранных, но и отечественных авиаперевозчиков. В результате к 18 января иностранные и казахстанские авиаторы консолидировались и обнародовали совместное заявление с просьбой вернуть регулирование тарифов аэропортов в Казахстане на обслуживание международных рейсов.

Среди компаний, которые поддержали заявление, значатся Air Astana, Qazaq Air, SCAT, Uzbekistan Airways, интересы остальных иностранных компаний в этом документе представляла IATA. Причем давить на госорганы авиаторы решили через принятый в Казахстане план нации «100 конкретных шагов».

«Для реализации шага 68 плана «100 конкретных шагов» об улучшении эффективности госрегулирования авиаперевозок для повышения привлекательности авиатранзита через Казахстан мы просим министерство по инвестициям и развитию Казахстана и Миннацэкономики незамедлительно отменить необоснованное увеличение тарифов, объявленных аэропортом Астаны до того, как еще больше авиакомпаний остановят свои полеты в Казахстан», – озвучил основную суть совместного заявления авиаперевозчиков, работающих в Казахстане, исполнительный директор по финансам авиакомпании Air Astana Ибрахим Жанлыел.

«Во-вторых, просим отменить дерегулирование аэропортовых тарифов на международные рейсы», – добавил он.

И напомнил, что за последние годы многие иностранные авиакомпании, в частности Austrian Airlines, Asiana и KLM, отменили свои рейсы в Астану, заметив, что существует риск дальнейшего сокращения присутствия игроков на рынке международных авиаперевозок в стране.

«Авиакомпания LOT недавно сократила количество рейсов в Казахстан, авиакомпания Finnair, которая начала полеты в Астану летом прошлого года, приостановила свои рейсы уже через два месяца», – отметил представитель Air Astana.

Его поддержал региональный менеджер IATA Джордан Карамалаков, который назвал рост стоимости тарифов на услуги в казахстанских аэропортах «бесконтрольным увеличением», связав напрямую с этим отказы иностранных авиакомпаний работать в Казахстане. В начале декабря прошлого года Джордан Карамалаков не был столь категоричен в своей оценке влияния тарифов аэропортов на уход иностранных компаний с рынка, предполагая тогда, что это лишь одна из возможных причин данного ухода. Теперь же уверенность представителя международной структуры окрепла в связи с тем, что, по его словам, у регулятора казахстанского рынка – комитета гражданской авиации министерства по инвестициям и развитию – нет прозрачной методики определения необоснованного завышения тарифов.

«У госорганов существует формальная процедура реагирования на жалобы о завышенных ценах, но отсутствует четкая и прозрачная методика определения, являются ли эти цены монопольными или нет, – констатировал Джордан Карамалаков. – То есть у нас сложилась ситуация, когда любой аэропорт может выставить какие угодно ему цены на обслуживание авиакомпаний, и, если будет жалоба на злоупотребление монопольным положением, наш регуляторный орган не может определить, имеется нарушение или нет, так как отсутствует сама методика определения такого нарушения», – уточнил он.

Вместе с тем, по его словам, цены на внутренние перевозки в Казахстане продолжают регулироваться на основании методики, определенной в начале нынешнего столетия, с которой международные перевозчики не согласны, поскольку, по их ощущениям, по факту внутренняя сеть субсидируется за счет международных полетов. Которые становятся в результате все менее привлекательными.

«Авиакомпания Air Astana в 2011 году выплатила аэропорту города Астаны 1,7 миллиарда тенге, а в 2017-м – 3,7 миллиарда, это больше на 118%», – заметил Ибрахим Жанлыел.

«В 2017 году компания увеличила количество международных рейсов из Астаны с 72 до 102 рейсов в неделю. За последние пять лет количество международных рейсов было увеличено более чем на 100%. В других странах авиакомпания получила бы существенные скидки и бонусы, чтобы продолжить столь внушительный рост воздушных перевозок. Но у нас этого не произошло», – констатировал он.

Впрочем, по словам коммерческого директора авиакомпании SCAT Николая Бурякова, рост цен на аэропортовые услуги наблюдается не только в Астане. По его словам, в аэропорту Актобе за использование наземных источников питания тарифы повышены в три раза – с 9000  до 29000 тенге. А в аэропорту Атырау стоимость уборки салона выросла на 224%.

«А ведь еще с прошлого года увеличены цены на авиатопливо, это все может повлечь за собой увеличение тарифов для населения», – заметил Николай Буряков. Джордан Карамалаков же напоследок уточнил, почему для иностранных компаний цена на авиакеросин в Казахстане является шоком.

«Если сейчас средняя цена на топливо в Европе – 633 доллара за тонну, у нас иностранные перевозчики заправляются по цене порядка 900-1000 долларов», – сказал представитель IATA.

«Объяснений по этому вопросу никаких нет. Либерализация – это хорошо. Но не должно быть беспредела, когда каждый аэропорт может увеличивать цены, как хочет», – заключил он.

Игорь Воротной

10700

Материалы по теме:

amerikanskij-biznes-zainteresovalsya-tehnologicheskoj-modernizaciej-i-apk

latinskie-uchebniki-obojdutsya-bolee-chem-v-200-mlrd-tenge

dakar-2018-ekipazh-ardavichusa-otygral-stroku-v-top-10

mfca-atameken-business-channel-i-bloomberg-stali-partnerami

25-santimetrov-ne-predel-snegopad-v-almaty-prodolzhaetsya

загрузка

×