Национальная ассоциация лифтовиков Казахстана (НАЛК) предупреждает: с 15 февраля 2025 года они должны соответствовать обновленному Техническому регламенту Таможенного союза, иначе их эксплуатация станет незаконной, об этом сообщает корреспондент inbusiness.kz.
Во всех странах ЕАЭС, кроме Казахстана, переходный период продлили до 2030 года, однако отечественные власти, опираясь на мнение профессионального сообщества, приняли более жесткие сроки. Это связано с тем, что многие устаревшие лифты уже не обслуживаются заводами-изготовителями, а запасные части к ним недоступны.
“На самом деле это очень хорошая тенденция. Почему? Потому что на сегодняшний день в нашей стране около 7 тыс. лифтов требуют замены и модернизации. Это устаревшие лифты, у которых срок эксплуатации уже превысил 25 лет. Это нормативный срок эксплуатации. В этой связи, если брать по нормам технического регламента, до 15 февраля 2025 года РК должна была заменить эти лифты, поскольку это не соответствует требованиям технического регламента безопасности лифтов. И на сегодняшний день, по сути, опасение вызывает то, что эти лифты, поскольку они не соответствуют техническому регламенту, должны быть остановлены, так как дальнейшая эксплуатация не соответствует техническому регламенту, опасна для самих потребителей”, – сказал директор лифтовой компании "ЛифтКурылыс" Рысдаулет Арын.
По данным спикера, в Алматы на сегодняшний день насчитывается около 50 устаревших лифтов, которые планируется заменить в этом году за счет средств акимата. Однако в регионах многие жители не осведомлены о существовании программы модернизации лифтового оборудования.
“Проблема основная в том, что отсутствует должная популяризация данных проблем в регионах. Многие жители не знают о существовании этой программы и попросту остаются с проблемой старых лифтов один на один. Здесь я, наверное, призвал бы местные исполнительные органы активизироваться, поскольку если сейчас отключать эти лифты, то мы все понимаем, что это создаст общественный резонанс. Но, с другой стороны, на весах стоят жизнь и здоровье наших граждан. Здесь жители должны понимать, что они пользуются, так скажем, выведенным из срока ненадлежащим техническим обслуживанием оборудованием”, – добавил Рысдаулет Арын.
По словам президента ОЮЛ 'Национальная ассоциация лифтовиков Казахстана" Ержана Игибаева, точное число подлежащих замене лифтов неизвестно, поскольку передача контроля за ними акиматам прошла с потерей части данных. Ассоциация призывает местные власти уведомить жителей о проблеме и ускорить замену оборудования в рамках госпрограмм.
Дополнительную тревогу вызывает рост числа несчастных случаев при установке лифтов. В НАЛК отмечают, что некоторые строительные компании нанимают неквалифицированных подрядчиков без аттестатов в сфере промышленной безопасности. В результате происходят трагедии: только за последние несколько лет зафиксированы смертельные инциденты в Шымкенте, Атырау, Петропавловске и Алматы.
“У нас определенная тревожная ситуация происходит именно на моменте монтажа лифтового оборудования. Тут у меня есть данные с 2021 по 2022 год, когда у нас в стране погибло четыре монтажника. Это работники, которые проводят монтаж лифтового оборудования (…). Есть даже факты, когда на монтаж лифтового оборудования привлекаются обычные бригады”, – отметил Рысдаулет Арын.
По его словам, сейчас этот вопрос поднимается на уровне комитета по делам строительства, чтобы при установке лифтов строительные компании работали только с подрядчиками, у которых есть квалифицированные специалисты, сертификаты по промышленной безопасности, защитное оборудование и страхование сотрудников. В ассоциации отметили, что готовы помочь акиматам в обучении специалистов, чтобы избежать рисков и предотвратить новые жертвы.
Читайте по теме:
Сколько лифтов поменяют в Шымкенте в 2025 году?