/img/tv1.svg
RU KZ
В каких секторах экономики РК наиболее высок риск дефолта

В каких секторах экономики РК наиболее высок риск дефолта

Аналитики представили исследование.

08:00 06 Май 2020 6783

В каких секторах экономики РК наиболее высок риск дефолта

Автор:

KPMG подготовила исследование, посвященное влиянию распространения COVID-19 на предприятия основных отраслей РК. В результате полученных данных стало ясно, что COVID-19 больше всего повлиял на выручку компаний в авиа-, фитнес-индустрии, ресторанном бизнесе и непродуктовой розничной торговле.

Отрасли с высоким риском дефолта

В авиационном секторе отмена пассажирских рейсов существенно повлияла на выручку аэропортов и авиакомпаний. Авиакомпании увеличили долю грузоперевозок, частично возмещая значительные убытки, вызванные введением режима карантина и ограничениями пассажироперевозок. Между крупными аэропортами значительно выросла конкуренция в части организации транзитных рейсов.

Сектор инвестиционной недвижимости находится в стадии «заморозки». Сделки с недвижимостью и программы развития инфраструктуры и жилищного строительства приостановлены. Замедление в строительных работах, обусловленное задержкой в поставках и бюрократическими препятствиями в регистрации недвижимости в связи с закрытием ЦОН. Торгово-развлекательные центры были закрыты на время карантина. Удаленный режим работы, вероятнее всего, вызовет снижение спроса на офисные площади. В то же время сектор жилой недвижимости ожидает запрос на учет необходимости работы людей из дома (рабочий кабинет в квартире станет более востребованным).

Непродуктовая розничная торговля (НРТ), рестораны, фитнес

Данные сектора оказались одними из наиболее пострадавших. Для частичного возмещения выручки компании НРТ и рестораны активно развивают онлайн-заказы и доставку. Ввиду того, что данные сектора преимущественно представлены МСБ с меньшим запасом прочности, прогнозируется банкротство компаний в этих секторах, а также сокращение филиалов в «выживших» компаниях.

Отрасли со средним риском дефолта

Финансовый сектор. Значительный спад комиссионных доходов и сокращение процентных доходов за счет реструктуризации кредитов. Также эксперты прогнозируют увеличение спроса по валютным операциям, на брокерские услуги на фоне неопределенности в перспективах фондовой биржи.

Горнодобывающий сектор. Динамика выручки варьировалась: производители базовых металлов зафиксировали падение выручки в связи с падением котировок на металлы, производители драгоценных металлов – соответствующий рост.

Сельское хозяйство. Небольшое снижение выручки в секторе птицеводства и производства мяса крупного рогатого скота в связи с закрытием заведений общественного питания и гостиниц. Произошло увеличение спроса на замороженную курицу и говядину через розничные торговые каналы. В данное время отмечаются перспективы увеличения производства для покрытия импортируемой части потребления птицы в РК. В то же время наблюдается снижение выручки в секторе зерновой продукции как следствие снижения спроса на экспорт и неконкурентоспособности цен на внутреннем рынке.

Отрасли с низким риском дефолта

Энергетика. Снижение выручки по причине закрытия предприятий МСБ на период карантина. Ожидается снижение спроса со стороны предприятий нефтяной и горнодобывающей отрасли в связи с падением цен на нефть и снижением спроса на базовые металлы. Участники рынка активно обсуждают с регулятором возможности пересмотра тарифа для компенсации потерь, вызванных существующими механизмами тарифообразования.

Телеком. Ограничительные меры на передвижение и переход компаний на дистанционный режим работы способствовали росту выручки услуг домашнего интернета и связи. Компании теряют доходы по подключению новых пользователей. Некоторыми участниками был осуществлен ряд инициатив, по поручению властей, в предоставлении бесплатной связи медицинским работникам, а также поддержки социально незащищенных слоев населения. Участники заметили, что данные мероприятия могут привести к снижению рентабельности бизнеса.

Фармацевтика. Рост выручки ввиду временного повышенного спроса у производителей защитных изделий медицинского назначения, а также у фармацевтических компаний на ряд безрецептурных препаратов. Участники отмечают государственное регулирование ценообразования продукции. Ожидается снижение спроса на отдельные категории товаров (beauty и вспомогательная продукция).

Основные выводы исследования:

  1. Текущая ситуация с COVID-19, вероятнее всего, станет причиной наступления одного из самых глубоких кризисов в Казахстане со времен развала СССР, поскольку COVID-19 вызвал глобальный экономический кризис, масштабы которого пока сложно до конца оценить.
  2. На базе сравнительного анализа с другими странами период карантина в Казахстане может составить 2-2,5 месяца.
  3. Наиболее уязвимо в текущей рыночной конъюнктуре чувствуют себя участники таких сегментов и отраслей экономики Казахстана, как МСБ, непродуктовая розничная торговля, авиационная отрасль, нефтегазовый, горнодобывающий, транспортный сектор, электроэнергетика, и сфера услуг.
  4. Меры по сокращению административных расходов приняты 74% компаний-респондентов. Около половины опрошенных активно работает над оптимизацией закупок (реструктуризация кредиторской задолженности, оптимизация логистической цепочки, пересмотр книги заказов и перенос части объема закупок на более поздний срок).
  5. Компании во всех отраслях экономики (кроме сектора телекома) поставили «на паузу» реализацию капиталоемких инвестиционных проектов или находятся в процессе пересмотра в сторону более «бюджетных» решений для реализации этих проектов.
  6. Большинство игроков рынка разрабатывают и внедряют антикризисный план действий, планируют пересматривать стратегию развития. Практически все компании нацелены на ускоренную цифровизацию своих каналов продаж и каналов взаимодействия с клиентами в ближайшем будущем.
  7. Представители крупного казахстанского бизнеса считают объявленные меры государственной поддержки недостаточными и ожидают поддержки в части налоговых послаблений (в том числе по возврату НДС экспортно ориентированным предприятиям и компаниям авиационного сектора), возмещения части расходов, а также предоставления льготного кредитования.
  8. Около 86% респондентов считают, что постепенный возврат к докризисным позициям осуществится не ранее, чем через три-четыре квартала (или позднее), что говорит о том, что последствия кризиса могут ощущаться и в 2021 году.
  9. Кризис вызовет значительное изменение поведенческих реакций людей и необходимость переосмысления государством подходов к обеспечению безопасности в области здравоохранения. Кроме того, кризис также существенно изменит бизнес-ландшафт и скорректирует стратегическое целеполагание, как со стороны государства, так и стороны бизнеса.
  10. Девальвация тенге, вызванная падением цен на нефть и снижением спроса на базовые металлы, отрицательно влияет на платежеспособный спрос населения, укрепляя, тем не менее, конкурентоспособные позиции предприятий экспортно ориентированных отраслей Казахстана.

Фокус на цифровизацию

В целом, одним из направлений изменения стратегий развития компании отметили фокус на ускоренную цифровизацию бизнеса и каналов продаж в ближайшем будущем. 58% опрошенных компаний пересматривают стратегический план развития на ближайшие годы в связи с ситуацией, вызванной коронавирусом.

Так, в розничной торговле производители еды нацелены на сужение продуктовой линейки и концентрацию на товарах более низкого ценового сегмента ввиду ожидаемого снижения покупательской способности населения. Розничная торговля активно развивает онлайн-магазины для заказа продуктов.

В авиационном секторе аэропорты пересматривают стратегии управления коммерческими площадями (предпочтение крупным игрокам перед представителями малого и среднего бизнеса), а также рассматривают возможность увеличения фокуса на грузовых перевозках.

В финансовом секторе банки планируют выдавать займы с усиленным вниманием к стабильности сектора заемщика. Финансовые организации сместили фокус на ускоренное создание и развитие Digital-продуктов.

Компании сектора недвижимости, которые управляют торгово-развлекательными центрами, пересматривают маркетинговые стратегии для акцентирования внимания на социальном дистанцировании и безопасности.

На основе исследования KPMG

Материалы по теме: