Численность аудитории соцсетей Казахстана
На данный момент объем интернет-аудитории Казахстана оценивается* в 18,9 млн человек. При этом 86% пользователей заходят в Интернет несколько раз в день.
В среднем казахстанцы проводят в Интернете 3 часа в сутки, чаще всего для поиска информации или просмотра контента. На рынке поисковых систем доминирует Google. Его используют для поиска данных 83% пользователей. Большинство людей для выхода в Интернет используют мобильные телефоны – 90% выходят в тот же Google со своих смартфонов.
Количество пользователей соцсетей растет
Три четверти населения страны активно пользуются социальными сетями. При этом ежегодно отмечается рост уникальной аудитории. На это влияют несколько факторов, в их числе массовое продвижение бизнеса в соцсетях. В результате многие пользователи заводят по несколько аккаунтов – личный и рабочий.
Самые популярные социальные сети
Среди соцсетей лидирующие позиции занимает Instagram, затем следуют Telegram, TikTok и видеохостинг YouTube. Значительно меньшей популярностью пользуются "ВКонтакте", "Одноклассники" и Facebook.
По числу активных авторов и по объему сообщений в нашей стране лидируют соцсети Meta – Instagram и Facebook.
Если говорить о предпочтениях по гендерному признаку, то YouTube – мужской, в Facebook – гендерное равенство, а Instagram – женский.
Доля казахского языка в соцсетях постоянно увеличивается
Начиная с 2021 года наблюдается уменьшение доли русского языка и увеличение казахского языка во многих медийных каналах – на телевидении, радио, в печатных и онлайн-СМИ. Социальные сети не стали исключением. Так, к 2023 году доля русского в соцсетях снизилась до 38%, казахского выросла с 8% до 18%, использование на двух языках увеличилось с 20% до 27%.
В данный момент в соцсетях Казахстана доминируют казахский и русский языки. При этом доля русского языка пока еще выше, но она постоянно снижается год к году на всех платформах, за исключением YouTube.
Больше всего русскоязычных сообщений на российских платформах – "Одноклассники" и "ВКонтакте". А также на YouTube. Наименьшее – в Facebook, где на казахском языке пользователи писали больше, чем на русском, еще год назад ,и тенденция там не меняется. Лидирующие платформы по объему контента на казахском языке без ограничений по гео – Telegram и TikTok.
Что делают в соцсетях?
- Казахстанцы все больше времени тратят на просмотр контента. Так, например, 54% регулярно использует YouTube. Просмотр фильмов, роликов, игры, прослушивание музыки, а также общение в Сети – вот главные цели выхода в Интернет.
- Растет доля тех, кто использует соцсети для просмотра видеоконтента. В то же время отмечается снижение доли пользователей, читающих посты. Одновременно снижается активность взаимодействия – доля комментирующих также упала.
- Значительную долю занимает и онлайн-шопинг: 70% аудитории пользуются маркетплейсом Kaspi. По информации Kaspi.kz, 9,1 млн пользователей посещают приложение ежедневно, 14 млн экономически активных пользователей заходят на площадку ежемесячно. Пользователи меняют точку входа: ищут необходимый продукт не в поисковой системе, а на маркетплейсах.
- Отмечается рост практичности использования соцсетей, в частности для совершения покупок и заказа услуг. При этом некоторые модели остаются стабильными: доля публикующих фото и видео – около 33-34%, доля распространяющих чужие посты – 20-22%.
Тренды в развитии социальных сетей в Казахстане
- Ожидается рост инвестиций брендов в рекламу в социальных сетях. Компании понимают, что соцсети стали основным каналом для взаимодействия с целевой аудиторией, и готовы вкладывать значительные ресурсы в разработку креативных и эффективных рекламных кампаний.
- Молодежь (возраст 14-29 лет) все чаще выбирает контент на казахском языке, при этом снижая потребление контента только на русском языке.
- Растет популярность просмотра видеоконтента – TikTok, Instagram Reels и YouTube Shorts.
- Растет практичное использование социальных сетей для совершения покупок и заказа услуг.
- Социальные сети все больше превращаются из площадки для общения в канал для потребления контента и решения практических задач.
*В материале использованы данные исследований Internews, digital-хаба Wunder Digital (Adex, DataReportal, K Research Central Asia MMI, ЦАРА, Яндекс.Радар, Similarweb, агентства по защите и развитию конкуренции в РК, gov.kz, PWC), разработчика системы аналитики соцмедиа и СМИ компании Brand Analytics.
Изображение Pixelkult с сайта Pixabay