Согласно аудированной отчетности, прибыль компании упала в разы по сравнению с двумя предыдущими годами. Так, за 2021 год общий совокупный доход компании составил 976 млн тенге. В 2020 году он был на уровне 4,8 млрд тенге, в 2019 году – 3,1 млрд тенге, следует из данных, обнаруженных корреспондентом inbusiness.kz.
Выручка компании в 2021 году выросла до 7,8 млрд тенге, что гораздо выше, чем в предыдущие годы. Однако наряду с этим значительно выросла себестоимость услуг, составив 2,6 млрд тенге против 872 млн в 2020 году и всего лишь 220 млн тенге в 2019-м.
Напомним, АО "Центр транспортного сервиса" было зарегистрировано в 2000 году. Единственным акционером компании являлось ТОО "Темир Триумф" (доля – 100%), выкупившее в 2015 году 522 254 простых акций у АО "Национальная компания "Қазақстан темір жолы". В апреле 2022 года произошла смена собственника. Постановлением правительства принято предложение ТОО "Темир Триумф" о передаче 100%-ного пакета акций компании в республиканскую собственность. В настоящее время пакет акций передан в КТЖ.
Основным видом деятельности является оказание юридическим и физическим лицам услуг железнодорожных подъездных путей, а именно предоставление подъездных путей для проезда подвижного состава, маневровых работ, погрузки-выгрузки, оказание сопутствующих услуг при перевозке грузов, подача-уборка вагонов к фронтам погрузки-выгрузки локомотивом, накатки-выкатки вагонов специализированными средствами и так далее.
Как напоминают аудиторы, приговором суда Астаны по уголовному делу в отношении Кайрата Сатыбалды и бывшего руководства ЦТС было определено, что в период с 2019 по 2021 год были заключены фиктивные договоры без фактического выполнения работ с TOO "Электромеханический завод "Жарык", ТОО "Строительно-проектная компания "Атакент", ТОО "ЗИ-Дан", ТОО "Бурган 2005", TOO RIK Trade, TOO IBS incorporated, TOO Venera&com, ТОО "РИБХ". Компанией было решено произвести сторно расходов по стоимости услуг и зачету НДС от вышеуказанных контрагентов, что повлекло образование дебиторской задолженности по ранее перечисленным суммам за невыполненные работы (неоказанные услуги) в общей сумме 19 млрд тенге на конец 2021 года.
13 марта 2022 года Кайрат Сатыбалды, конечный бенефициар бывшего собственника ЦТС, задержан антикоррупционной службой Казахстана по подозрению в злоупотреблении служебным положением и хищении средств компании в особо крупном размере. На дату составления финансовой отчетности уголовное дело и судебное разбирательство окончены, компанией получено возмещение ущерба двумя платежами на сумму 28,6 млрд тенге.
В то же время аудиторы подчеркивают основание для выражения мнения с оговоркой. По их данным, компания не проводила инвентаризацию активов на 31 декабря 2021 года.
"Нам не смогли организовать проведение или наблюдение за инвентаризацией основных средств. Мы не смогли подтвердить количество и оценку основных средств, в частности железнодорожных подъездных путей, посредством альтернативных процедур. Нами проведены процедуры по сверке расходов, отраженных в финансовой отчетности, с данными системы бухгалтерского учета. Так как большинство первичных документов от некоторых поставщиков отсутствует, сверка с первичными документами не представлялась возможной", – отмечают аудиторы.
Влияние отсутствия первичных документов от некоторых поставщиков на соответствующие элементы бухгалтерского баланса по состоянию на 1 января и 31 декабря 2021 года, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменениях в собственном капитале на указанные даты не определено, резюмировано в финотчетности.
Читайте по теме:
Дело Кайрата Сатыбалдыулы: государству вернули 14 млн долларов