Об этом говорится в Специальном обзоре по коррупции в Казахстане глазами предпринимателей в 2016-2017 годах, выполненном Центром исследований SANGE по заказу НПП "Атамекен".
Целью данного исследования было проведение анализа распространенности коррупции в регионах РК при взаимодействии бизнеса с государственными органами.
Всего было опрошено 8219 руководителей субъектов бизнеса по всей стране.
Предметами и объектами исследования стали:
* "честность" (некоррумпированность) – частота коррупционных схем (1 балл – коррупция встречается часто, 4 балла – коррупция не встречается);
* "взятки" – средний размер неофициальных платежей, выраженный в тенге;
* "эффективность" – оценка работы государственных органов (1 балл – неэффективно; 4 балла – эффективно);
* "причины" возникновения коррупционных схем;
* "меры" снижения коррупции.
Все предприниматели, сталкивающиеся с коррупцией, условно разделились на тех, кому коррупция помогает, и тех, кому она мешает. И, согласно данным опроса, доля тех, кому "взятка строить и жить помогает" за год выросла на 1%. В то же время на 12% выросло количество тех, кому коррупция ставит палки в колеса.
Причем выяснилась интересная закономерность: чем больше размер бизнеса, тем больше ему мешает коррупция.
ТОО и АО сталкиваются с ней на 5-7% чаще, чем крестьянско-фермерские хозяйства.
Бизнес встраивается в коррупционные схемы: крестьянским хозяйствам коррупция помогает чаще (14,4%), чем другим. Меньше всего коррупция помогает акционерным обществам – 1,8%.
По сравнению с 2016 годом в 2017 году увеличилась частота коррупционных схем. Особенно ухудшилось состояние в Жамбылской, Мангистауской, Атырауской, Алматинской областях, ЮКО и в городе Алматы. Коррупция "захватила" также восток, юго- и северо-восток страны.
Несмотря на то, что за год средний размер взятки снизился в 1,5 раза – с 94000 до 61000 тенге, количество предпринимателей, столкнувшихся с коррупцией, выросло на 12%. Объем неформальных платежей V, по мнению SANGE, для 2017 года оценивается в 116-155 млрд тенге, для 2016-го – в 128-171 млрд тенге.
Кстати, именно чиновники чаще выступают инициаторами коррупционной сделки.
Особенно госслужащие активны там, где крупнее бизнес: для АО – 70%, для КХ – 61%, для ТОО – 56%, для ИП – 53%.
Кроме того, у ТОО самая высокая доля "совместной инициативы" – 6,6%.
За год на 7-8% выросло число предпринимателей, указавших на различные причины, приводящие к коррупции. Особенно часто подталкивают к использованию коррупционных схем количество и невыполнимость требований и длительные сроки рассмотрения обращений.
Как выразился один из респондентов, он готов "купить себе и своему бизнесу спокойное существование".
Причем причастность к коррупционным схемам становится для предпринимателя существенным конкурентным преимуществом: рост данной причины в 2,6 раза (с 5% до 13%) – до 16% у ТОО, до 12% у ИП.
Кроме того, часто коррупция используется для того, чтобы уйти от ответственности за нарушение.
Интересной оказалась оценка работы госорганов в целом по регионам Казахстана. В нижеследующей диаграмме, используя оси "Честность" и "Эффективность" госорганов и радиус круга как размер взятки, можно заметить, что, согласно исследованиям SANGE, наименее честными и эффективными оказались госорганы Жамбылской, Атырауской, Алматинской областей, города Алматы и ЮКО. А вот Астана и СКО – наиболее честные и эффективные.
В Мангистауской области – самый большой размер взяток (наибольший радиус кружка). Эта же область также превосходит другие по количеству ответивших, что коррупция им помогает – 33%. А меньше всего коррупция помогает в Северо-Казахстанской области – 1%.
Говоря о государственной антикоррупционной программе, бизнес города Алматы, Южно-Казахстанской, Карагандинской областей считает ее недостаточно эффективной. А вот предприниматели Жамбылской и Мангистауской областей – регионов с высокой частотой коррупции – на удивление относительно хорошо оценивают антикоррупционную программу: 3,6% и 3,1% соответственно.
В целом по республике оценка эффективности антикоррупционной программы возросла с 2,7 до 3,04 по четырехбалльной шкале.
Несмотря на то, что ТОО, ИП, КХ чаще сталкиваются с коррупцией, их оценка антикоррупционной программы выше. В то время как акционерные общества относятся к ней более критично.
По мнению предпринимателей, в 2017 году по сравнению с 2016 годом эффективность работы акиматов выросла с 2,7 до 3,4 балла. Разница особенно заметна в городе Астане, Мангистауской, Карагандинской и Акмолинской областях. Несколько упала оценка по сравнению с прошлым годом в городе Алматы и Южно-Казахстанской области.
Кстати, в регионах, где меньше коррупции, оценки эффективности акиматов выше. В частности, бизнес СКО лучше оценил работу своих акиматов, а оценка эффективности работы акиматов Жамбылской, Атырауской областей, ЮКО и города Алматы – ниже.
Согласно данным настоящего исследования, для снижения коррупции самая важная роль отводится ужесточению наказания за коррупцию, повышению эффективности работы антикоррупционной службы.
Предприниматели считают, что необходимо продолжить работу по регламентации административных процедур; усилению контроля за расходами госслужащих и их семей; повысить зарплаты госслужащим, так как за год произошло увеличение доли по этим мерам в два и более раза.
В то же время на фоне увеличения доли бизнесменов, призывающих к ужесточению наказаний и повышению эффективности госорганов, наблюдается рост доли считающих бесполезной борьбу с коррупцией и связывающих это с менталитетом. То есть, по их мнению, необходимы мероприятия, "ломающие стереотипы".
Подведем итоги и сделаем основные выводы из Специального обзора по коррупции в Казахстане глазами предпринимателей в 2016-2017 годах:
* число предпринимателей, столкнувшихся с коррупцией, увеличилось с 45% до 57% (рост на 12%);
* с 7% до 8% выросло число субъектов, которым коррупция помогает. Особенно высоко их число среди крестьянских хозяйств – 14%, а по секторам – в водоснабжении (17%), рекламных и типографских услугах – 14%, операциях с недвижимостью – 13%, транспортных и логистических – 12%;
* средний размер взятки снизился с 94 тысяч тенге до 61 тысячи тенге;
* объем коррупционных сделок снизился на 10% (с 171 млрд до 155 млрд тенге);
* реже всего коррупционные сделки встречаются в СКО, наиболее часто – в Жамбылской и Мангистауской областях;
* в 54% случаев инициатором являлся госслужащий, в 41% – предприниматель, в 5% – обе стороны.
Олег И. Гусев