Эти цифры были озвучены в ходе совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Карагандинской области. Причиной проведения выездного заседания на площадке регионального Департамента АДГСПК стали участившиеся обращения субъектов МСБ.
Тема обращений в совет одна: бизнес несёт потери, так как у предпринимателей в судебном порядке изымают земельные участки, предоставленных ранее без проведения аукциона. Как говорил один из героев фильма "Джек Восьмёркин – американец", "дело в следующем".
"Я принёс вам посылку для вашего мальчика, но…"
Местный исполнительный орган в соответствии с Земельным кодексом, предоставляет субъекту частного предпринимательства участок для строительства объекта.
Для проектирования объекта и начала работ в том же местном исполнительном органе необходимо получить разрешительные документы – архитектурно-планировочное задание. Однако структурное подразделение акимата отказывает в выдаче разрешительного документа, либо на основании отсутствия проекта детальной планировки (ПДП), либо на том основании, что "данный земельный участок не предусмотрен им для ведения бизнеса".
И получается, что предприниматели не могут использовать землю в целях, вытекающих из назначения земельного участка, без получения разрешения, которое выдается на основании ПДП.
Что получается в итоге? Поскольку по факту земельный участок не используется, то земельной инспекцией в отношении предпринимателя выносится неисполнимое предписание "о принятии мер по освоению".
Затем к процессу подключаются органы прокуратуры, которые в связи с отсутствием разрешения на строительство, обязывают уполномоченные органы проводить работу по привлечению субъектов бизнеса уже к административной ответственности.
По истечению установленного законодательством периода, поднимается вопрос об изъятии таких земельных участков. А дальше предприниматель, так и не начав использовать земельный участок, несёт дополнительные затраты по защите своих прав.
В подтверждение этого заявления было озвучено дело ИП "Баранова", рассмотренное на одном из прошлых заседаний Совета:
"Земельная комиссия Шахтинска изначально одобрила выделение участка для разведения австралийских раков. Предприниматель успел получить землеустроительный проект, но акимат ответил отказом. По мнению местного исполнительного органа, данный участок не входит в категорию земель "для реализации инвестиционного проекта". Однако, по стандарту оказания государственной услуги, предпринимателю могли отказать только в случаях изъятия у него участка или предоставления им неполного пакета документов. Более того, в Земельном кодексе РК ничего не сказано о категории земель "для реализации инвестиционного проекта", – отметила Айгерим Ракишева.
Пять лет спустя
По мнению МСБ, передача в 2014 году контролирующих функций по использованию и охране земель акиматам, создала условия для развития организационного конфликта интересов. В одном госоргане были сконцентрированы функции, как регулирования земельных отношений, так и контроля за законностью этого регулирования.
Палата предпринимателей Карагандинской области еще с 2014 года неоднократно поднимала перед акиматом города и прокуратурой вопрос по приведению в соответствие с действующим законодательством генеральных планов и проектов детальной планировки.
По мнению РПП, нерасторопность должностных лиц, отсутствие контроля со стороны уполномоченных органов и соответствующих лиц, нежелание решать возникающие проблемы, подавляют предпринимательскую инициативу у населения, подрывают имидж государственной службы и доверие к ней, и толкают бизнес к решению проблемы незаконным путем.
Начальник отдела по защите прав предпринимателей и снижению административных барьеров Палаты предпринимателей Карагандинской области Азамат Даненбаев считает, что проблема с выделением земельного участка в Шахтинке возникла из-за того, что принимая во внимание одно основание, чиновники не учли другого:
"Мы видим, что происходит различное толкование законодательства. Реализация инвестиционного проекта является отдельным основанием для того, чтобы не проводить конкурс. Это подпункт 1 пункта 1 статьи 48 Земельного кодекса. Есть стандарты оказания государственных услуг предпринимателям. При этом контролирующие органы ставят в противовес им совсем другие нормы, которые являются сомнительными. Мы думаем, необходимо этот вопрос проанализировать и провести соответствующую проверку", – подчеркнул спикер.
По мнению председателя совета по защите прав предпринимателей Серика Торегельдина, этот вопрос нужно адресовать областному акимату и департаменту АДГСПК по Карагандинской̆ области:
"Нужно четко определиться, является ли тот или иной проект инвестиционным. Сегодня мы выделим этот участок, но не получится ли, что мы окажем медвежью услугу? Предприниматель потратится, а потом окажется все-таки прав акимат. В каком свете мы будем выглядеть?" – задался вопросом Серик Торегельдин.
В конечном итоге, участниками совещания было принято решение создать рабочую группу для разработки предложений о внесении изменений в Земельный кодекс РК по исключению случаев отказа в выдаче разрешительного документа для проектирования объекта строительства на основании отсутствия проекта детальной планировки.
В ходе недавнего совещания в Верховном суде председатель Президиума НПП РК "Атамекен" Тимур Кулибаев отметил необходимость усиления роли судов по повышению ответственности должностных лиц за причиненный ущерб бизнесу:
"Сегодня, к сожалению, никто не говорит об ответственности конкретных исполнителей со стороны государства в отношении бизнеса, а это серьезное упущение. Чиновники, зная об ответственности, наперед будут думать о последствиях. Законы пишутся для того, чтобы страна развивалась, экономика, жизнь становилась лучше, а не усложнялось всё", – отметил Тимур Кулибаев.
Олег И. Гусев