/img/tv1.svg
RU KZ
В Казахстан могут прийти мировые университеты

В Казахстан могут прийти мировые университеты

В Казахстане обучается 14 тысяч иностранных студентов, тогда как 70 тысяч казахстанцев предпочли отечественным вузам зарубежные.

08:00 21 Январь 2018 4159

В Казахстан могут прийти мировые университеты

Автор:

Алина Альбекова

Президент АО «Центр международных программ» Жанболат Мелдешов поделился ближайшими государственными планами в сфере образования: Казахстан намерены сделать Центрально-азиатским образовательным хабом по примеру Малайзии и Дубай. По его словам, это позволит ведущим международным университетам открывать в стране свои кампусы, тем самым привлекая иностранных студентов. Меж тем, казахстанские университеты смогут привлечь иностранных преподавателей, перенять учебные программы, по которым обучаются студенты за рубежом, и создать программы двойного диплома совместно с зарубежными партнерами.

«Какой-то конкретной даты, к которой будет создан хаб, нет. Эта работа ведется нами постоянно и непрерывно. Казахстан уже сейчас занимает одно из ведущих мест по образованию в Центральной Азии. Доказательством тому служит количество граждан, обучающихся в наших университетах. Если в прошлом году это было 13 тысяч человек, сегодня в нашей стране обучается порядка 14 тысяч иностранцев, большинство из которых являются гражданами соседних государств», - констатировал он.

При этом добавил, что до конца 2018 года планируется довести количество иностранных студентов до 20 тысяч, а к 2022 году и вовсе до 50 тысяч. Одним из инструментов привлечения иностранных студентов на обучение в казахстанские вузы сегодня являются образовательные выставки. Только за прошлый год Казахстан принял участие в 6 таких мероприятиях: в Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане, Туркмении, Индии, Китае. В этом году к списку может добавиться Иран.

Что касается привлечения иностранных вузов в страну, по мнению Жанболата Мелдешова в ближайшее время должны быть первые результаты.  В настоящее время, отметил он, ведется активная работа по поиску зарубежных университетов, а также по привлечению инвесторов в Казахстан.

Планы у центра международных программ есть и на казахстанских студентов. До 2030 года, по его словам, центр намерен отправить за рубеж на обучение 200 тысяч казахстанцев. К слову, на сегодняшний день за рубежом уже обучается около 70 тысяч человек.

«Студенческая и академическая мобильность, это мировой тренд в эпоху глобализации. Нельзя остановить этот процесс, можно только в нем активно участвовать. Если казахстанские студенты будут учиться за рубежом в лучших университетах мира, а иностранные студенты учиться здесь, в этом нет ничего плохого. От этого наши университеты, наша страна и экономика только выиграют. И не надо бояться, что наши студенты не вернутся обратно. Я тоже когда-то учился в Москве, в Малайзии, в Великобритании, но в итоге нигде не остался, приехал, здесь работаю. При этом обогатился знаниями», - поделился своим мнением нынешний президент центра международных программ.

И свое мнение подкрепил цифрами. На сегодняшний день центр набирает казахстанцев, желающих обучаться и стажироваться в Венгрии, которая выделила в этом году для Казахстана 200 грантов. Гораздо больше грантов предоставил Санкт-Петербургский государственный университет – 2 тысячи.

Во Франции, Германии, Австрии, Чехии и вовсе можно получать образование бесплатно. Правда, при условии прохождения конкурсного отбора и отличного владения их государственным языком. Хотя и это не беда, потому как всегда есть возможность учиться платно.

«В Европе не такое уж и дорогое образование, как мы все привыкли думать. Учеба во Франции, к примеру, начинается от 800 евро, в Германии можно найти обучение от 300 до 600 евро», - уверила директор департамента организации обучения центра международных программ Акмарал Сапанова.

Однако стоит ли учиться платно, когда можно это сделать по «Болашаку». Тем более, что программу планируют совершенствовать и расширять. По словам вице-президента АО «Центр международных программ» Алпысбая Мейржана, в декабре 2017 года был одобрен план развития международной стипендии, согласно которому в условия будут внесены значительные изменения. Новый механизм, пообещал он, заработает уже в этом году.  

Так, для лиц, поступивших в зарубежные вузы самостоятельно, будут снижены требования к среднему балу диплома - с 3,3 до 3,0. Кроме этого, список ведущих университетов, в которых могут обучаться участники стипендиальной программы, будет сформирован из ТОП-70 мировых вузов, подобранных согласно мировым общеуниверситетским рейтингам, а также из ТОП-20 мировых вузов по специальностям, согласно данным признанных международных рейтинговых агентств. Более того, в список вузов впервые будут включены мировые центры образования США, Германии, Великобритании и Франции по специализации, согласно национальным предметным рейтингам.

Алпысбай Мейржан также заметил, что в этом году перечень приоритетных специальностей будет включать 160 специальностей, из которых 86 для академического обучения, и 74 для прохождения стажировок.

«На 2018 год определены три категории, по которым можно будет стажироваться. В первую входят научные работники, во вторую работники прокуратуры, судов, а также финансового сектора, задействованные в создании и деятельности международного финансового центра, в третью категорию вошли работники в сфере информационной и кибербезопасности», - проинформировал он.

Отметим, предельное количество стипендий на 2018 год определено в количестве 555.   

Алина Альбекова 

Опубликован список вузов, не получивших поддержку государства

В каких именно вузах теперь нельзя обучаться по государственному гранту?

17 Сентябрь 2020 13:58 38477

Об этом поделился заместитель председателя НПП «Атамекен» Олжас Ордабаев на своей страничке в «Фейсбуке».

«В этом году министерством образования и науки РК был сделан большой шаг – 36 вузов не допустили к грантам. Вузы отсекались на основании низкого трудоустройства и слабых позиций рейтинга НПП «Атамекен» (в основе нашей методики лежит трудоустройство и актуальность образовательных программ).

Эти вузы на самом деле вызывают много вопросов, вот только несколько интересных фактов:

  • В Казахстанском университете инновационных и телекоммуникационных систем обучаются на очном отделении – 1528 человек.

При этом на первом курсе – трое, на втором – шестеро, на третьем – пятеро, на четвертом курсе – 1513!

Как такое могло случиться?

  • Этот же вуз дает дипломы 13% (699 человек) всех выпускников-юристов страны. Для сравнения, в КАЗГЮУ в 2018 году выпуск по специальности «юриспруденция» составил 185 выпускников.
  • В Центрально-Азиатском университете меньше 30% выпускников-экономистов находят работу! Актуальность образовательных программ ниже 10%!
  • В Международном гуманитарно-техническом университете только 29% выпускников специальности «информатика» находят работу. Еще по четырем специальностям трудоустройство не доходит до 50%!» – отмечает О. Ордабаев.

И таких примеров еще много, сообщает представитель Нацпалаты, считая решение МОН РК обоснованным.

Список вузов, где государство не разместило гранты:

  1. Университет «Астана».
  2. Казахстанский морcкой университет (ныне Актауский гуманитарно-технический университет).
  3. Университете дружбы народов имени академика А. Куатбекова.
  4. Институт Мардана Сапарбаева.
  5. Международный университет Silk way.
  6. Университет «Сырдария».
  7. Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова.
  8. Атырауский инженерно-гуманитарный институт.
  9. Евразийский технологический университет.
  10. Каспийский общественный университет.
  11. Академия «Кайнар».
  12. Инновационный Евразийский университет.
  13. Евразийский гуманитарный институт.
  14. Казахская академия труда и социальных отношений.
  15. Казахская автомобильно-дорожная академия им. Гончарова.
  16. Центрально-Азиатский университет.
  17. Центрально-Казахстанская академия.
  18. Казахский университет технологий и бизнеса.
  19. Академия Bolashaq.
  20. Казахстанская инновационная академия.
  21. Международный гуманитарно-технический университет.
  22. Экибастузский инженерно-технический институт им. академика К. И. Сатпаева.
  23. Евразийская юридическая академия имени Д. А. Кунаева.
  24. Кызылординский университет «Болашак».
  25. Баишев университет.
  26. Университет иностранных языков и деловой карьеры.
  27. Казахстанский университет инновационных и телекоммуникационных систем.
  28. Гуманитарно-техническая академия.
  29. Алматинская академия экономики и статистики.
  30. Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет.
  31. Казахский университет экономики, финансов и международной торговли.
  32. Университет Алматы.
  33. Казахстанский медицинский университет непрерывного образования.
  34. Казахско-Русский международный университет
  35. Таразский инновационно-гуманитарный университет.
  36. Костанайский социально-технический университет имени академика Зулхарнай Алдамжара.

Подпишитесь на наш канал Telegram!

Плюсы и минусы дистанционного образования

Кто умеет зарабатывать и получать максимальные результаты.

14 Сентябрь 2020 11:42 6605

Казахстанские эксперты – об особенностях и перспективах образования в условиях пандемии. С началом нового учебного года тема дистанционного обучения стала одной из самых актуальных в казахстанском обществе. В «заложниках» оказались дети, родители и учителя. И, пока в Казахстане идут бурные споры о том, узаконить дистанционное обучение или нет, во многих странах мира еще задолго до пандемии и связанного с ним карантина начали практиковать «дистанционку». Корреспондент inbusiness.kz выяснила, что думают эксперты о школе онлайн.

Но для начала приведу примеры из собственной жизни. Четыре года назад в рамках пресс-тура для казахстанских журналистов по Швейцарии нас привели в один из местных университетов. И во время встречи с руководством вуза нам рассказали, что практикуют дистанционное обучение. Нам объяснили, что не все студенты, в частности, из стран Африки и Азии, могут позволить себе прилететь в Швейцарию и получить образование. И тем более платить за жилье и питание. И не все страны, как Казахстан, могут отправить молодых учиться за счет государства. В строго определенное время преподаватели этого вуза выходили в режиме онлайн, читали лекции для своих «далеких» студентов. Но вот для защиты диплома студенты все же должны были прилететь лично в университет. Но и это уже не такие большие расходы, как жить в течение учебных семестров в самой дорогой стране мира. Такой метод обучения стал для швейцарского университета еще одной возможностью получения заработка. Вот еще один пример. Пока некоторые родители жалуются, что все трудности обучения собственных детей легли на их плечи в условиях «дистанционки», сын одной моей соседки уже третий год успешно получает дистанционное образование по российской школьной программе. Как объяснила женщина, это гарантированный аттестат о среднем образовании и больше шансов поступить в российский вуз. И, как выяснилось позже, это не единичный случай, причем не только в нашей стране, но и в соседних Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане, где для молодежи для получения работы в России важно знание русского языка.

Эдуард Полетаев, руководитель ОФ «Мир Евразии», считает, что образование не только выгодный бизнес, но и стратегически верный шаг для любого государства, желающего «говорить» с соседями на одном языке:

«Хочу привести свой пример. В России в 2019 году был запущен национальный проект «Образование», рассчитанный на пять лет. Одна из его целей – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение страны в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. В рамках этого нацпроекта есть федеральные проекты. Один из них – экспорт образования. На проект выделяется более 107 млрд рублей. Задача проекта – увеличение в два раза числа иностранных граждан, обучающихся в вузах и научных организациях, а также реализация комплекса мер по их трудоустройству. К 2024 году планируется увеличение числа иностранных граждан, которые обучаются в российских вузах, до 435 тысяч человек. Это не просто так: ежегодно экономики принимающих стран получают от студентов-иностранцев миллиарды долларов. Это прагматика.

Узбекистан не случайно недавно открыл несколько представительств российских вузов для обучения тех специалистов, которые нужны его экономике. Соответственно, образование рассматривается на евразийском пространстве в том числе и как бизнес, что при реализации совместных образовательных программ может положительно повлиять на экономики стран ЕАЭС».

Акимжан Арупов, директор Института мировой экономики и международных отношений:

«Да, идет огромный рост всемирного рынка образования. Уже после Второй мировой войны образование начало превращаться в бизнес международного масштаба. Сейчас международный рынок образовательных услуг фактически полностью сформировался, такие услуги стали объектами внешней торговли. Предметами, успешно продаваемыми на новом рынке, стали курсы по изучению иностранных языков, обучение иностранцев в школах, различные средства для повышения квалификации, в последнее время шире организуется дистанционное обучение.

Другими предметами экспорта служат такие продукты, как программы, методические пособия, книги и т .п. Но самыми массовыми являются услуги по получению высшего образования иностранцами. На их долю приходится основная часть расходов, определяющих емкость мирового рынка образования.

Так что я согласен с Эдуардом Полетаевым, что образование – это еще одна возможность, кроме нефти, для экономики страны, принимающей иностранных студентов, получать серьезную прибыль.

Выпускникам школ из северных регионов Казахстана образование в России просто экономически выгоднее. Абитуриенту из Петропавловска проще и дешевле поехать учиться в близлежащий Омск, чем прилетать в Алматы. Поэтому и вопросы гуманитарной составляющей, куда входит образование, для двустороннего приграничного сотрудничества между той же Россией и Казахстаном мы не должны сбрасывать со счетов».

Ирина Черных, профессор Казахстанско-Немецкого университета, сотрудник представительства Фонда им. Розы Люксембург в Центральной Азии, выступает за интеграцию образовательных платформ в рамках ЕАЭС:

«А я хотела бы сказать о возможности получения высшего образования в рамках ЕАЭС, куда, как известно, входят Казахстан, Россия, Беларусь. Российское образование для определенной категории молодежи рассматривается как некая возможность выехать на территорию России, получить диплом и остаться там на ПМЖ (постоянное место жительства). Я, например, мало знаю о программах евразийской студенческой мобильности. Эти программы в большей степени реализуются с немецкими, французскими, американскими университетами.

Мобильность образования на постсоветском пространстве тоже есть, но это всего лишь несколько платформ, например университет ШОС. Но насколько эффективно они работают сейчас? Возможность жить и передвигаться в той стране, где идет обучение, сейчас затруднена из-за закрытия границ.

Мобильность, которая предполагала бы возвращение студентов обратно после прохождения курсов обучения в университете-партнере, достаточно слабо развита в рамках евразийского образовательного пространства. Может, имеет смысл говорить о создании университета ЕАЭС?

При этом в Санкт-Петербурге существует университет при Межпарламентской ассамблее ЕврАзЭС, но о нем мало что известно. То есть мы видим, что сегодня есть вопросы с развитием открытых университетов, связанных с интернет-платформами. Это один из приемлемых вариантов, который мог бы развиваться и связывать на уровне местных локальных сообществ население стран – членов ЕАЭС».

Мадина Нургалиева, советник директора Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК, поддерживает идею Ирины Черных:

«С 1 сентября в Казахстане ввели дистанционный формат обучения. Мне кажется, странам, входящим в тот же ЕАЭС, можно выработать совместные подходы и общие образовательные платформы.

Что касается синхронизации образовательных систем на евразийском пространстве, я предвижу, что будет много споров по таким предметам, как история, география. Здесь пока еще остается много вопросов внутреннего порядка. Их пока стоит отложить в сторону, чтобы не появилось яблоко раздора. Но можно и нужно продвигать такие предметы, как математика, геометрия, физика, химия. Высокие знания в этих сферах помогут обеспечить технологический прорыв без каких-либо идеологических и политических оттенков. Подобный подход можно применить в дошкольном и высшем образовании».

Александр Губерт, старший преподаватель кафедры «Государственная и общественная политика и право», Алматы Менеджмент Университет (AlmaU):

«Я также поддерживаю унифицикацию образовательных стандартов (хотя бы по таким предметам, как математика, геометрия, физика, химия), так как это фактор конкурентоспособности отечественного образования. Приведу пример, найденный мною в ленте новостей. Ребенок, гражданин Казахстана, окончил в Байконуре российскую школу, а его не приняли в колледж в Кызылорде. Проблема единичная, но она существует. И таких моментов набирается много.

Поэтому поддержка государством образования является важным условием экономической интеграции. Ведь вопросы бизнеса и экономики связаны с гуманитарной составляющей (образованием, здравоохранением, туризмом и т. д). Если об этом не думать сейчас, то это станет большой проблемой в будущем».

Ерлан Смайлов, руководитель аналитической группы «Кипр»:

«Сегодня представители казахстанских вузов откровенно говорят, что их российские коллеги бороздят школы, ищут отличников, медалистов, независимо от национальности приглашают учиться к себе.

Когда страна небольшая с точки зрения экономики и населения, а Казахстан в этом смысле небольшая страна, у нее возникает риск в случае более глубокой интеграции в гуманитарной сфере, сфере образования, рынка труда, получить вымывание человеческого капитала.

В качестве примера приведу статистику по миграционному сальдо за январь-июнь 2020 года. Из Казахстана за этот период уехало 10 977 человек. Из них около 9,5 тысячи – в Россию. В свою очередь, из них 7921 человек старше 15 лет и младше пенсионного возраста. Еще 2,5 тысячи – младше 15 лет. Старше пенсионного возраста уехало 459 человек. Из тех, кто покинул страну, 3395 человек имеют высшее образование, 2828 человек – среднее техническое. Из тех, кто уехал, 40% имеют высшее образование, среднее специальное имеют 33%.

За тот же период в Казахстан приехало 5118 человек. Из них с высшим образованием – 1010 человек. То есть высшее образование имеют всего 17% приехавших. Среднее специальное у 27% прибывших.

Понятно, что интеграция открывает больший мир. Это не повод строить обвинения в адрес России, более конкурентной на рынке труда, это шанс задуматься о нас самих, о местном образовании, условиях труда, социальной поддержке. Тем не менее имеется серьезная зафиксированная проблема, состоящая в том, что квалифицированные специалисты уезжают, об этом нельзя забывать и надо принимать стимулирующие меры, чтобы оставлять их здесь».

Шавкат Сабиров, директор Института по вопросам безопасности и сотрудничества в Центральной Азии, член общественного совета при МИД РК:

«К сожалению, бывает, что интеграция, в той же сфере образования в рамках ЕАЭС остается только на словах. Как только дело доходит до реальных проектов в бизнесе, возникают надуманные препятствия. Так, актуальные сегодня проекты, связанные с онлайн-образованием, такие простые, как «Яндекс».

Учебники, которые можно было бы реализовать спокойно в Казахстане, сталкиваются с тем, что сразу появляются ходоки (а за каждым из них стоит большой человек), которые начинают навязывать свои онлайн-платформы. Я знаю это, потому что в школе, где учатся мои дети, мы долго отбивались от этих доморощенных платформ, чтобы остаться на Microsoft Teams.

Проекты, которые я сегодня веду, больше делаю для того, чтобы они были реализованы на пользу Казахстана. Но математические модели в медиаизмерениях использую российские, это удобно, к тому же предоставили их бесплатно. Однако возникают претензии, что это российская математика.

Что плохого? При этом телефоны у нас китайские или корейские, операционная система Windows – американская, и с этим не возникает проблем. Но, как только начинается реализация какого-то проекта, с нашей стороны возникают препятствия на пустом месте. Молодежи, которая столкнулась с проблемами, проще переехать либо в Россию, либо даже в Бишкек и реализовывать проекты в сфере цифровизации. Я разговаривал с нашими ребятами, которые успешно работают в Омске, Москве, при этом их не принял отечественный рынок.

В Крыму работает казахстанский стартап, предложивший удобную систему электронного документооборота. Эта компания могла бы работать у нас в стране. У нее 150 человек трудоустроено. Мы мало того что отдали мозги, но и рабочие места. Надо внутри страны менять подходы, мышление, в хорошем смысле «переобуться». Иначе все будет упираться в вечный бюрократизм и непрофессионализм, в непонятные аргументы «против», которые не дадут развиваться».

Кульпаш Конырова


Подпишитесь на наш канал Telegram!