7 сентября на сайте "Открытые НПА" для публичных обсуждений до 21 сентября 2023 года был размещен проект указа президента "О введении моратория на инициирование закрепления законом исключительного права государства на производство и (или) продажу, покупку товара или пользование им, а также предоставления законом субъекту рынка специального права". Речь в указе идет об единых операторах, которые обладают исключительным правом вести свою деятельность без давления со стороны конкурентов, передает inbusiness.kz со ссылкой на Halyk Finance.
Данная мера была инициирована агентством по защите и развитию конкуренции (АЗРК) после того, как в первом полугодии 2023 года агентство выявило 17 новых операторов. B пояснительной записке председателя АЗРК Омарова М. Т. сказано, что "целью проекта указа являются защита конкуренции, поддержание и создание благоприятных условий для добросовестной конкуренции на товарных рынках Республики Казахстан и эффективного функционирования товарных рынков, а также ограничения монополистической деятельности".
Это положительное событие в сторону развития рыночных механизмов и сокращения государственного участия в экономике. Введение подобного моратория станет логическим продолжением предыдущих мер по ограничению рыночной власти единых операторов.
До этого, в июне 2022 года, в Казахстане были утверждены Правила определения субъектов специального права. Согласно этим правилам, компании, которые обладают специальными эксклюзивными правами на деятельность на определенном рынке, включаются в реестр субъектов государственной монополии и специального права. То есть такие компании становятся в один ряд с предприятиями государственной монополии, положение которых в соответствии с Предпринимательским кодексом признается монопольным, что делает их деятельность объектом скрупулезного внимания государства. К таким мерам относятся, например, тарифное регулирование, компенсация упущенной выгоды субъектам рынка, действовавшим на данном рынке до появления такого оператора, запрет на осуществление иной деятельности. До введения этих правил деятельность единых операторов не была чем-то ограничена, что часто приводило к злоупотреблению своим монопольным положением.
"Новый указ в случае его принятия не упразднит существующие, но сможет ограничить создание новых единых операторов. Являясь по своей сути искусственными монополиями, подобные операторы вытесняют конкурентов с товарных рынков, одновременно расширяя участие государства в экономике", – говорится в исследовании Halyk Finance.
Тем не менее не все единые операторы еще включены в вышеупомянутый реестр субъектов специального права. Он на данный момент состоит из 18 юридических лиц. Например, это "Казахтелеком" в сфере маркировки и прослеживаемости товаров, "СК-Фармация" в сфере гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и системе обязательного медицинского страхования, Центр электронных финансов в сфере государственных закупок и т. д.
АЗРК продолжает работу по оценке целесообразности присутствия некоторых единых операторов на определенных рынках с целью их возможного дальнейшего сокращения. По итогам первого полугодия 2023 года был сформирован пул операторов, деятельность которых, по мнению агентства, должна быть передана в конкурентную среду. При этом в агентстве не исключают возможности полностью ликвидировать такой институт единых операторов, поскольку рынок может сам формировать предпринимателей, способных решать задачи, возложенные на таких операторов, но с большей эффективностью, движимой конкуренцией.
"Мы полностью согласны с таким подходом. Как мы уже не раз озвучивали, сегодня происходит рост государственных монополий во многих секторах экономики, даже в тех отраслях, которые традиционно считаются высококонкурентными. Особенно это касается нефтепереработки, рынка телекоммуникаций, железнодорожного рынка, электро- и теплоэнергетики, а также нефтехимии. Реформы в этом направлении идут крайне медленно и даже откатываются назад. В этом свете единые операторы, которые прямо или косвенно принадлежат государству, – еще один способ усиления централизации экономики, поскольку они не называются государственными монополиями, в лучшем случае именуются субъектами рынка со специальным правом, а в худшем – не попадают под регулирование монополий совсем, что, соответственно, может занижать реальные размеры государственных монополий", – считают аналитики Halyk Finance.
Предоставление специальных или исключительных прав на производство и реализацию определенных товаров и услуг ведет к монополизации рынков. Исторически такой процесс происходил в контексте естественных монополий, поскольку долгосрочные исключительные права рассматривались как средство привлечения значительных инвестиций в инфраструктуру, которые было невозможно привлечь без дополнительных стимулов.
Исключительные права могут увеличивать возможность субъектов злоупотреблять доминирующим положением, поэтому такое регулирование следует устанавливать с большой осторожностью, предварительно рассмотрев альтернативные способы достижения тех же целей. Даже если государство устанавливает такое регулирование, оно может ограничить продолжительность эксклюзивных прав, а их распространение проводить посредством прозрачных конкурентных торгов для повышения эффективности рынков.
Ранее сообщалось, что в Казахстане для всех субъектов естественных монополий могут ввести адекватные рыночные тарифы сроком на 5-7 лет.