Специалисты металлургической отрасли пояснили, с чем связан временный запрет на вывоз лома и отходов черных и цветных металлов, введенный в действие с 21 апреля 2022 года, передает корреспондент inbusiness.kz.
Напомним, согласно приказу министра индустрии и инфраструктурного развития РК "О некоторых вопросах транспортировки лома и отходов черных и цветных металлов" введен запрет на шесть месяцев на вывоз с территории Казахстана всеми видами транспорта отходов и лома медных, алюминиевых, свинцовых, а также отработавших свинцовых аккумуляторов, отходов и лома аккумуляторов. Также автомобильным и морским видом транспорта: лома и отходов черных металлов.
Главные мотивы – декарбонизация, то есть за счет лома будет меньше выбросов парниковых газов, также добыча невосполнимого сырья.
Лома нет – импортируем
Выбросы парниковых газов при получении одной тонны стали из лома и отходов черного металла минимальны и составляют 8 килограмм, а при получении его из железной руды почти полторы тонны, говорят эксперты. Это и стало причиной того, что в мире стали все больше перерабатывать лом и отходы металлургической отрасли. Уже сегодня каждую треть тонны стали, меди получают из лома черных металлов.
Во-вторых, запрет на вывоз позволит нарастить объемы переработки лома и отходов металлургии, говорят специалисты.
В Казахстане одним из крупных предприятий, которое использует лом черных металлов и занимает большую долю его экспорта, является "АрселорМиттал Темиртау". Среди субъектов среднего бизнеса – ТОО "КазФерроСталь", ТОО "Феррум-Фтор" и другие. В среднем годовой оборот компании составляет от $10 до $300 млн. Одно из крупных предприятий, использующих цветной лом, ТОО "Кайнар АКБ", которое считается самым крупным предприятием по выпуску аккумуляторных батарей, обеспечивает 80% внутреннего рынка, также экспортирует сырье в 15 стран мира.
Но, как рассказал заместитель председателя комитета индустриального развития МИИР РК Турар Жолмаганбет, на сегодня из-за нехватки, в частности, свинцового лома в стране ТОО "Кайнар АКБ" вынуждено его импортировать.
Предприятия, использующие лом черных металлов, и вовсе загружены всего на треть. В то же время казахстанское, как считают специалисты металлургической отрасли, стратегическое сырье, которое уходит на экспорт за границу, возвращается к нам в виде готовых изделий. Соответственно, цены на готовую продукцию выше.
Сырье вам, а что нам
"В год Казахстан потребляет 1 млн 360 тысяч тонн строительных материалов, из которых только половину обеспечиваем мы. Оставшуюся половину импортируем из разных стран, в основном из России. Но при этом наши предприятия загружены всего на 60%. У них есть запас, на который мы нацелились за счет применения практики временного запрета. Очень важный пример. Если в прошлом году Казахстан экспортировал больше 700 тыс. тонн лома и отходов черных металлов в РФ по сумме 165 тыс. тенге за тонну. И из России получили почти такой же объем готовых изделий из казахстанского сырья, по 365 тысяч тенге за тонну. Есть и другие товары, которые стоят намного дороже, такие как плоский прокат, это литье для машиностроения, трубы для операционной деятельности нефтегазовой промышленности, логистики. То есть мы здесь должны расставить приоритеты. Нам надо максимально перерабатывать наше сырье. Из него делать готовое изделие, обеспечивать внутренний рынок и экспортировать за рубеж. Тем самым привлекая валютную выручку", – сказал заместитель председателя комитета индустриального развития МИИР РК Турар Жолмаганбет.
Кроме того, возобновляют деятельность ряд предприятий, которые были законсервированы.
Он также сообщил, что ранее покупавшие казахстанское сырье компании в связи с временным запретом на вывоз лома и отходов начали перебираться в Казахстан.
"Теперь, когда запрет на временный вывоз сырья ввели, предприятия, которые получают наше сырье, они начали дислоцировать свои заводы в Казахстане. То есть данный инструмент превращается в инструмент привлечения инвестиций. Уже на территории РК действует один такой завод производительностью 300 тыс. тонн. На подходе еще три зарубежных завода, которые проводят работу по подбору земельного участка и подведению инфраструктуры. Это и заготовки арматуры, оцинкованная сталь, металлопрокат", – отметил Турар Жолмаганбет.
Жанар Асылханова