По словам министра транспорта Марата Карабаева, на первом этапе имеется потребность в строительстве 10 новых судов, в том числе трех танкеров, трех сухогрузов и четырех универсальных паромов, передает inbusiness.kz.
"До создания казахстанского судостроительного завода рассматривается вопрос размещения заказа на строительство судна на одной из прикаспийских верфей. В настоящее время "Казмортрансфлотом" проектируются новые модели судов. В качестве государственной поддержки рассматривается возможность финансирования судостроительного производства через Фонд развития промышленности. Создание в Казахстане отечественного судостроительного завода планируется на базе существующих производственных объектов. В частности, рассматривается возможность использования мощностей компании "ЕрСай", имеющей соответствующие производства металлоконструкций", – сказал он.
Потенциальную заинтересованность в реализации проекта "Судоверфь" проявляют компании YDA, Asfat и ADP, добавил министр. Загруженность завода будет обеспечена за счет потребности в торговых и государственных судах. Также более чем 150 судам требуется различный ремонт, который можно будет проводить на казахстанской верфи, уточнил он.
Между тем, по его словам, за 11 месяцев текущего года казахстанские порты обслужили на 25% судозаходов больше, чем в прошлом году.
"Динамично растущая интенсивность судоходства и обмеление Каспийского моря адекватно требуют ускоренного создания системы навигационной безопасности. В частности, до конца марта 2024 года будет введена в промышленную эксплуатацию система управления движением судов в порту Курык. В порту Актау СУДС планируется установить до конца 2025 года. В последующем, после интеграции всех навигационных систем в единую сеть, будет обеспечен полный контроль в цифровом режиме за движением судов по всему казахстанскому сектору Каспийского моря", – отметил Карабаев.
В сфере речного транспорта, по его словам, общая протяженность судоходных водных путей 2104 км. Судоходство осуществляется в Иртышском, Урало-Каспийском и Или-Балхашском бассейнах. В Казахстане имеется более 19 600 судов, из них 779 судов транспортного флота. Также имеется три речных порта, расположенных в городах Атырау, Павлодаре и Усть-Каменогорске.
"В текущую навигацию речным транспортом перевезено 1,6 млн тонн, из них более 90% грузоперевозок приходится на Иртышский бассейн. Следует отметить, что сегодня не в полной мере используется потенциал речного транспорта. В свою очередь, за счет развития речного транспорта к 2027 году планируется довести объемы перевозок до 4,6 млн тонн. При этом обеспечение безопасности судоходства является одной из важных задач, необходимых для развития отрасли. Для этих целей "Қазақстан су жолдары" ежегодно проводит работы по дноуглублению и дноочищению судового хода, а также выставлению знаков навигационной обстановки. В текущем году проведены дноуглубительные работы в объеме 2,5 млн м3. Также выставлено до 5 тыс. навигационных знаков и проведены дноочистительные работы в объеме 6 тыс. тонн", – пояснил глава ведомства.
В целях усиления принимаемых мер по безопасности требуется, по его словам, обновить технический флот (40 единиц); провести замену металлоконструкций ворот Усть-Каменогорского, Бухтарминского и Шульбинского судоходных шлюзов, износ которых составляет 87%; автоматизировать весь процесс путевых работ по обеспечению безопасности судоходства в целях ужесточения контроля за расходованием бюджетных средств; предоставить право "Қазақстан су жолдары" на использование и реализацию речного песка, добываемого в ходе дноуглубительных работ.
"В частности, реализация вынутого грунта предприятиям, осуществляющим строительство автодорог и иных объектов, даст возможность получения дополнительной прибыли для "Қазақстан су жолдары". В свою очередь, это позволит снизить расходы бюджета на содержание предприятия", – добавил министр.
"Одним из направлений развития речного судоходства является восстановление экспортных перевозок через Урало-Каспийский канал. В следующем году будут начаты дноуглубительные работы на судоходном канале. В последующем для поддержания судоходных параметров канала будет приобретен собственный земснаряд морского класса. Также будет проведена модернизация Атырауского речного порта. Данный маршрут планируется включить в состав ТМТМ. В целом реализация данного проекта позволит расширить экспортные возможности таких компаний, как KPI и ТШО. Потенциальный объем перевозок составит порядка 1 млн тонн", – уточнил он.
Следующее – развитие транзитных возможностей трансграничной реки Иртыш, продолжил Карабаев. Это позволит соединить новым транспортным сообщением Россию и Китай.
"Для развития данного маршрута будет предусмотрено строительство нового судоходного шлюза в районе города Семея. Также в районе поселка Тугыл будет построен порт, а также проложена железная дорога до границы с Китаем на участке Тугыл – Майкапчагай протяженностью 99 км. Ожидаемый объем перевозок – 2-2,5 млн тонн. В целом сегодня имеются все предпосылки для вовлечения водного транспорта в общую транспортную систему. Озвученные в докладе мероприятия позволят в полной мере реализовать потенциал данной отрасли", – резюмировал он.
Читайте по теме:
Минтранспорта: Снизились объемы транзитных перевозок грузов в направлении "Восток – Запад"