/img/tv1.svg
RU KZ
Hang Seng 23 182,08 KASE 2 209,51
FTSE 100 5 415,50 РТС 1 049,88
DOW J 21 056,82 Пшеница 551,40
В Казахстане подрос внутренний туризм

В Казахстане подрос внутренний туризм

Алматинская область наряду с Алматы и Нур-Султаном входит в тройку регионов с наибольшим спросом на отели, гостиницы и другие места размещения.

12 Декабрь 2019 08:33 10170

В Казахстане подрос внутренний туризм

Автор:

Алексей Никоноров

8 млн 222,5 тыс. раз – столько казахстанцы пересекали границу в январе-сентябре 2019 года. Это один из самых высоких показателей за последние годы. Но далеко не рекордный: за девять месяцев 2019 года показатели выездного туризма лишь немногим недотянули до 9 млн обслуженных человек (8,98 млн). Да и в январе-сентябре 2018 года казахстанцы посещали другие страны чаще – за год количество выездных туристов сократилось на 11,1 тыс. человек.

Снижаются и показатели въездного туризма – 6,44 млн обслуженных посетителей против 6,8 млн за январь-сентябрь 2018-го. При этом стоит отметить, что, даже несмотря на снижение, сейчас иностранцы бывают в Казахстане чаще, чем, например, в год Универсиады и Экспо – за девять месяцев 2017 года показатели были на уровне 5,8 млн обслуженных посетителей.

Зато расцветает внутренний туризм. За семь лет показатели выросли почти вдвое: если в январе-сентябре 2013 года было обслужено 2,7 млн человек, то в нынешнем году – 5,1 млн. За год объем обслуженных посетителей вырос на 9,8%.

Каждый пятый турист едет в Алматы

За три квартала места размещения по всей республике (отели, гостиницы, хостелы, санатории и т.д.) обслужили в общей сложности 4 млн 865,8 млн посетителей (752,8 тыс. из них прибыли из других стран, остальные – внутренние туристы). По сравнению с предыдущим годом наблюдается существенный наплыв – количество клиентов выросло на 14,1%, или более чем 600 тыс. человек.

Главным центром притяжения остается Алматы: за девять месяцев местные места размещения приняли 984,7 тысячи человек. То есть каждый пятый турист в Казахстане выбирает местом своего пребывания южный мегаполис. Интересно, что столица идет только на третьем месте – тут услугами разного рода отелей воспользовалось 654,1 тыс. человек. У Алматинской области – почти на 80 тысяч человек больше. Меньше всего клиентов в Кызылординской области – 54,6 тыс. человек

По сравнению с январем-сентябрем 2018 года увеличение числа клиентов отмечается практически во всех регионах республики. Единственное исключение – Мангистауская область, где количество обслуженных посетителей сократилось со 191,8 тыс. до 175,7 тыс. человек. Наибольший рост в процентном отношении показал Шымкент (+ 47,4% до 185,4 тыс. человек), в натуральном – Алматы (+197,9 тыс. человек)

Почти половина всех оказанных услуг приходится на два города

Вместе с числом посетителей растет и объем оказанных местами размещения услуг. По официальным данным, за девять месяцев этот показатель составил 92 млрд 077,6 млн тенге. Это на 16,6%, или 13,1 млн тенге, больше, чем за аналогичный период предыдущего года. При этом распределение по регионам крайне неравномерно. Почти половину всех средств (46,6%) получают гостиницы и отели Алматы и Нур-Султана. В южном мегаполисе показатель выше, чем в столице, – 23,5 млрд против 19,4 млрд

Неудивительно, что и наибольший рост по итогам года также отмечается в этих городах. Так, объем оказанных услуг местами размещения в Алматы вырос на 5,1 млрд тенге (+27,9%), в Нур-Султане – на 2,9 млрд (+17,8%). В процентном отношении самый сильной прирост показали Павлодарская (+65,3% или 1,1 млрд тенге) и Туркестанская (+56,5%, или 573,1 млн тенге) области.

В Алматинской области, даже несмотря на рост числа клиентов, объем оказанных услуг сократился на 3%, или почти 260 млн тенге. Тем не менее этот регион остается на третьем месте среди всех областей республики по общему показателю – 8,4 млрд тенге. Наименьшая стоимость оказанных услуг – в Кызылординской и Северо-Казахстанской областях: 0,8 млрд и 1 млрд тенге соответственно

Отели и гостиницы подешевели

Средняя стоимость одних койко-суток в январе-сентябре 2019 года составила 7087 тенге. Это даже немного меньше, чем годом ранее, разница составляет 35 тенге. При этом расценки снизились в семи регионах, включая самые дорогие:

  • Стоимость койко-суток в Алматы снизилась в среднем на 94 тенге (до 11 362 тенге).
  • В Нур-Султане – на 92 тенге (до 11 843 тенге).
  • В Шымкенте – на 457 тенге (до 8329 тенге).

Сильнее же всего расценки снизились в Алматинской области (на 750 тенге, до 6827 тенге), причем произошло это на фоне роста количества мест размещений (540 – на 22 больше, чем годом ранее). Кроме того, цены стали ниже в Акмолинской, Жамбылской и Павлодарской областях.

Во всех остальных регионах снять номер стало дороже. Так, стоимость койко-суток в Западно-Казахстанской области выросла за год на 676 тенге, в Карагандинской – на 497 тенге, в Северо-Казахстанской – на 383 тенге, в Восточно-Казахстанской – на 345 тенге. Впрочем, два последних региона все равно остаются самыми дешевыми: стоимость составляет менее 4,8 тыс. тенге за койко-сутки

Посетителей на курортах стало больше

Оценить показатели работы казахстанских курортов трудно – большинство данных официальная статистика не показывает, так как они являются конфиденциальными. Из имеющихся же данных следует, что развитие есть. Например, количество мест размещения увеличилось за год на 82 единицы (до 1052 ед.). Основной вклад внесли Алматинская и Шортанды-Бурабайская курортные зоны: тут количество мест размещения увеличилось на 17 и 36 единиц соответственно (до 311 и 251 ед.). В Костанайской курортной зоне, наоборот, отмечается сокращение: было девять, стало пять.

Увеличились и общее количество обслуженных клиентов – на 81,3 тыс., до 1 млн 092,5 тыс. человек. Общее количество предоставленных койко-суток составило 2,22 млн – это на 128 тысяч больше, чем годом ранее. Половина общего объема приходится на Алматинскую (703,8 тыс.) и Алакольскую (370,5 тыс.) курортные зоны.

Общий объем оказанных на курортах местами размещения услуг за девять месяцев 2019 года приблизился к 14,9 млрд тенге. Из них 4,9 млрд пришлось на Алматинскую курортную зону (-434,3 млн по сравнению с предыдущим годом), почти 4,6 млрд – на Шортанды-Бурабайскую (+727,4 млн), около 1,7 млрд – на Алакольскую (+134,8 млн).

Алексей Никоноров

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Как авиаперевозчики справляются с тем, что натворил коронавирус

Из-за коронавируса авиарынок «рухнул». Самолеты не летают, билеты не продаются, пассажиры грозят исками.

02 Апрель 2020 11:44 1792

Как авиаперевозчики справляются с тем, что натворил коронавирус

Фото: rbc.ru

16 марта границы Казахстана оказались закрытыми и авиасообщение остановилось – только спецрейсы эвакуировали казахстанцев из разных стран мира, чтобы защитить людей от заражения коронавирусом. К такому развитию событий никто готов не был. Пандемия COVID-19 обернулась туррынку многомиллионными потерями. Индустрия турбизнеса готовится к череде банкротств.

«Клиенты обоснованно отменяют свои поездки и требуют возврата своих денег. Авиакомпании не могут вернуть деньги туроператорам, потому что внесли предоплату за авиатопливо и за техническое обслуживание воздушных судов», – написала на своей странице в Facebook председатель фонда «Туристік Қамқор» Инна Рей.

Беспрецедентный объем запросов

В авиакомпаниях говорят, что можно поменять дату вылета или вернуть деньги за билет.

«Мы понимаем, что в настоящее время вы испытываете сложности с изменением или отменой своих поездок, – говорится в опубликованном на сайте Air Astana обращении президента авиакомпании Питера Фостера. – Мы рассчитывали перевезти 500 000 пассажиров только в марте этого года».

На фоне режима ЧП Air Astana ежедневно получает сотни тысяч обращений. Как уверяет Питер Фостер, сотрудники колл-центра и офисов по продаже билетов стараются максимально оперативно все обработать, но объемы запросов беспрецедентны. И с этим столкнулись все авиакомпании мира.

«Время обработки запросов отнимает дольше времени, чем обычно. Поэтому мы понимаем ваше разочарование, но просим всех клиентов отнестись с терпением и пониманием. За все 18 лет не было случая, чтобы Air Astana не выполнила свои обязательства перед клиентами. И это останется неизменным», – уверяет президент авиакомпании.

Но правда в том, что пассажирам, которым не повезло купить билет в самый пик пандемии, вернуть назад деньги, может, и не получится.

Худшее время: возвраты, убытки, иски

Убытки из-за режима ЧП авиаперевозчики несут, конечно, огромные. И вернуть деньги всем требующим возврата пассажирам они не могут.

«Air Astana вернет полную сумму за билеты, включая и невозвратные, за рейсы, которые пришлось отменить до 15 апреля», – сообщил менеджер по корпоративным коммуникациям авиакомпании Тлек Абдрахимов.

Но здесь есть один нюанс. На сайте авиакомпании SCAT, в частности, сообщается следующее:

«Авиакомпания будет готова начать выплату возвратов после возобновления авиасообщения по РК и за ее пределы, а по возможности и раньше».

Если власти продлят ограничительные меры, то несостоявшиеся пассажиры в лучшем случае смогут очень нескоро получить назад деньги, уплаченные за билет. При худшем развитии событий возврата может не быть вообще. Это, в общем-то, подтвердили и в объединенных онлайн-сервисах по бронированию билетов Aviata и Chocotravel.

«В обычное некризисное время возвраты осуществляются за счет средств от продажи билетов. Например, в один день от определенной компании продается сто авиабилетов, делается три возврата, мы вычитаем эти возвраты из суммы выручки и оставшуюся сумму перечисляем в авиакомпанию», – рассказал корреспонденту inbusiness.kz Николай Мазенцев, СЕО компаний Aviata и Chocotravel.

Как рассказал Мазенцев, в нынешней ситуации, когда все рейсы по Казахстану отменены, возвратов гораздо больше. Перевозчики сейчас столкнулись с непростой ситуацией: у них нет продаж на будущие рейсы, плюс теперь им нужно осуществлять возвраты по всем направлениям всем клиентам. Изначально у ряда авиакомпаний была политика – они делали возвраты не деньгами, а ваучерами. Ваучер – это аналог стоимости билета, на который в будущем можно приобрести билет или получить скидку у компании. Это вызвало большую волну негатива от клиентов, поэтому авиакомпании решили возвращать стоимость билетов деньгами.

«Теперь уже не мы перечисляем деньги в компании, а они нам. Такая же схема работает и с билетами на ж/д направление. Мы работаем с КТЖ через компанию-посредника Instant Payment, которая помогает нам проводить все возвраты, – говорит СЕО Aviata и Chocotravel. – На данный момент многие авиакомпании должны перечислить нам большие суммы, чтобы мы в свою очередь вернули их клиентам. Мы согласовываем с компаниями график передачи средств, сейчас у нас уже есть внутренние отчеты по каждому перевозчику, чтобы понимать, какая компания уже осуществила возврат средств, а какая нет».

Процесс возврата непростой

Стоимость возврата – считается сумма возврата по правилам авиакомпании. В случае отмены рейса клиент, как правило, должен получить 100% возврат, несмотря на то, что все игроки туррынка несут расходы, связанные с оформлением, бронированием и прочим.

«Как проходит процесс возврата: клиенты обращаются к нам через личный кабинет с запросом на возврат, мы делаем расчет в зависимости от того, отменен рейс или клиенты просто хотят сдать билет на рейс, который пока не отменен. Тогда мы считаем возврат по правилам авиакомпании, потому что возможны какие-то штрафы. После того как клиент подтверждает сумму, мы осуществляем технический возврат и проверяем по реестру, поступили ли деньги от авиакомпании для возврата. Если нет, то заявка клиента отправляется в очередь по возврату», – продолжает Мазенцев.

Судя по комментариям в соцсетях, подавляющему большинству несостоявшихся пассажиров вернуть деньги за авиабилеты пока не получается. Некоторые клиенты уже даже отправляли свои досудебные претензии к Chocotravel и Aviata.

«Мы стараемся делать возвраты по расписанию, и они забирали претензии, поэтому в суд никто на нас не подавал. Сейчас многие клиенты обращаются по поводу возвратов, мы просим их проявить терпение – мир столкнулся с беспрецедентной ситуацией, когда все рейсы попросту отменены, а авиакомпании не могут осуществить возвраты всем сразу», – говорят в онлайн-сервисах по бронированию билетов.

Между тем глава группы компаний Chocofamily Рамиль Мухоряпов во время онлайн-конференции с блогером Алишером Еликбаевым в Instagram, заявил, что, по его ожиданиям, авиакомпаниям понадобится около двух-трех месяцев, чтобы восстановиться после режима ЧП.

Катерина Клеменкова

Туристы не знают, как вернуться из Нур-Султана домой

Столичный акимат пока только обещает организовать централизованный вывоз.

01 Апрель 2020 14:27 812

Туристы не знают, как вернуться из Нур-Султана домой

Фото: Серикжан Ковланбаев

Туристы, чей срок в карантине подходит в завершению, в растерянности: они не знают, как им выехать из Нур-Султана домой. Основная преграда – блокпосты, которые расположены теперь не только в столице, но и во многих регионах. Въезд-выезд запрещен. Как рассказала одна из пассажиров рейса из Франкфурта-на-Майне, прилетевших 18 марта и помещенных на четырнадцатидневный карантин в одну из больниц в пригороде столицы, Софиевки, первые 17 человек готовы к выписке.

«Из 102 человек, которые здесь находятся, сделаны повторные 17 анализов, результат у всех «отрицательный», людей готовят к выписке. Они из разных городов, в основном это север страны: Петропавловск, Кокшетау, Костанай. Среди них много пожилых людей. Но как доехать до дома – большой вопрос. По имеющейся у нас информации, никто до блокпоста людей не довозит, мол, сам вызывай такси. А дальше как? Говорят, что за блокпостом есть такси, которые готовы за 250 тыс. тенге доставить домой, в Павлодар», – поделилась с inbusness.kz директор одного из турагентств Павлодара.

По словам пассажирки, с которой также говорил inbusiness.kz. находящиеся в карантине люди звонили в акиматы, как столицы, так и свои, ответ был один: это ваши проблемы. Родные и близкие туристов, оказавшихся в такой ситуации, готовы сами приехать в столицу, чтобы отвезти домой тех, кого выписывают, но не знают, как им преодолеть блокпосты. Никакой официальной информации получить не могут.

Как сообщил inbusness.kz специалист столичного акимата Тамерлан Калиакпаров, вопросы решаются.

«Например, для тех, кто выписывается сегодня, в пять часов вечера предусмотрены автобусы по трем направлениям: Алматы, Петропавловск и Семипалатинск. Правда, есть проблема с водителями, которые отказываются ехать, не хотят контактировать с теми, кто был в изоляции. Решаем вопрос и по самовывозу», – сообщил чиновник.

Итак, поставленная задача вернуть туристов в страну выполнена. А дальше – каждый сам за себя?

Марина Попова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: