/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 434,31 Brent 36,55
В Казахстане подрос внутренний туризм

В Казахстане подрос внутренний туризм

Алматинская область наряду с Алматы и Нур-Султаном входит в тройку регионов с наибольшим спросом на отели, гостиницы и другие места размещения.

08:33 12 Декабрь 2019 15439

В Казахстане подрос внутренний туризм

Автор:

Алексей Никоноров

8 млн 222,5 тыс. раз – столько казахстанцы пересекали границу в январе-сентябре 2019 года. Это один из самых высоких показателей за последние годы. Но далеко не рекордный: за девять месяцев 2019 года показатели выездного туризма лишь немногим недотянули до 9 млн обслуженных человек (8,98 млн). Да и в январе-сентябре 2018 года казахстанцы посещали другие страны чаще – за год количество выездных туристов сократилось на 11,1 тыс. человек.

Снижаются и показатели въездного туризма – 6,44 млн обслуженных посетителей против 6,8 млн за январь-сентябрь 2018-го. При этом стоит отметить, что, даже несмотря на снижение, сейчас иностранцы бывают в Казахстане чаще, чем, например, в год Универсиады и Экспо – за девять месяцев 2017 года показатели были на уровне 5,8 млн обслуженных посетителей.

Зато расцветает внутренний туризм. За семь лет показатели выросли почти вдвое: если в январе-сентябре 2013 года было обслужено 2,7 млн человек, то в нынешнем году – 5,1 млн. За год объем обслуженных посетителей вырос на 9,8%.

Каждый пятый турист едет в Алматы

За три квартала места размещения по всей республике (отели, гостиницы, хостелы, санатории и т.д.) обслужили в общей сложности 4 млн 865,8 млн посетителей (752,8 тыс. из них прибыли из других стран, остальные – внутренние туристы). По сравнению с предыдущим годом наблюдается существенный наплыв – количество клиентов выросло на 14,1%, или более чем 600 тыс. человек.

Главным центром притяжения остается Алматы: за девять месяцев местные места размещения приняли 984,7 тысячи человек. То есть каждый пятый турист в Казахстане выбирает местом своего пребывания южный мегаполис. Интересно, что столица идет только на третьем месте – тут услугами разного рода отелей воспользовалось 654,1 тыс. человек. У Алматинской области – почти на 80 тысяч человек больше. Меньше всего клиентов в Кызылординской области – 54,6 тыс. человек

По сравнению с январем-сентябрем 2018 года увеличение числа клиентов отмечается практически во всех регионах республики. Единственное исключение – Мангистауская область, где количество обслуженных посетителей сократилось со 191,8 тыс. до 175,7 тыс. человек. Наибольший рост в процентном отношении показал Шымкент (+ 47,4% до 185,4 тыс. человек), в натуральном – Алматы (+197,9 тыс. человек)

Почти половина всех оказанных услуг приходится на два города

Вместе с числом посетителей растет и объем оказанных местами размещения услуг. По официальным данным, за девять месяцев этот показатель составил 92 млрд 077,6 млн тенге. Это на 16,6%, или 13,1 млн тенге, больше, чем за аналогичный период предыдущего года. При этом распределение по регионам крайне неравномерно. Почти половину всех средств (46,6%) получают гостиницы и отели Алматы и Нур-Султана. В южном мегаполисе показатель выше, чем в столице, – 23,5 млрд против 19,4 млрд

Неудивительно, что и наибольший рост по итогам года также отмечается в этих городах. Так, объем оказанных услуг местами размещения в Алматы вырос на 5,1 млрд тенге (+27,9%), в Нур-Султане – на 2,9 млрд (+17,8%). В процентном отношении самый сильной прирост показали Павлодарская (+65,3% или 1,1 млрд тенге) и Туркестанская (+56,5%, или 573,1 млн тенге) области.

В Алматинской области, даже несмотря на рост числа клиентов, объем оказанных услуг сократился на 3%, или почти 260 млн тенге. Тем не менее этот регион остается на третьем месте среди всех областей республики по общему показателю – 8,4 млрд тенге. Наименьшая стоимость оказанных услуг – в Кызылординской и Северо-Казахстанской областях: 0,8 млрд и 1 млрд тенге соответственно

Отели и гостиницы подешевели

Средняя стоимость одних койко-суток в январе-сентябре 2019 года составила 7087 тенге. Это даже немного меньше, чем годом ранее, разница составляет 35 тенге. При этом расценки снизились в семи регионах, включая самые дорогие:

  • Стоимость койко-суток в Алматы снизилась в среднем на 94 тенге (до 11 362 тенге).
  • В Нур-Султане – на 92 тенге (до 11 843 тенге).
  • В Шымкенте – на 457 тенге (до 8329 тенге).

Сильнее же всего расценки снизились в Алматинской области (на 750 тенге, до 6827 тенге), причем произошло это на фоне роста количества мест размещений (540 – на 22 больше, чем годом ранее). Кроме того, цены стали ниже в Акмолинской, Жамбылской и Павлодарской областях.

Во всех остальных регионах снять номер стало дороже. Так, стоимость койко-суток в Западно-Казахстанской области выросла за год на 676 тенге, в Карагандинской – на 497 тенге, в Северо-Казахстанской – на 383 тенге, в Восточно-Казахстанской – на 345 тенге. Впрочем, два последних региона все равно остаются самыми дешевыми: стоимость составляет менее 4,8 тыс. тенге за койко-сутки

Посетителей на курортах стало больше

Оценить показатели работы казахстанских курортов трудно – большинство данных официальная статистика не показывает, так как они являются конфиденциальными. Из имеющихся же данных следует, что развитие есть. Например, количество мест размещения увеличилось за год на 82 единицы (до 1052 ед.). Основной вклад внесли Алматинская и Шортанды-Бурабайская курортные зоны: тут количество мест размещения увеличилось на 17 и 36 единиц соответственно (до 311 и 251 ед.). В Костанайской курортной зоне, наоборот, отмечается сокращение: было девять, стало пять.

Увеличились и общее количество обслуженных клиентов – на 81,3 тыс., до 1 млн 092,5 тыс. человек. Общее количество предоставленных койко-суток составило 2,22 млн – это на 128 тысяч больше, чем годом ранее. Половина общего объема приходится на Алматинскую (703,8 тыс.) и Алакольскую (370,5 тыс.) курортные зоны.

Общий объем оказанных на курортах местами размещения услуг за девять месяцев 2019 года приблизился к 14,9 млрд тенге. Из них 4,9 млрд пришлось на Алматинскую курортную зону (-434,3 млн по сравнению с предыдущим годом), почти 4,6 млрд – на Шортанды-Бурабайскую (+727,4 млн), около 1,7 млрд – на Алакольскую (+134,8 млн).

Алексей Никоноров

Купившим путевки на Алаколь в ВКО могут разрешить поездку

Владельцы баз отдыха записали видеобращение к местным властям и потребовали отменить закрытие побережья.

26 Июль 2020 08:17 2142

Купившим путевки на Алаколь в ВКО могут разрешить поездку

Фото: kolesa.kz

Введение запрета на прием отдыхающих на территории озера Алаколь с 23 июля вызвало шквал возмущения у предпринимателей. Не менее шокированы и сами туристы. В случае, если постановление останется в силе, людям придется отказаться от запланированного отдыха на побережье.

«Почему закрыли дорогу, почему поставили бетонные блоки? У нас что, режим чрезвычайного положения? Это безобразие. Нигде по Казахстану нет блоков. Мы требуем не закрывать берег для туристов до 30 августа. Вы нам не дали работать до 15 мая, так дайте этот сезон доработать, выполнить свои обязательства, чтобы мы смогли выплатить зарплату хотя бы людям», – возмутились десятки владельцев баз отдыха.

По их словам, из-за запрета они могут оказаться «по уши в долгах».

«У нас очень много отказников. Как мы им деньги отдавать будем? Зачем тогда нам дали работать, вы что издеваетесь? Мы же не стадо баранов, мы же люди. Почему нас не предупредили заранее и загнали в такую кабалу? Объясните, Даниал Кенжетаевич», – потребовали предприниматели.

Между тем Валерия Топольняк, директор туристического агентства «Премьер-тур» в Усть-Каменогорске, отмечает, что сейчас турбизнес и так в подвешенном состоянии, а теперь и вовсе впал в ступор.

Нынешний сезон, говорит она, «беден» на туристов. Базы отдыха «стонут», побережье было заполнено только на 40%.

Поэтому как таковых массовых отказов от поездок на побережье из-за запрета, отмечает она, нет.

«Глубины продаж нет с самого открытия летнего сезона. Люди вот сейчас хотят купить, но мы не знаем, как все будет работать. Ситуация меняется каждые два часа. Никто никаких гарантий не дает. Санврач Урджарского района проснулся с утра и выпустил постановление, а люди какие-то уже в дороге были. Поэтому заранее никто не покупает туры», – рассказывает она.

В региональной Палате предпринимателей сообщили, что на республиканском уровне обсуждался вопрос по поводу тех туристов, которые уже купили билеты на проезд до Алаколя или поставили бронь. Планируется, что проблема будет обсуждаться на заседании оперативного штаба областного акимата и сегодня введут изменения в постановление санврача Урджарского района.

«Сейчас пока не понятно ничего. Документа официального нет. Нет никакого алгоритма действий на сегодня. Говорят, можно ехать, но надо иметь справку ПЦР, а сейчас анализ невозможно сдать и, если даже сдают, по 10-15 дней ждут справку. Поэтому пока все мы в растерянности, никто ничего не знает», – заключает Валерия Топольняк.

Напомним, постановлением главного санитарного врача Урджарского района Восточно-Казахстанской области от 22 июля был введен запрет на отдых на побережье с 23 июля нынешнего года.

Жанар Асылханова, ВКО


Подпишитесь на наш канал Telegram!

О ситуации с закрытием курортной зоны Алаколь в ВКО

Постановлением главного санитарного врача Урджарского района Восточно-Казахстанской области (от 22.07) вынесен запрет на прием отдыхающих на территории побережья озера Алаколь с 23 июля 2020 года.

23 Июль 2020 14:53 15047

О ситуации с закрытием курортной зоны Алаколь в ВКО

Фото: Factum.kz

Пострадали поставленные перед фактом субъекты туротрасли и сами туристы, многие из которых уже находятся в пути к местам отдыха. Те туристы, кто еще не выехал, но оплатил брони и купил билеты, опять рискуют не получить обратно своих денег, поскольку авиа- и ж/д билеты невозвратные.

Места размещения, которые обеспечивают соблюдение санитарных требований в условиях пандемии, также затратили огромные средства на приобретение необходимого оборудования и медицинских средств (антисептиков, масок, аппаратов УФО и т. д.).

Туроператоры снова поставлены перед фактом необходимости возврата огромных сумм туристам практически из своего кармана, поскольку брони в зонах отдыха оплачены и билеты выкуплены.

Такие случаи создают угрозу возникновения социальной напряженности в без того сложное для всех время.

Во избежание подобных ситуаций НПП предлагает рассмотреть опыт Акмолинской области, где реализован организованный пропуск туристов по действующим броням в местах размещения с соблюдением необходимых санитарных требований и запрещен пропуск стихийных и самостоятельных туристов.

Кроме того, считаем, что выпускаемые областными и районными санитарными врачами постановления ограничивающего характера должны доводиться до широкого круга предпринимателей и потребителей не позднее, чем за пять рабочих дней до вступления в силу.


Подпишитесь на наш канал Telegram!