Депутаты считают, что реформирование разрушило саму систему подготовки водителей. С начала года полицией в Казахстане пресечено свыше 4,5 млн нарушений. Это говорит о низкой компетентности тех, кто управляет автотранспортом. Во многом такому положению дел способствовало поэтапное снижение требований к качеству подготовки водителей. Об этом в своем запросе к заместителю премьер-министра Роману Скляру заявила депутат Гульдара Нурумова, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
К чему привели реформы?
"Ежегодно в стране совершается свыше 13 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнет более 2 тыс. человек и свыше 18 тыс. получают ранения. Дорожно-транспортный травматизм является основной причиной смертности среди детей в возрастной группе от 5 до 14 лет.
Тревожной тенденцией является ежегодный рост показателей аварийности. Уже в текущем году количество ДТП выросло на 9%, в них погибло на 21% больше наших граждан. 95% всех ДТП совершаются по вине водителей в основном из-за превышения скоростного режима, нарушения правил маневрирования, выезда на полосу встречного движения и нарушения ПДД пешеходами, велосипедистами, водителями самокатов и скутеров", – отмечено в запросе.
В подтверждение своих слов депутат приводит этапы реформирования по обучению будущих водителей. Так, с 2016 года в Казахстане реализована возможность допуска к экзаменам после самостоятельной подготовки. С 2018 года для открытия учебных центров не требуется получение лицензий и разрешений. Сейчас обучение осуществляют 747 учебных центров.
"Все эти факты привели к тому, что учебный процесс подготовки водителей начал проходить формально. Выросло количество школ без материально-технической базы, которые просто печатали сертификаты. Низкое качество подготовки могли бы выявить на этапе контроля знаний. Но наряду с ослаблением подготовки реформы коснулись и процедуры экзаменов", – подчеркнула Гульдара Нурумова.
Также в запросе отмечено, что функции регистрационно-экзаменационных подразделений по проведению теоретических и практических экзаменов (министерства внутренних дел РК) в 2019 году были переданы госкорпорации "Правительство для граждан". Последствием этого решения стала низкая доступность автоматизированных автодромов при спецЦОН, которых в стране всего 17 и находятся они только в областных центрах. Что породило новые проблемы: для сдачи экзаменов граждане из районов вынуждены преодолевать сотни километров туда и обратно, что создает неудобства, пустую трату времени и средств, волокиту, учитывая еще и частые выходы из строя оборудования автодромов.
"Все эти факторы плюс большая очередность являются причинами поиска незаконных путей получения водительских прав и роста коррупционных правонарушений. Такими реформами важнейшее направление подготовки водителей было просто разрушено", – добавила Гульдара Нурумова.
Нужны контроль и ревизия
Депутаты предложили правительству провести работу по четырем направлениям. Первое – исключить для водителей, впервые получающих права, возможность онлайн-подготовки и самоподготовки или усилить требования к процессу сдачи экзаменов. Второе – пересмотреть порядок приема экзаменов в спецЦОН с учетом предоставления возможности для сдачи экзаменов в районных центрах. Провести ревизию государственных стандартов и правил подготовки водителей. И предусмотреть контроль и ответственность автошкол с привлечением к его осуществлению саморегулируемых организаций и профессиональных объединений, а также Палаты предпринимателей "Атамекен".