По словам сенатора Андрея Лукина, во всех регионах имеются проблемы в деятельности крупных оптовых рынков страны на предмет обоснованности формирования стоимости социально значимых продовольственных товаров, передает inbusiness.kz.
"Имеются факты спекуляции с ценами, искусственного дефицита товаров, установления высоких арендных плат, принуждения арендаторов на закуп социальных товаров у аффилированных с администрацией рынка лиц по высокой цене и другие. Все это влияет на рост цен. По официальным данным, на сегодня цены выросли на 20%, но фактически – на 50% и более", – сказал он.
К такому положению дел, по его словам, привело отсутствие должного законодательного регулирования и методологического воздействия на сферу торговли социально значимыми продовольственными товарами со стороны министерства торговли и интеграции, антимонопольного ведомства и местных исполнительных органов.
"Так, сахарными центрами Семея и Усть-Каменогорска в сговоре с группой поставщиков региона в нарушение статьи 170 Предпринимательского кодекса об антиконкурентных согласованных действиях субъектов рынка искусственно ограничена продажа сахара, что привело к его удорожанию на 40%, то есть до 700 тенге за килограмм (15 февраля текущего года средняя цена на сахар была 300 тенге). Аналогичные признаки антиконкурентных действий при реализации сахара имеются в Северо-Казахстанской и Мангистауской областях. Монопольная цена за аренду торговых мест и навязывание администрацией рынков кабальных условий", – отметил депутат.
К примеру, по его словам, в Павлодарской области владелец рынка "Квазар", гражданин Германии, предоставляя в аренду коммерческие площади через посредническую компанию, дополнительно взимает с реализаторов социально значимых продовольственных товаров плату за использование и ремонт весов, холодильников, тележек и так далее, запрещая им пользоваться своими.
"В городе Алматы руководство рынка "Жулдыз" заставляет предпринимателей неофициально, без заключения договоров выкупать торговые места, которые они арендуют более 15 лет, и много других аналогичных примеров. В целом признаки одностороннего принятия решений владельцами рынков напрямую влияют на удорожание социально значимых продовольственных товаров, то есть любые финансовые требования администрации рынков реализаторы социально значимых продовольственных товаров закладывают в цену потребителям", – уточнил Лукин.
Первоочередная причина сложившейся ситуации заключается в "пассивности" действий налоговых органов и акиматов, считает он.
"Как следствие, фактическое удорожание в розничной торговле сегодня в среднем составляет 50% и больше от себестоимости продуктов, любой ажиотаж доводит рост цен до 70% и выше. Требования статьи 9 Закона "О регулировании торговой деятельности" о недопустимости превышения 15%-ной надбавки на социально значимые продовольственные товары носят декларативный характер, практически никем не соблюдаются. Характерными нарушениями стали факты неэффективного использования и хищения средств, ненадлежащее хранение, распределение и планирование объемов социально значимых продовольственных товаров, а также недостатки в работе акиматов", – пояснил сенатор.
Несмотря на особую государственную важность оборота социально значимых продовольственных товаров в стране, ни одним уполномоченным органом не инициируется вопрос упорядочения законодательства в данной сфере, которое сегодня представлено более 10 самостоятельными нормативными правовыми и подзаконными актами различных ведомств, возмутился он.
"Исходя из этого и в целях улучшения продовольственной безопасности страны предлагается следующее. Первое. Формировать долгосрочные госзаказы крупным отечественным товаропроизводителям социально значимых продовольственных товаров для единых поставок в стабфонды с субсидированием транспортных расходов. Определить неснижаемый запас социально значимых продовольственных товаров по аналогии с государственным материальным резервом", – предложил он.
Второе, по словам депутата, следует инициировать разработку механизмов защиты внутреннего рынка социально значимых продовольственных товаров от любых негативных явлений.
"Третье. Актуализировать перечень социально значимых продовольственных товаров, заменив их на менее дефицитные сорта, с учетом специфики региона, с внедрением особой маркировки 19 наименований продуктов. Четвертое. Рассмотреть вопрос кодификации нормативных и подзаконных правовых актов, регулирующих торговлю социально значимыми продовольственными товарами, а также законодательно предусмотреть ответственность владельцев оптовых рынков за нарушения торговой деятельности, допустивших социальные последствия", – продолжил Лукин.
Пятое, по его словам, следует оцифровать весь процесс реализации социально значимых продовольственных товаров с момента поступления на рынок до реализации конечному потребителю, в том числе механизмы контроля доступности торговых площадей и объемов продуктов в стабфондах.
Шестое – предлагается проработать вопрос упрощения государственного контроля за реализацией социально значимых продовольственных товаров в сфере розничной торговли (превышение торговых надбавок в магазинах у дома).