В Казахстане предложили пересмотреть подходы к увольнению педагогов

6513

На сегодня в стране более 15 тысяч учителей – это работники предпенсионного и пенсионного возраста.

В Казахстане предложили пересмотреть подходы к увольнению педагогов

По словам мажилисмена Екатерины Смышляевой, текущий дефицит педагогических кадров составляет порядка 26 тысяч единиц, передает inbusiness.kz

"Кроме того, больше 15 тысяч учителей – это работники предпенсионного и пенсионного возраста. На решение данной проблемы направлены отраслевой закон о статусе педагога, ежегодное повышение заработной платы учителей и другие государственные меры поддержки. Однако, по многочисленным обращениям педагогов, не очень благоприятно на кадровом ресурсе сказываются новая система аттестации, а также некоторые подходы к порядку приема и увольнения работников", – сказала она.

Первое, по ее словам, частым поводом для обращений являются качество и частота изменения подзаконных нормативно-правовых актов в сфере аттестации педагогов.

"До сих пор до конца не отработан порядок самой услуги. Например, при прохождении национального квалификационного тестирования, при регистрации на тест не определены сроки выдачи талона. Отсутствуют разработанные тесты по специальным дисциплинам. Не отработан порядок хранения видеозаписей аттестационной комиссии и доступа к ним при возникновении споров. В связи с организационными проблемами педагоги вынуждены "пропускать" очередную аттестацию. Упущенное время приводит к значительным материальным потерям, судебным искам и трудовым спорам", – отметила депутат.

Второе, по ее словам, требования к составу аттестационного портфолио.

"Например, необходимо приложить сертификаты о повышении квалификации. Как ответ на повышенный спрос на услугу – на "дрожжах" вырос рынок частных центров повышения квалификации, действующих без контроля, разрешений и уведомлений. Формально они выдают сертификаты, но всегда ли они выдают нужные для работы знания? Еще одно требование – успехи учащихся на олимпиадах и конкурсах. В списке "зачетных" соревнований, дипломы которых принимаются при аттестации педагогов, порядка 30 позиций. Большая часть предполагает плату за участие. Причем делать это должны родители. А если у родителей нет возможности или желания платить за участие в таких конкурсах?" – возмутилась мажилисмен.

Третье, в последнее время школы буквально обложили приказами, касающимися порядка приема, ротации и увольнения педагогов, продолжила Смышляева.

"Возможно, предлагаемая конструкция конкурсного отбора действительно снизит коррупционные риски при приеме на работу при большом числе соискателей. Однако возникает вопрос, как она будет реализована при сохраняющемся дефиците кадров? Вызывает опасение и необходимость ротации директоров школ. Исторически сложилось так, что школа – это не краткосрочный стартап, который дает быстрые результаты. Это фундаментальный системный институт, требующий долгосрочных управленческих инвестиций. Тем более что среди менеджеров образования также нет избытка квалифицированных специалистов", – считает она.

В связи с вышеизложенным депутат предлагает провести реинжиниринг услуги по аттестации педагогических работников и устранить все имеющиеся процедурные неточности; пересмотреть подходы к порядку отбора, приема и увольнения педагогических кадров с учетом ситуации с дефицитом как в целом, так и в разрезе регионов; ввести учет и рассмотреть возможность введения разрешительного механизма для работы учебных центров повышения квалификации педагогов, в том числе совместно с Палатой предпринимателей "Атамекен".

Дана Карина