По словам мажилисмена Юрия Ли, финансовые резервы, свободные потоки наличности, остатки на счетах субъектов квазигосударственного сектора хранятся в банках второго уровня, передает inbusiness.kz.
"Общая сумма составляет колоссальный объем ликвидности, и мы смело можем именовать его как "народные деньги": государство с его доминирующей ролью в экономике страны остается основным кредитором и клиентом для банковского сектора. Известно, что имела место многолетняя непрозрачная деловая практика конвертации банковских депозитов субъектов квазигосударственного сектора в корпоративные ценные бумаги этих же банков, а также игра "народными деньгами" на Казахстанской фондовой бирже", – сказал он.
При этом, согласно неаудированной промежуточной консолидированной финансовой отчеетности фонда "Самрук-Казына", по состоянию на 30 июня 2022 года на банковских депозитах фонда хранятся 907,5 млрд тенге, что больше остатка на 31 декабря 2021 года на 213 млрд тенге, или на 24%. Это не считая остатков на счетах и уже купленных государственных ценных бумаг, продолжил депутат.
"Складывается впечатление, что банки второго уровня, обладая источником дешевой ликвидности через депозиты, являются реальными бенефициарами от ежегодного роста дефицита республиканского бюджета, при этом совсем не проглядывается позитивный эффект влияния ликвидности квазигосударственного сектора на кредитный рынок страны, в частности на кредитование реального сектора экономики", – отметил Юрий Ли.
Еще одними бенефициарами от оригинального управления народными финансами, по его словам, являются иностранные кредиторы. Например, 25 ноября текущего года стало известно о строительстве ветряной электростанции на юго-востоке страны, в этой связи фонд "Самрук-Казына" и АО "НК "КазМунайГаз" займут 1,4 млрд долларов США, или 659 млрд тенге по текущему курсу.
"На основании изложенного считаем необходимым Высшей аудиторской палате провести аудит эффективности и проверку на соответствие рыночным условиям и национальным интересам: всех действующих депозитных договоров и договоров на банковское обслуживание, заключенных между банками второго уровня и субъектами квазигосударственного сектора, в том числе на предмет нерыночных ограничений по изъятию денег с банковских счетов; всех сделок по конвертации депозитов субъектов квазигосударственного сектора в банках второго уровня на корпоративные ценные бумаги таких банков за последние три года по настоящее время", – предложил Ли.
Также необходимо провести аудит и анализ социально-экономических последствий управления банками второго уровня ликвидностью субъектов квазигосударственного сектора и определить характер влияния такого управления на состояние рынка банковского кредитования, добавил он.
"Дать оценку применяемой модели управления ликвидностью субъектов квазигосударственного сектора и соответствия ее обеспечению национальной безопастности страны. Генпрокуратуре и антикоррупционному ведомству провести проверку на наличие коррупционных рисков и обстоятельств, способствующих коррупции: при заключении и исполнении действующих депозитных договоров, договоров на банковское обслуживание между субъектами квазигосударственного сектора и банками второго уровня; при заключении и исполнении сделок банками по торгуемому на Казахстанской фондовой бирже госдолгу за счет ликвидности, хранящейся на депозитах и текущих счетах субъектов квазигосударственного сектора за последние три года по настоящее время", – резюмировал мажилисмен.