По словам сенатора Нурлана Бекенова, одним из основных пунктов долгосрочной стабильности государственного бюджета и страны в целом является повышение качества управления государственным внешним и внутренним долгом, передает inbusiness.kz.
"Несмотря на то, что долговая устойчивость страны в целом остается стабильной, постоянный рост внешних государственных займов вызывает обеспокоенность, так как может негативно отразиться на финансовой устойчивости страны в будущем. Согласно информации минфина на 1 января 2022 года, госдолг достиг отметки 22 трлн тенге, или 27,4% к ВВП. Внешний долг правительства и гарантированный государством внешний долг, а также внешний долг квазигоссектора составил 37 млрд долларов, что составляет 67% от активов Нацфонда и приближается к предельному значению. Полагаю, что нельзя рассматривать Нацфонд лишь как гарантированный резерв по погашению займов", – сказал он.
Так, на сегодняшний день имеется 52 внешних правительственных займа на общую сумму 112,2 млрд долларов, при этом освоение составило всего 80%, добавил депутат.
Основным фактором увеличения внешнего долга, по его словам, является продление сроков реализации проектов с международными организациями. По некоторым соглашениям имеются факты отставания от утвержденного графика платежей. Как мы понимаем в финансовой дисциплине, продление сроков освоения займов влечет за собой дополнительные расходы на обслуживание займов, а также неэффективное использование, а также невостребованность средств отдельных внешних займов.
"Так, по проекту МОН РК "Коммерциализация технологий" рекомендации привлеченных экспертов на общую сумму 117 тыс. долларов не были внедрены и остались без практического применения. По проекту агентства по стратегическому планированию и реформам "Укрепление национальной статистической системы" средства займа в сумме 22,9 млн долларов были направлены на обеспечение текущей деятельности агентства. Насколько была оправдана реализация перечисленных мер за счет заемных средств – вопрос", – привел примеры Бекенов.
Он также рассказал об аннулировании значительной доли займа по проекту МСХ "Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции" из общей суммы займа в 24 млн долларов, из-за неосвоения и невыполнения целевых индикаторов 9,4 млн долларов были аннулированы.
"Кто и какую ответственность понес за аннулирование государственных внешних займов, а их, как мы знаем, немалое количество? Также имеет место привлечение субъектами квазигоссектора займов на непроизводственные цели. При наличии собственных средств в 2017 году дочерняя организация АО "КМГ" привлекла заем на три года на сумму 300 млн долларов США с целью дальнейшего распределения акционерам в виде дивидендов, то есть этот заем был привлечен для выплаты дивидендов. Это лишь отдельные примеры неэффективного планирования и использования международных займов", – пояснил сенатор.
Для решения этой проблемы он предлагает усилить требования по поручению гарантированных государством займов, по поручительству государства, и госгарантий; осуществлять привлечение внешних займов через призму критического анализа текущих направлений финансирования, четкого регламентирования стоимости ПСД и приоритизации расходов во всех секторах экономики. Кроме того, предлагается повысить качество разрабатываемых проектов и усилить ответственность в целях исключения дальнейшей неактуальности отдельных мероприятий и аннулирования средств займов и осуществлять постоянный контроль процесса закупок и управления контрактами путем обсуждения текущих проблемных вопросов по проектам, затягивающих реализацию проектов, со всеми его участниками.
Дана Карина