По словам мажилисмена Адиля Жубанова, дефицит республиканского бюджета в 2018 году составил 729,2 млрд тенге, в 2019 году – 1,3 трлн тенге, в 2020 году – 2,2 трлн тенге, а в 2021 году фактически сложился в объеме 2,2 трлн тенге, передает inbusiness.kz.
"Финансирование дефицита бюджета осуществляется за счет заимствования. Данные действия влекут за собой расходы на погашение и обслуживание займов, и в соответствии с ПСЭР (прогнозом социально-экономического развития. – Ред.) страны предполагается прогноз увеличения государственного долга с 28,6 трлн тенге в 2023 году до 44,1 трлн тенге в 2027 году, то есть до 25% к ВВП, и увеличения более чем на 50%. Вместе с этим по налоговым льготам сумма потерь по корпоративному подоходному налогу (КПН) и налогу на добавленную стоимость (НДС) составила в 2020 году 5,2 трлн тенге, в 2021 году – 8,2 трлн тенге, а в 2022 году только по НДС - трлн тенге", - сказал он.
При этом по итогам проведенного Высшей аудиторской палатой аудита эффективности работы госорганов в части налоговых льгот и их налогового администрирования в 2022 году выявлен ряд существенных проблем, и самый главный вывод – не ведется мониторинг эффективности применения налоговых льгот и преференций, из-за чего объем некоторых льгот невозможно подсчитать или оценить результаты их применения, продолжил депутат.
"Ежегодно растет недоимка по налогам. Так, по состоянию на 1 января 2022 года недоимка в консолидированный бюджет составила 618,8 млрд тенге, увеличившись с начала 2021 года (217,1 млрд тенге) на 401,7 млрд тенге, или в 2,8 раза. Наибольший удельный вес приходится на корпоративный подоходный налог – 306,6 млрд тенге (49,5%) и налог на добавленную стоимость – 120,2 млрд тенге (19,4%). Одной из основных проблем являются махинации с корпоративным подоходным налогом и налогом на добавленную стоимость", – отметил он.
Данные виды налогов, по словам мажилисмена, создают условия для нелегального обналичивания денежных средств, выписки фиктивных счетов-фактур, создания схем для уклонения от уплаты налогов и различных видов лжепредпринимательства, что в конечном итоге способствует увеличению объема теневой экономики.
"Важно отметить, что в истории Казахстана уже предпринимались попытки реформировать налоговое законодательство. В частности, в 2017 году в рамках плана нации "100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ" в целях упрощения налогового администрирования прорабатывался вопрос целесообразности введения налога с продаж вместо НДС. Однако тогда курс на упрощение Налогового кодекса и отмену всех налоговых льгот и преференций под давлением лозунгов "о необходимости принятия мер по совершенствованию налогового администрирования" был отменен, и все осталось без изменений. В итоге в Налоговом кодексе, принятом в 2017 году, стало больше статей, из-за чего кодекс стал еще более громоздким и непонятным для рядового налогоплательщика", – пояснил он.
Резюмируя вышеизложенное, Жубанов считает, что рациональным решением описанных проблем послужит применение альтернативной системы налогообложения со ставкой, привязанной к коэффициенту налоговой нагрузки по отраслям. Предполагается, что "налог с оборота", аналогично упрощенному режиму налогообложения будет удерживаться и перечисляться от каждой сделки в бюджет банками второго уровня.
"Это обеспечит справедливое налогообложение на каждой стадии: от начальной, производственной, до конечной, оптово-розничной реализации. В связи с чем уполномоченному органу рассмотреть возможность в пилотном режиме ввести данную систему налогообложения в какой-нибудь отрасли и посмотреть, к какому эффекту это приведет", – предложил он.
По предварительным прогнозам, реализация данной инициативы, помимо решения вышеперечисленных проблемных вопросов, позволит достичь следующих результатов: 100%-ное увеличение собираемости налогов, то есть автоматически отпадает вопрос с налоговой задолженностью; значительное увеличение поступлений в бюджет; сокращение штатной численности органов государственных доходов в регионах, центральном аппарате и службе экономических расследований до 80%; значительное снижение нагрузки на судебные органы власти в связи с рассмотрением уголовных и административных дел, а также споров между налогоплательщиками; вывод из теневого оборота отраслей; упрощение налоговой отчетности и налогового администрирования, многократное увеличение зарубежных инвесторов; рост благосостояния населения страны.
Читайте по теме:
Результаты анализа мобильных переводов: свыше 7 тыс. казахстанцев стали бизнесменами