Казахстан готовится ввести обязательную цифровую маркировку моторных масел с февраля 2026 года, а еще через год — систему полной прослеживаемости. Какие расходы понесет рынок, а также отразится ли маркировка на стоимости масла для потребителей, пока не ясно. В ситуации разбирался корреспондент inbusiness.kz.
Как отметил директор агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка Артур Мискарян, потенциальное введение маркировки моторных масел ощутимо повлияет прежде всего на контрафактную продукцию. По его словам, маркировка будет распространяться как на импортные масла, так и на продукцию, блендинг которой осуществляется в Казахстане и других странах ЕАЭС.
"Что касается расходов на маркировку, то, по предварительным подсчетам, их величина составит менее 1% от стоимости товарной единицы продукта. Значительно больше воздействия на цены имеют логистика, курс валюты и региональная политика дистрибьюторов", – сказал он.
По словам эксперта, практика сервисных центров подтверждает: использование контрафактных масел — зачастую даже неосознанное — остается одной из наиболее частых причин серьезных проблем с двигателем. Это может приводить к износу маслосъемных колец, повреждению вкладышей, задирам на цилиндрах, а в зимний период — к загустеванию масла и повреждению резиновых уплотнителей.
"Такие последствия (как по отдельности, так и в совокупности) представляют собой одну из самых высоких статей расходов при ремонте техники. Даже в случае с наиболее бюджетными и конструктивно простыми двигателями речь будет идти о сотнях тысяч тенге", – отметил Артур Мискарян.
Зачем государство расширяет маркировку
Планы по маркировке масел — часть более широкой стратегии государства по контролю товарооборота и борьбе с теневым рынком. За последние годы цифровые метки стали обязательными для сигарет, лекарств, обуви, шин, бытовой техники и ряда других категорий.
Согласно проекту приказа министерства энергетики РК, маркировка будет вводиться по тем же правилам, что и для других категорий товаров. Производители и импортеры должны будут наносить DataMatrix-коды до того, как товар поступит в продажу. Розничным точкам придется оборудовать кассы сканерами и работать через систему прослеживаемости. Покупатели в свою очередь смогут проверять подлинность масла через мобильное приложение: достаточно отсканировать код — и система покажет производителя и путь товара до магазина. Старт цифровой маркировки намечен на февраль 2026 года, а полный переход на прослеживаемость — на февраль 2027-го.
Отмечается, что таким образом государство преследует несколько целей. Главная — очистить рынок от подделок и "серого" товара. Параллельно власти хотят видеть прозрачный импорт, сократить налоговые потери и обеспечить прослеживаемость продукции на всем пути — от поставщика до конечного покупателя.
Рынок моторных масел часто упоминается как один из наиболее подверженных подделкам — особенно в сегменте дешевых предложений и гаражных сервисов. Именно это стало аргументом для включения масел в перечень товаров, которые государство намерено взять под маркировку.
Бизнес, в свою очередь, традиционно переживает за дополнительные издержки и нагрузку на малые компании — особенно на тех, кто работает небольшими партиями и на минимальной марже. Пока остается открытым главный вопрос — насколько и для кого вырастут цены.
Inbusiness.kz ожидает дополнительных разъяснений от министерства энергетики РК.
Читайте по теме:
Активы "Лукойла" в Казахстане: предпродажный разбор ситуации
 
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                         
                                                                    