Ежегодно в Казахстане уничтожаются и перерабатываются тонны контрафактной продукции, но, тем не менее, доля подделок на рынке, как считают эксперты, только увеличивается, сообщает inbusiness.kz. Борьба, в которой государственные органы и производители оригинальных продуктов выступают против теневых заводов, выпускающих поддельную продукцию, напоминает битву с ветряными мельницами.
Причинами такого положения дел стали сразу множество факторов, но основным из них, конечно же, является желание дельцов заработать на популярности известных брендов, предлагая покупателям некачественную, а зачастую опасную для здоровья продукцию.
Одним из самых проблемных мест в стране, где реализуется большинство контрафакта, являются вещевые и продовольственные рынки. Однако в последние годы у производителей и продавцов подделок все большую популярность набирают различные маркетплейсы, где покупателю часто невозможно оценить ни качество продукта, ни его оригинальность, считает партнер юридической компании, специализирующейся в данной сфере, Жанат Нурмагамбетов,.
"Длительный период времени контрафактную продукцию традиционно чаще всего можно было встретить на рынках. Сейчас многие торговцы с рынков переезжают в торговые центры. Кроме того, большой популярностью у продавцов подделок стали пользоваться маркетплейсы, где очень легко обмануть потребителя. На карточке товара можно указать что угодно, поставить фотографию оригинального товара, а потребитель в конце получает контрафактный товар.
Снизить риск нарваться на подделку можно, следуя универсальному правилу, которое мы называем правило ЦУМ, что расшифровывается как цена, упаковка и место.
Необходимо понимать, что товар известного бренда, который реализуется по цене гораздо ниже привычной, в упаковке, которая может немного отличаться от оригинальной, купленный, где-нибудь на рынке, вряд ли будет оригинальным", – отметил юрист.
По словам руководства юридической компании, специалисты которой уже много лет занимаются выявлением и анализом контрафактной продукции в Казахстане, противодействие распространению контрафакта в основном осуществляется органами министерства юстиции.
Но, как отметили юристы компании, за последние годы не было таких ярких кейсов, которые можно было бы привести в пример, рассказывая о борьбе с контрафактом в Казахстане. Например, агентством по финансовому мониторингу, полицией, таможенными органами или антимонопольным комитетом, притом что все эти органы также наделены полномочиями в этой сфере.
Одним из излюбленных приемов производителей контрафакта является почти полное копирование известных товарных знаков или подмена одной-единственной буквы в названии бренда. Как рассказал представитель департамента юстиции города Алматы Алмас Бекботаев, в Казахстане продают подделки практически всего спектра товаров народного потребления, одежды, бытовой техники, бытовой химии, запасных частей, продовольственных товаров и многих других товаров различного назначения.
"С начала этого года в Алматы изъято более 37 тысяч единиц поддельных товаров на общую сумму свыше 39 миллионов тенге. За этот период было проведено 75 проверок, а общая сумма наложенных на нарушителей закона штрафов составила более 5,5 миллиона тенге", – поделился статистическими данными специалист департамента.
Бывает, что в категорию контрафактной продукции попадают товары, которые легально производятся, как это случилось с одним из продуктов автохимии. Производитель не стал долго ломать голову над названием продукта, использовав для своего очистителя примелькавшееся название китайского товара, да еще и разместил на упаковке логотип владельца товарного знака из КНР.
Несмотря на кажущиеся качество и привлекательность цены, многие поддельные товары не только наносят ущерб владельцам брендов и торговым представительствам иностранных компаний, но и часто несут опасность для потребителей. Как и в случае с суррогатным алкоголем и поддельными продуктами питания, использование контрафактной косметики может принести серьезный вред здоровью.
В переработку идет все, от поддельных телевизоров и кондиционеров, до автомобильных ламп, косметических кремов и губной помады.
Была изъята и направлена в переработку и партия игрушек, произведенных в Китае. Обойти закон не помогло и отсутствие на упаковке товарного знака. Проведенная экспертиза установила полное, до мелочей, копирование производителем китайских игрушек продукции известного европейского производителя. Маленькая пластиковая фигурка с грустным выражением лица будто осознавала свою дальнейшую участь.
Через несколько секунд пластиковый рабочий вместе с тысячами его собратьев по несчастью превратился в пластиковую крошку. Позже уже расфасованные по пакетам фрагменты пластика будут переработаны на заводах в пластиковые изделия.
По данным, озвученным юристом Жанатом Нурмагамбетовым, мировой рынок контрафактной продукции, оценивающийся более чем в 40 млрд долларов, уже обогнал по объему мировой черный рынок наркоторговли. Пока борьба с контрафактной продукцией в Казахстане не приносит ощутимых результатов из-за несовершенства действующего законодательства и размеров штрафов для производителей и продавцов подделок, несоизмеримых с уровнем дохода в этой отрасли, в размере от 30 до 80 МРП, в зависимости от вида и субъекта правонарушения.
Не добавляет оптимизма и соседний Китай, где борьба с производителями подделок в силу специфики идет неспешно, и за несколько месяцев разбирательства с одним производителем контрафакта появляются несколько новых производств, штампующих подделки для рынков других государств.
Читайте по теме:
Контрафактную продукцию под известным брендом продавали на рынке Алматы