По словам мажилисмена Альберта Рау, согласно рейтингу Всемирного экономического форума, Казахстан занимает 93-е место среди 141 страны мира по показателю качества дорог, передает inbusiness.kz.
"Как отметил глава государства, состояние республиканских и местных дорог в стране вызывает справедливые нарекания граждан. При этом большая часть замечаний со стороны общественности относится именно к дорогам местной сети. Причин для этого много, хотелось бы остановиться подробнее. У нас до сих пор не хватает битума. Дефицит дорожного битума в 2022 году составляет 200 тыс. тонн", – заявил он.
Отечественные предприятия с трудом обеспечивают поставки необходимых объемов битума, считает депутат.
"При этом качество отечественного битума зачастую не соответствует требованиям Национального стандарта СТ РК 1373, разработанного под наши природно-климатические условия. Из-за этого асфальтобетонное покрытие быстро разрушается, сокращается гарантийный срок обслуживания. Специалисты отрасли считают необходимым производить битум в соответствии с Национальным стандартом СТ РК, а использование стандарта ГОСТ отменить, ибо его требования намного ниже нашего национального стандарта. Другая проблема – демпинг, за счет чего подрядчики и выигрывают тендеры. Как следствие, потом они стараются экономить на всем", – пояснил он.
При этом происходит постоянное удорожание материалов, которое не компенсируется заказчиками, продолжил Рау.
"Об этом хорошо знает уполномоченный орган, однако проблемы остаются нерешенными. Одна из причин плохих дорог – качество проектирования и слабая работа местных служб технического надзора, некомпетентность и безответственность специалистов. На финансирование служб технадзора за 2020-2021 годы выделено: по республиканской сети – 10,2 млрд, по местной – 10,7 млрд тенге. Но качество работы технадзора вызывает большие нарекания", – подчеркнул он.
По имеющимся данным, в региональных отделах и управлениях ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог только около 10% сотрудников имеют диплом по специальности автодорожной отрасли, констатировал мажилисмен.
В целом, по его словам, в отрасли дорожного строительства образовался дефицит кадров. Не хватает инженеров-строителей, инженеров-сметчиков, лаборантов, асфальтобетонщиков, асфальтоукладчиков, механизаторов, машинистов спецтехники.
"Кроме того, РГП "Национальный центр качества дорожных активов" необходимо расширить охват хотя бы 50% всех автомобильных дорог, особенно местных, для выявления нарушений по качеству выполненных работ. Таким образом, контроль качества строительства, реконструкции, ремонта и применяемых дорожных материалов является основной задачей МИИР. Поэтому в целях повышения качества автомобильных дорог считаем, что уполномоченному органу в лице комитета автомобильных дорог и единому оператору автодорожной отрасли в лице АО "КазАвтоЖол" уже пора решить постоянно поднимаемую из года в год проблему по качеству выполняемых работ и качеству применяемых материалов", – отметил депутат.
Альберт Рау считает необходимым довести средства на содержание автомобильных дорог до нормативного финансирования, а также пересмотреть сами расценки.
Кроме того, мажилисмен поставил под сомнение официальные сведения о качестве дорог и предложил пересмотреть критерии их оценки – не относить дороги из гравия, щебня и грунта к дорогам, находящимся в удовлетворительном состоянии.