В Казахстане растет дефицит пресной воды

7302

Объем речного стока к 2023 году сократится до 99 км3, что на 17% меньше уровня "нулевых" годов; сохранение тренда к 2030 году может сократить водные ресурсы страны еще в четыре раза.

В Казахстане растет дефицит пресной воды

Водный дефицит в Казахстане обостряется, а отсутствие соответствующей водной политики может поставить страну на грань выживания. К 2030 году объем располагаемых ресурсов пресной воды может сократиться в 5 раз, до 23 км3, что сопоставимо с годовой нормой потребления. При этом ударит вододефицит по югу страны, предупреждает министерство экологии, геологии и природных ресурсов.

О необходимости выстраивания сильной водной политики говорили в четверг, 2 июня, на Международном конгрессе Ecojer, передает корреспондент inbusiness.kz. Были подняты проблемы законодательного обеспечения водных ресурсов и Водного кодекса, принятого в 2003 году. В ходе мероприятия был обозначен основной приоритет – сохранение имеющихся ресурсов. Проблемы водопользования и водопотребления стоят следующими.

Напомним, что Касым-Жомарт Токаев отметил, что сегодняшний кодекс не дает возможности сохранить водные ресурсы и эффективно их использовать. В чем же эти проблемы? Частично отметили их и высказали свою позицию эксперты водной отрасли.

По мнению вице-министра экологии Серика Кожаниязова, для Казахстана в условиях большой зависимости от трансграничных стоков и неравномерности распределения водных ресурсов на территории страны глобальное потепление грозит дефицитом водных ресурсов. Если в 2000-х годах среднемноголетний речной сток составлял 120 куб. км, то сейчас эта цифра порядка 102 куб. км.

В первую очередь это связано с климатическими изменениями и антропогенными факторами. Так, с ростом температуры в течение последних 50 лет идет деградация ледников. К 2023 году сокращение речного стока прогнозируется до 99,4 куб. км. Дефицит водных ресурсов в Казахстане к 2030 г. может составить – 23 куб км, что сопоставимо с ежегодным потребления населения.

В управлении водными ресурсами говорят, что спрос на воду связан с большой зависимостью страны от трансграничных стоков. В основном это касается южных регионов, где проживает половина населения.

"Условия жизнедеятельности напрямую зависят от водообеспеченности. 7 из 8 водохозяйственных объектов являются трансграничными. Нужды водной экосистемы удовлетворяются по остаточному принципу. В этом главная причина проблем Арала и Балхаша. На единицу продукта в три раза больше тратится воды, чем в России и США, Австралии", – отметил спикер.

Учет, анализ и перспективное развитие водной отрасли остаются без должного внимания. Другая причина дефицита воды в стране также слабое научное сопровождение принимаемых решений, недостаток квалифицированных кадров.

Вице-министр пояснил, что проблемы водной отрасли решаются в рамках реализации нацпроекта "Жасыл Казахстан" до 2025 года. Реконструкция 16 гидросооружений, цифровизация водоучетов на 112 каналах и реконструкция гидросооружений, ненормативное потребление воды будет сокращено на 60-70%.

Для обеспечения воды будут построены 9 водохранилищ с объемом накопления 1,7 куб. км. Объем забора свежей воды будет сокращен на 1,3 куб. км. В настоящее время ведется работа по разработке нового Водного кодекса, совершенствованию законодательства для сохранения потенциала водных ресурсов страны, экономическому водосбережению.

Также ожидается перестраивание межгосударственных водных отношений с странами-соседями. Нужны максимальные усилия с задействованием принципов международного водного права для выработки сбалансированного обеспечение водой населения, водосбережения и учета водных ресурсов.

В планах создать отраслевой научно-исследовательский энергетический центр по проблемам водных ресурсов и водного хозяйства, укрепить комитет по водным ресурсам и его бассейные инспекции, создать структурное подразделение по учету водных ресурсов и перспективному развити водной отрасли. Отмечено, что сегодня из-за высокой нагрузки сотрудников бассейновых инспекций ослаблен контроль за восстановлением и охраной водного фонда.

Как считает Малик Бурлибаев, академик РАВН, доктор технических наук, профессор, в последнее время казахстанцы наконец-то начали лицом поворачиваться к проблемам водных ресурсов. До недавних пор люди занимались водопотреблением с ущербом к качественному использованию водных ресурсов.

По его словам, в Водный кодекс не включены термины "экология", "экосистема" и "экологический сток". Несмотря на то, что более 40 лет страна занимается вопросами экологических стоков, до сих пор присутствует методическая ошибка при подсчетах среднемноголетнего стока.

Причину профессор видит в том, что весь гидрологический режим рек разделен на два: естественно-экологический и нарушенный экологический режимы. Нет различия между двумя этими периодами, объединяют и находят среднюю величину.

"Сейчас у нас не более 93 куб. км воды в среднемноголетнем исчислении. Предлагаю при комитете организовать госкомиссию по оценке и запасу поверхностных вод, т. к официальные данные разнятся с цифрами ученых", – отметил спикер.

Нет также научного обоснования стоимости воды. На юге и юго-востоке объем водопотребления зависит от фермерских хозяйств, а пока нет научно-обоснованной стоимости воды, нет смысла говорить об оптимальном или рациональном использовании водных ресурсов. Мы даже не знаем, сколько уходит на эти поля воды, первичного учета этой воды нет, продолжает эксперт.

Касательно трансграничности рек, то более 50% речного стока приходит извне. Обнажилась проблема р. Жайык. Россия замкнулась, водоснабжение идет применительно к ним, их не волнуют проблемы Казахстана. Подобная ситуация и по Сырдарье, по Чу и Таласу. С Китаем проблема более сложная.

Был также затронут вопрос взаимоотношений с Узбекистаном, который на озере Тузкан вознамерился построить атомную электростанцию. Без вмешательства Казахстана пополняется Арнасайская впадина.

"Повальное маловодье, изменение климата ничего хорошим не сулят, если сейчас не начнем работать. Надо убедить соседей в правильном расходовании водных ресурсов. Не хотелось бы, чтобы проблема Аральского моря продолжилась", – подчеркнул профессор.

Президент Ассоциации предприятий по водоснабжению и водоотведению РК "Казахстан су арнасы" Валерий Сюндюков проинформировал, что коммунальное хозяйство питьевого водоснабжения составляет 4-5% (1 куб. км) от общего водопотребления в Казахстане. Специального закона по водоснабжению нет, и разработки его также нет.

Работа по водоснабжению и водоотведению остается по остаточному принципу. Науки в секторе водоснабжения и базового образования – специальности – в этой сфере в Казахстане также нет. Для кадров системы повышения квалификации не ведется. Заработная плата низкая, специалисты стареют – выбывают, молодые ищут работу с более достойным заработком.

Затронут был и самый основной вопрос в секторе водоснабжения – тарифное регулирование. До 2012 года имела место политика сильного искусственного сдерживания тарифов. После чего пошла оттепель и появилась инвестиционная составляющая, позволяющая вкладывать деньги самим водоканалом в обновление актива и модернизацию. Водоканалы в этот период могли обоснованно защищать тарифы. В 2015 году были приняты правительством новые механизмы тарифосоставляющей.

С 2018 г. принимались тарифы снижения для населения. Далее вернулись к практике сдерживания тарифов, был поднят вопрос недопущения необоснованного роста тарифа.

"На сегодня тарифы не обеспечивают финансовую обеспеченность водоканалов. На первом плане стоит внедрение автоматизированных измерительных систем учета воды дистанционной передачей информации. Надо решить вопрос источника финансирования из тарифа, бюджета и займов, сумма составляет порядка 4 млрд тенге. Старение сетей – 3-5% в год, обновление по факту идет – 1%. Например, в Шымкенте финансирование системы водоснабжения оценивается в 70 млрд тенге, освоено всего 25 млрд тенге", – отметил Валерий Сюндюков.

Тарифы должны обеспечивать безубыточную деятельность водоканалов, считает эксперт. Лаура Маликова, председатель Ассоциации практикующих экологов, обратила внимание на проблему загрязнения водных ресурсов.

В 69 городах требуются строительство и реконструкция очистительных сооружений, большинство из них построены в советское время. Средний износ составляет около 60%, технология устарела, системы изношены, все необходимо обновлять. Согласно данным "Казгидромета", до территрии города вода чище, чем после города. Это показывает, насколько канализационно-очистительные сооружения влияют на качество воды. Наблюдается превышение по фосфатам и нитратам. Например, в Нур-Султане это видно по р. Есиль. В реке увеличиваются микроорганизмы, снижается количество кислорода в воде, и это приводит к гибели рыбы. На это влияет и загрязнение со стороны промышленных предприятий.

Она сообщила, что среднестатический человек больше использует бытовой химии, это попадает в канализационно-очистительные сооружения, которые не предусматривают отдельные ступени для очистки химических веществ. Назрела необходимость пересмотреть очистительный механизм. Здесь нужен комплексный подход, считает эколог.

По мнению Адильбека Козыбекова, заместителя председателя координационного комитета Рамсарской региональной инициативы Центральной Азии, на данный момент уже несколько лет Казахстан представлять в конвенции некому. Существует "кадровый бардак" – никто не берет ответственности по рассмотрению рамсарских вопросов.

Также он отметил, что в последние годы в Актау идет строительный бум, строятся целые микрорайоны и гостиничные комплексы. Идет поток туристов и переселенцев из других регионов, оралманов. Пригородных поселков стало больше. Численность населения растет. Пресной воды – дефицит. Все лето питьевую воду люди получают по графику, после 23:00 невозможно принять душ. Вопросы спроса воды никто не регулирует.

Ранее в Мангистауской области было свыше 300 скважин, в 2000-х годах по инициативе акимата закрыли. Это повлияло на растительный и животный мир, хотя в регионе пустынная экосистема. После закрытия скважин сайгаки перестали обитать. Пыльные бури участились, что раньше было редкостью. Даже зимой бывают, пластиковые окна не защищают. Жители Актау дышат радиоактивной пылью, т. к рядом расположено радиоактивное хранилище "Кошкар-ата". Никто на контроль проблему не берет. Урегулирование водного ресурса в этом регионе особенно важно, считает спикер.

Также были обозначены проблемы Аральского моря. Например, солевопылевые бури с осушенного дна Арала, загрязнение воды рек Сырдарья и Амурдарья, низкое качество питьевой воды, деградация земель и опустынивание. Все это негативно влияет на здоровье населения. У жителей Приаралья в крови и в грудном молоке матери присутствуют химвещества.

Вице-министр Серик Кожаниязов также ответил на вопросы по проблеме озера Талдыколь, отметив, что природоохранной полосы нет до сих пор, отчего и получилась коллизия. Он подчеркнул, что акимат планирует уменьшить объемы строительства, чтобы немного сохранить то, что осталось. Этот вопрос в ведомстве стоит на особом контроле, заверил чиновник.

Индира Кусаинова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться