В послании народу Казахстана от 16 марта 2022 года "Новый Казахстан: путь обновления и модернизации" президент Токаев отметил, что в современную эпоху для любой прогрессивной страны критически важно иметь конкурентоспособные и свободные средства массовой информации. Потому у отечественных СМИ должен быть собственный взгляд на процессы, происходящие в Казахстане, регионе и мире. От этого зависит подлинная информационная безопасность и ни много ни мало идеологический суверенитет страны, передает inbusiness.kz со ссылкой на проект Закона Республики Казахстан "О масседиа".
В документе поднимается ряд проблем в сфере медиа, для решения которых требуется законодательное регулирование. Например, повышение статуса журналистов, определение статуса средств массовой коммуникации,
реформирование государственного финансирования.
"За последние годы с целью эффективного выстраивания государственной информационной политики проводилась комплексная работа по поэтапному выведению государственного информационного заказа из-под системы государственных закупок. Вместе с тем в настоящее время с учетом новой реальности и практики реализации государственного информационного заказа в течение последних пяти лет необходима выработка новых подходов в реализации государственного финансирования", – говорится в документе.
Помимо этого, нужно решать проблему взаимодействия СМИ с государственными органами, изменить порядок регистрации СМИ и тренды в области телерадиовещания, регламентировать интернет-рекламу и проработать развитие институтов саморегуляции.
Так, в текущем отраслевом законодательстве предусмотрен ряд норм, устанавливающих права и обязанности журналистов. Вместе с тем современные реалии требуют пересмотра и расширения правового статуса журналистов.
В условиях массового развития сети Интернет и при анализе практической реализации действующих норм выявлен ряд проблемных вопросов, требующих правового регулирования.
В этой связи необходимым видится укрепление прав журналистов путем пересмотра действующих норм законодательства.
Возможные положительные последствия: введение ряда законодательных новелл позволит повысить правовой статус журналистов и в целом расширить правовые гарантии, стимулирующие развитие отечественной журналистики.
Возможные негативные последствия: не прогнозируются.
Что касается определения статуса средств массовой коммуникации, то в настоящее время массовые коммуникации проникают во все сферы деятельности, тем самым создавая новые виды массовой коммуникации, которые лежат вне правового поля. Интернет, интернет-ресурсы, социальные сети стали частью общественных отношений. Решение данной проблемы видится в определении новых понятий и субъектов СМК, а также их систематизация.
Возможные положительные последствия: разграничение новых видов массовой коммуникации позволит регламентировать деятельность субъектов, распространяющих массовую информацию.
Возможные негативные последствия: не прогнозируются.
Также нужны реформы в области государственного финансирования СМИ. Решение данной проблемы видится в переходе к грантовому финансированию и субсидированию традиционных газет и журналов.
Возможные положительные последствия: предлагаемые изменения повысят эффективность реализации государственной информационной политики, а также позволят повысить конкурентоспособность отечественных СМИ.
Возможные негативные последствия: критика со стороны ряда неконкурентных СМИ.
Важную роль в реализации концепции "слышащего государства", занимает взаимодействие государственных органов со средствами массовой информации. В настоящее время журналистским сообществом неоднократно поднимаются вопросы установления качественной обратной связи от государственных органов. Зачастую запрашиваемая СМИ информация предоставляется долго и теряет свою актуальность.
Решение данной проблемы видится в пересмотре сроков рассмотрения журналистских запросов и улучшении деятельности государственных органов в социальных сетях.
Возможные положительные последствия: предлагаемые изменения позволят представителям СМИ оперативно и качественно получать от государственных органов запрашиваемую информацию и выстроить качественные каналы коммуникаций в социальных сетях.
Возможные негативные последствия: не прогнозируются.
В рамках действующего законодательства установлена упрощенная система регистрации СМИ. Вместе с тем анализ правоприменительной практики показывает необходимость пересмотра ряда критериев. Решение данной проблемы видится в установлении требования по наличию доменного имени.
Возможные положительные последствия: предлагаемые изменения позволят повысить качество и конкурентоспособность отечественных СМИ.
Возможные негативные последствия: не прогнозируются.
Что касается изменения трендов в области телерадиовещания, то за последние годы в сферу телерадиовещания проникают новые виды вещания в сетях телекоммуникаций (Интернет) аудиовизуальные платформы, операторы IP TV и операторы ОТТ-формата и др.
С учетом новой реальности решение данной проблемы видится в законодательном урегулировании их деятельности.
Возможные положительные последствия: предлагаемые изменения позволят устранить нездоровую конкуренцию между IPTV-сервисами и отечественными спутниковыми и кабельными операторами телерадиовещания и причинение ущерба правообладателям, а также недопущение распространения IPTV/OTT-сервисами иностранных телеканалов, которые не прошли процедуру учета на территории РК.
Возможные негативные последствия: нежелание аудиовизуальных платформ открывать представительства на территории Республики Казахстан.
Массовое развитие новых технологий и проникновение Интернета, которые стали частью общественных отношений, порождает новые формы рекламы, которые лежат вне правового поля.
В рамках законопроекта решение данной проблемы видится в определении понятия "интернет-реклама" и принципов ее регламентации.
Возможные положительные последствия: предлагаемые изменения позволят систематизировать и обеспечить прозрачность рекламы в сети Интернет.
Возможные негативные последствия: нежелание субъектов интернет-рекламы работать в правовом поле.
В настоящее время в Казахстане существует более 30 общественных объединений, ассоциаций (союзы) и иные некоммерческие организации в сфере СМИ, которые активно осуществляют свою деятельность. Однако отсутствуют общеустановленные стандарты. В рамках законопроекта решение данной проблемы видится во введении механизмов саморегулирования СМИ в отраслевом законе.
Возможные положительные последствия: введение ряда механизмов саморегулирования позволит в перспективе привести к равноправию государственной власти, гражданского общества и представителей массмедиа.
Возможные негативные последствия: не прогнозируются.