RU KZ
В Казахстане снижается производство десятков видов товаров

В Казахстане снижается производство десятков видов товаров

13:43 24 Декабрь 2019 15407

В Казахстане снижается производство десятков видов товаров

Автор:

Алексей Никоноров

В числе аутсайдеров – определенная продукция машиностроения, химической и легкой промышленности.

Рост казахстанской промышленности по итогам января-ноября 2019 года составил 3,6% – настолько увеличился индекс промышленного производства (ИПП). По 39 видам продукции объем выпуска вырос как минимум на четверть. Подробнее о самых быстрорастущих направлениях inbussiness.kz рассказывал тут.

Однако далеко не везде ситуация меняется в лучшую сторону. По итогам 11 месяцев объемы производства снизились по более чем 100 видам продукции. Причем более чем по 40 из них сокращение составило как минимум 20%.

Интересно, что среди аутсайдеров немало представителей машиностроения. Но и лидеры по росту производства также относятся к этой сфере. Одно из возможных объяснений – это выборочная господдержка: например, в автомобилестроение вливают миллиарды тенге, поэтому выпуск готовой продукции растет. Зато производство запчастей к ним стремительно падает: это направление не субсидируется, а конкурировать с иностранцами местные предприятия без поддержки, видимо, не могут. Также в числе аутсайдеров находится продукция железнодорожного машиностроения, проблемы которого регулярно обсуждаются, но никак не решатся.

Предлагаем вашему вниманию 10 видов товаров, производство которых за год упало сильнее всего.

10. Яблочный сок

Соки в Казахстане в нынешнем году не в почете. На внутреннем рынке за 10 месяцев, по данным Комитета по статистике, было реализовано 107,9 тыс. литров фруктовых и овощных соков. Это составляет лишь 67% от уровня 2018 года (161,4 тыс.). Иностранной продукции в республике стало больше: импорт вырос на 13,4%, до 37,3 тыс. литров. Зато собственное производство заметно просело. Если в январе-октябре 2018 года казахстанские производители выпустили 129,8 тыс. литров соков, то год спустя – всего 72,1 тыс.

Сильнее всего падение производства отразилось на яблочном соке. По итогам 11 месяцев объемы сократились практически вдвое: ИПП составил 52,4%. Всего отечественные предприятия выдали в общей сложности 19,7 тыс. литров такой продукции. Даже на пике месячные объемы не поднялись выше 2,8 тыс., хотя в предыдущие годы всегда превышали 4 тыс. (в декабре 2014 года и вовсе было произведено 6,5 тыс. литров яблочного сока). В целом за последние шесть лет выпуск упал в 2,7 раза.

9. Свинцовые концентраты

После трех относительно продуктивных лет производство свинцовых концентратов упало почти вдвое. За 11 месяцев 2019 года объем выпуска составил 170,3 тыс. тонн продукции – это худший результат с 2015 года. В последнее время вообще нормой стал уровень производства в 5-7 тыс. тонн в месяц. Для сравнения: средний месячный показатель в 2016 и 2018 годах составил около 30 тыс. тонн, в 2017-м – примерно 35 тыс. тонн. В целом снижение идет уже второй год подряд: сейчас производство ближе к уровню кризисных 2014-2015 годов, чем к пику, достигнутому в 2017-м.

8. Резиновые шланги и трубки

Падение этого производства связано с эффектом высокой базы. В 2018 году в Казахстане резко выросли объемы выпуска труб, шлангов и прочей аналогичной продукции из резины. Но удержать планку не удалось, и сейчас производство вновь сократилось до уровней 2016-2017 гг. За 11 месяцев в республике произведено 505,4 тонны продукции – это лишь 48,7% от показателей за аналогичный период предыдущего года.

Тем временем Казахстан нуждается в подобной продукции. По данным Комитета по статистике, за 10 месяцев в республику было завезено около 11,5 тыс. тонн – это на 3,8% больше, чем годом ранее. Практически все было реализовано на внутреннем рынке. Доля иностранных производителей сейчас превышает 96%.

7. Светильники

Похожая ситуация и с производством светильников и осветительных устройств. Объем выпуска продукции скачет из года в год, в результате чего это направление показывает то сильный рост, то значительное падение. В 2019 году реализуется второй сценарий. В январе-ноябре произведено 831,2 тыс. ед. продукции. За аналогичный период предыдущего года было более 1,7 млн. Таким образом, ИПП составил 48,2%

Снижение могло бы быть и еще больше, если бы не мощный ноябрь. За месяц отечественные производители произвели 307,3 тыс. ед. продукции – это 37% от общего показателя за 11 месяцев. Это один из лучших показателей в истории: выше объемы были только в ноябре 2016 года (341,5 тыс.) и опять же в ноябре 2018-го (317,1 тыс.). Это говорит о том, что рост обеспечивают сезонные товары, к которым относятся, например, новогодние гирлянды.

6. Автомобильные запчасти

Если по предыдущим видам продукции можно отследить производство по месяцам за последние годы, то по оставшимся данные отрывисты. Например, данных по производству автомобильных запчастей и принадлежностей не было в бюллетенях комитета по статистике с начала 2016-го по лето 2019-го. Теперь они вновь появились, и в этой же отчетности говорится, что объемы их производства составляют лишь 28,5% от уровня января-ноября 2018-го.

По официальным данным, стоимость выпущенной продукции составила 65,2 млн тенге, из которых 21,1 млн пришелся на сентябрь. Это в 4,5 раза меньше, чем в 2014 году. Падение производства запчастей сопровождается ростом выпуска готовой продукции:

  • За 11 месяцев 2019 года производство легковых автомобилей выросло на 45,2% (до 39,6 тыс. единиц).
  • Грузовых – в 3,8 раза (до 3,7 тыс.).
  • Автобусов – в три раза (до 966 ед.).

Таким образом, казахстанцы постепенно пересаживаются на авто отечественной сборки, но запчасти к ним вынуждены покупать иностранные.

5. Дизельные локомотивы

С весны 2016 года из бюллетеней пропало упоминание дизельных локомотивов. Летом 2019-го они туда вернулись, в результате чего стало известно, что в 2018 году производство этой продукции было на относительно неплохом уровне – 25 единиц по итогам 11 месяцев. Сейчас показатели упали: всего пять построенных локомотивов, причем четыре из них – в ноябре.

Между тем Казахстан рассчитывает на экспорт своей продукции. В июле 2019 года был подписан договор с Таджикистаном, включающий в себя продажу продукции железнодорожного машиностроения на 35 млн долларов. В список товаров включены и локомотивы.

«Таджикская сторона выразила заинтересованность в приобретении маневренных и магистральных локомотивов АО «Локомотив курастыру зауыты», грузовых вагонов и полувагонов, производимых ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания», а также железнодорожных рельсов, выпускаемых ТОО «Актюбинский рельсобалочный завод», – говорилось в сообщении АО «ЭСК KazakhExport».

4. Нефтегазоперерабатывающее оборудование

Имея огромные запасы нефти, Казахстан испытывает проблемы с производством оборудования для своей важнейшей отрасли. Общий объем произведенной за 11 месяцев 2019 года продукции составил всего 183,3 млн тенге! Это лишь 18,5% от уровня предыдущего года. При этом отечественные производители никогда не были лидерами рынка, но и так мало еще не производили: с 2014 года объемы упали в 9,5 раза.

Падение производства оборудования происходит на фоне роста самой добычи. За 11 месяцев 2019 года в республике добыто 71,7 млн тонн сырой нефти. Это на 1,6% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Объем добычи нефтяного и природного газа за это время составил 51,3 млн куб. м, что на 1,6% выше показателей 2018-го.

3. Одежда для грудных детей

Этот вид продукции более чем на два года выпадал из бюллетеней комитета по статистике. А когда вновь вернулся, то оказалось, что производство стремительно падает. В январе-ноябре в республике произведено одежды для грудных детей на 24,4 млн тенге. Это лишь 14% от уровня предыдущего года

Сейчас казахстанские производители покрывают лишь 0,4% (!) внутреннего рынка. В январе-октябре в республику импортировано одежды для грудных детей на 5,8 млрд тенге – это на 92% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Так что отечественному бизнесу есть за что бороться. Возможно, росту помогут проекты, которые будут реализованы в республике:

«На данный момент мы имеем 26 проектов по легкой промышленности на шесть миллиардов тенге. Цифра не такая уж большая, но, как вы знаете, основу легкой промышленности Казахстана составляет малое предпринимательство, а это 96% отрасли. Поэтому понятно, что объемы заявок не большие, но, тем не менее, задел есть, мы ожидаем что крупные предприятия тоже пойдут на расширение», – сообщил на I Съезде отечественных предприятий легкой промышленности (проходил в декабре) председатель НПП «Атамекен» Аблай Мырзахметов

2. Грузовые вагоны

Перспективы экспорта в Таджикистан железнодорожной продукции – это, конечно, хорошо, но сначала надо стабилизировать ее производство. За 11 месяцев собрано 104 грузовых вагона – в январе-июле 2018 года ежемесячно собиралось больше. Показатели нынешнего года худшие за последние как минимум шесть лет.

Вообще, ситуация на внутреннем рынке складывается интересная. За 10 месяцев Казахстан импортировал 3741 грузовой вагон (62,8% от уровня предыдущего года). На внутреннем рынке было продано 2360 единиц (38% от 2018-го), а 1466 единиц ушло на продажу в другие страны (+36,4%). Таким образом, Казахстан сильно сократил собственное производство, но усилил свою роль как экспортера. Парадокс реэкспорта.

При этом еще в начале года говорилось о том, что в Северо-Казахстанской области будет построен новый вагоностроительный завод, мощность которого составит 5 тыс. единиц в год. Стоимость проекта оценена в 30 млрд тенге, сроки строительства – 2019-2021 гг. 

1. Плавиковая кислота

Плавиковая кислота применяется в алюминиевой промышленности, производстве полупроводников, схем, синтетических масел, пластмасс и т. д. И практически не производится в Казахстане – две тонны за 11 месяцев. Это лишь 0,2% от уровня 2018 года. С более ранними периодами и сравнивать не стоит: в 2014 году средние месячные объемы производства превышали 700 тонн, а в январе 2013-го и вовсе объем превысил 4 тыс. тонн!

В начале декабря 2019 года президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому Казахстан вошел в список стран, экспорт российской продукции в которые не потребует лицензии. Таким образом, импорт плавиковой кислоты облегчится, а это значит, что восстановить производство станет еще сложнее

Алексей Никоноров

Материалы по теме:

×