/img/tv1.svg
RU KZ
В Казахстане снижается производство десятков видов товаров

В Казахстане снижается производство десятков видов товаров

В числе аутсайдеров – определенная продукция машиностроения, химической и легкой промышленности.

13:43 24 Декабрь 2019 12879

В Казахстане снижается производство десятков видов товаров

Автор:

Алексей Никоноров

Рост казахстанской промышленности по итогам января-ноября 2019 года составил 3,6% – настолько увеличился индекс промышленного производства (ИПП). По 39 видам продукции объем выпуска вырос как минимум на четверть. Подробнее о самых быстрорастущих направлениях inbussiness.kz рассказывал тут.

Однако далеко не везде ситуация меняется в лучшую сторону. По итогам 11 месяцев объемы производства снизились по более чем 100 видам продукции. Причем более чем по 40 из них сокращение составило как минимум 20%.

Интересно, что среди аутсайдеров немало представителей машиностроения. Но и лидеры по росту производства также относятся к этой сфере. Одно из возможных объяснений – это выборочная господдержка: например, в автомобилестроение вливают миллиарды тенге, поэтому выпуск готовой продукции растет. Зато производство запчастей к ним стремительно падает: это направление не субсидируется, а конкурировать с иностранцами местные предприятия без поддержки, видимо, не могут. Также в числе аутсайдеров находится продукция железнодорожного машиностроения, проблемы которого регулярно обсуждаются, но никак не решатся.

Предлагаем вашему вниманию 10 видов товаров, производство которых за год упало сильнее всего.

10. Яблочный сок

Соки в Казахстане в нынешнем году не в почете. На внутреннем рынке за 10 месяцев, по данным Комитета по статистике, было реализовано 107,9 тыс. литров фруктовых и овощных соков. Это составляет лишь 67% от уровня 2018 года (161,4 тыс.). Иностранной продукции в республике стало больше: импорт вырос на 13,4%, до 37,3 тыс. литров. Зато собственное производство заметно просело. Если в январе-октябре 2018 года казахстанские производители выпустили 129,8 тыс. литров соков, то год спустя – всего 72,1 тыс.

Сильнее всего падение производства отразилось на яблочном соке. По итогам 11 месяцев объемы сократились практически вдвое: ИПП составил 52,4%. Всего отечественные предприятия выдали в общей сложности 19,7 тыс. литров такой продукции. Даже на пике месячные объемы не поднялись выше 2,8 тыс., хотя в предыдущие годы всегда превышали 4 тыс. (в декабре 2014 года и вовсе было произведено 6,5 тыс. литров яблочного сока). В целом за последние шесть лет выпуск упал в 2,7 раза.

9. Свинцовые концентраты

После трех относительно продуктивных лет производство свинцовых концентратов упало почти вдвое. За 11 месяцев 2019 года объем выпуска составил 170,3 тыс. тонн продукции – это худший результат с 2015 года. В последнее время вообще нормой стал уровень производства в 5-7 тыс. тонн в месяц. Для сравнения: средний месячный показатель в 2016 и 2018 годах составил около 30 тыс. тонн, в 2017-м – примерно 35 тыс. тонн. В целом снижение идет уже второй год подряд: сейчас производство ближе к уровню кризисных 2014-2015 годов, чем к пику, достигнутому в 2017-м.

8. Резиновые шланги и трубки

Падение этого производства связано с эффектом высокой базы. В 2018 году в Казахстане резко выросли объемы выпуска труб, шлангов и прочей аналогичной продукции из резины. Но удержать планку не удалось, и сейчас производство вновь сократилось до уровней 2016-2017 гг. За 11 месяцев в республике произведено 505,4 тонны продукции – это лишь 48,7% от показателей за аналогичный период предыдущего года.

Тем временем Казахстан нуждается в подобной продукции. По данным Комитета по статистике, за 10 месяцев в республику было завезено около 11,5 тыс. тонн – это на 3,8% больше, чем годом ранее. Практически все было реализовано на внутреннем рынке. Доля иностранных производителей сейчас превышает 96%.

7. Светильники

Похожая ситуация и с производством светильников и осветительных устройств. Объем выпуска продукции скачет из года в год, в результате чего это направление показывает то сильный рост, то значительное падение. В 2019 году реализуется второй сценарий. В январе-ноябре произведено 831,2 тыс. ед. продукции. За аналогичный период предыдущего года было более 1,7 млн. Таким образом, ИПП составил 48,2%

Снижение могло бы быть и еще больше, если бы не мощный ноябрь. За месяц отечественные производители произвели 307,3 тыс. ед. продукции – это 37% от общего показателя за 11 месяцев. Это один из лучших показателей в истории: выше объемы были только в ноябре 2016 года (341,5 тыс.) и опять же в ноябре 2018-го (317,1 тыс.). Это говорит о том, что рост обеспечивают сезонные товары, к которым относятся, например, новогодние гирлянды.

6. Автомобильные запчасти

Если по предыдущим видам продукции можно отследить производство по месяцам за последние годы, то по оставшимся данные отрывисты. Например, данных по производству автомобильных запчастей и принадлежностей не было в бюллетенях комитета по статистике с начала 2016-го по лето 2019-го. Теперь они вновь появились, и в этой же отчетности говорится, что объемы их производства составляют лишь 28,5% от уровня января-ноября 2018-го.

По официальным данным, стоимость выпущенной продукции составила 65,2 млн тенге, из которых 21,1 млн пришелся на сентябрь. Это в 4,5 раза меньше, чем в 2014 году. Падение производства запчастей сопровождается ростом выпуска готовой продукции:

  • За 11 месяцев 2019 года производство легковых автомобилей выросло на 45,2% (до 39,6 тыс. единиц).
  • Грузовых – в 3,8 раза (до 3,7 тыс.).
  • Автобусов – в три раза (до 966 ед.).

Таким образом, казахстанцы постепенно пересаживаются на авто отечественной сборки, но запчасти к ним вынуждены покупать иностранные.

5. Дизельные локомотивы

С весны 2016 года из бюллетеней пропало упоминание дизельных локомотивов. Летом 2019-го они туда вернулись, в результате чего стало известно, что в 2018 году производство этой продукции было на относительно неплохом уровне – 25 единиц по итогам 11 месяцев. Сейчас показатели упали: всего пять построенных локомотивов, причем четыре из них – в ноябре.

Между тем Казахстан рассчитывает на экспорт своей продукции. В июле 2019 года был подписан договор с Таджикистаном, включающий в себя продажу продукции железнодорожного машиностроения на 35 млн долларов. В список товаров включены и локомотивы.

«Таджикская сторона выразила заинтересованность в приобретении маневренных и магистральных локомотивов АО «Локомотив курастыру зауыты», грузовых вагонов и полувагонов, производимых ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания», а также железнодорожных рельсов, выпускаемых ТОО «Актюбинский рельсобалочный завод», – говорилось в сообщении АО «ЭСК KazakhExport».

4. Нефтегазоперерабатывающее оборудование

Имея огромные запасы нефти, Казахстан испытывает проблемы с производством оборудования для своей важнейшей отрасли. Общий объем произведенной за 11 месяцев 2019 года продукции составил всего 183,3 млн тенге! Это лишь 18,5% от уровня предыдущего года. При этом отечественные производители никогда не были лидерами рынка, но и так мало еще не производили: с 2014 года объемы упали в 9,5 раза.

Падение производства оборудования происходит на фоне роста самой добычи. За 11 месяцев 2019 года в республике добыто 71,7 млн тонн сырой нефти. Это на 1,6% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Объем добычи нефтяного и природного газа за это время составил 51,3 млн куб. м, что на 1,6% выше показателей 2018-го.

3. Одежда для грудных детей

Этот вид продукции более чем на два года выпадал из бюллетеней комитета по статистике. А когда вновь вернулся, то оказалось, что производство стремительно падает. В январе-ноябре в республике произведено одежды для грудных детей на 24,4 млн тенге. Это лишь 14% от уровня предыдущего года

Сейчас казахстанские производители покрывают лишь 0,4% (!) внутреннего рынка. В январе-октябре в республику импортировано одежды для грудных детей на 5,8 млрд тенге – это на 92% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Так что отечественному бизнесу есть за что бороться. Возможно, росту помогут проекты, которые будут реализованы в республике:

«На данный момент мы имеем 26 проектов по легкой промышленности на шесть миллиардов тенге. Цифра не такая уж большая, но, как вы знаете, основу легкой промышленности Казахстана составляет малое предпринимательство, а это 96% отрасли. Поэтому понятно, что объемы заявок не большие, но, тем не менее, задел есть, мы ожидаем что крупные предприятия тоже пойдут на расширение», – сообщил на I Съезде отечественных предприятий легкой промышленности (проходил в декабре) председатель НПП «Атамекен» Аблай Мырзахметов

2. Грузовые вагоны

Перспективы экспорта в Таджикистан железнодорожной продукции – это, конечно, хорошо, но сначала надо стабилизировать ее производство. За 11 месяцев собрано 104 грузовых вагона – в январе-июле 2018 года ежемесячно собиралось больше. Показатели нынешнего года худшие за последние как минимум шесть лет.

Вообще, ситуация на внутреннем рынке складывается интересная. За 10 месяцев Казахстан импортировал 3741 грузовой вагон (62,8% от уровня предыдущего года). На внутреннем рынке было продано 2360 единиц (38% от 2018-го), а 1466 единиц ушло на продажу в другие страны (+36,4%). Таким образом, Казахстан сильно сократил собственное производство, но усилил свою роль как экспортера. Парадокс реэкспорта.

При этом еще в начале года говорилось о том, что в Северо-Казахстанской области будет построен новый вагоностроительный завод, мощность которого составит 5 тыс. единиц в год. Стоимость проекта оценена в 30 млрд тенге, сроки строительства – 2019-2021 гг. 

1. Плавиковая кислота

Плавиковая кислота применяется в алюминиевой промышленности, производстве полупроводников, схем, синтетических масел, пластмасс и т. д. И практически не производится в Казахстане – две тонны за 11 месяцев. Это лишь 0,2% от уровня 2018 года. С более ранними периодами и сравнивать не стоит: в 2014 году средние месячные объемы производства превышали 700 тонн, а в январе 2013-го и вовсе объем превысил 4 тыс. тонн!

В начале декабря 2019 года президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому Казахстан вошел в список стран, экспорт российской продукции в которые не потребует лицензии. Таким образом, импорт плавиковой кислоты облегчится, а это значит, что восстановить производство станет еще сложнее

Алексей Никоноров

«Время легких денег прошло»: производителям мебели ответили в профильной ассоциации

В секторе производства мебели и деревообработки, как выяснилось, не все спокойно. 

18 Сентябрь 2020 08:00 6985

Участники рынка заявляют как об уже привычных для отрасли проблемных вопросах, так и об актуальных противостояниях. Одно из последних – обвинения в адрес Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности в лоббировании определенного круга предприятий при проведении тендеров и выдаче индустриальных сертификатов. Президент ассоциации Канат Ибраев в интервью Inbusiness.kz объяснил природу конфликта и в целом «аховое» положение дел в сегменте после пережитых на фоне пандемии ограничений.

Канат, сегодня много говорят о том положении, в котором оказался малый и средний бизнес после длительных ограничений на фоне пандемии коронавируса. Хотелось бы понять, как обстоят дела на рынке мебели и деревообработки. Есть статистика, сколько компаний закрылись за последние месяцы? Сколько предприятий на грани?

По состоянию на 1 июля 2020 года в Казахстане было зарегистрировано 1417 мебельных предприятий, в том числе девять средних и 1408 малых. При этом фактически действующих – 978 компаний, из которых 969 – малые, девять – средние. К сожалению, в настоящее время не представляется возможным полагаться на официальные статистические данные ввиду их отсутствия. Но сотрудниками ассоциации был проведен мониторинг состояния предприятий отрасли, в ходе которого выяснилось, что 30% из них на стадии закрытия, порядка 60% имеют определенные затруднения в деятельности, и оставшиеся 10% самостоятельно справляются с возникшими трудностями. Также проведенный анализ предприятий отрасли, расположенных в городах Нур-Султане и Алматы, где сосредоточено более 55,7% предприятий всей мебельной отрасли Казахстана, показал обострение ситуации по отдельным проблемным вопросам. В их числе – снижение уровня продаж и заказов у поставщиков комплектующих материалов в связи с возникшими сложностями при пересечении границ в период карантина и возросшим уровнем стоимости иностранной валюты, используемой при расчетах. Так, по данным руководства компании ТОО Blum Central Asia, на сегодняшний день наблюдается рост цен на фурнитуру от 13% до 21%; у «Хефеле Казахстан» информация о подорожании – от 7% до15%; по данным ТОО Lam.Tech рост цен на ЛДСП и другой плитный материал составил от 3,5% до 24,1%; ТОО Mega SMART заявляет о подорожании высокоглянцевых панелей МДФ на 12,5%. Еще одна проблема – в связи с отсутствием загрузки из-за карантина ряд предприятий были переведены на сокращенный режим работы либо работа была приостановлена до окончания карантина. Данное решение сказалось на объемах производства и продажах. Так, за этот период, по сведениям руководителей ТОО Lam.Tech, по сравнению с мартом-апрелем прошлого года объем производства снизился на 38-40%, ТОО Zeta заявляют о 90% снижения, ТОО Avalon-К с торговыми марками «Мебельщик» и «Катрин» – на 70 %, ТОО «БЭСТ Астана- НС» – 46%. На основании сведений агентства по статистике РК, по городу Нур-Султану снижение объемов производства составляет за март-апрель 2020 г. 33,8%, а в целом по республике – 57,9%. Хочу отметить, что не только ограничения, связанные с пандемией, повлияли на этот процесс. Большое влияние на данную ситуацию оказало само государство рядом своих непродуманных мер по отношению к отрасли. А именно, запретом на три года закупок в бюджетной сфере на офисную мебель, сокращением закупок по другим видам мебели. Если, по прогнозным расчетам нашего отраслевого союза, государство планировало закупить мебели в 2020 году на сумму более 30 млрд тенге с учетом строительных субподрядов, то сегодня эта сумма в разы меньше.

Да, судя по всему, ситуация близка к критичной. Какую работу вы, как профильная ассоциация, проводите для поддержки участников рынка? Давайте поймем в целом функционал структуры Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности.

«Представительство, защита прав и законных интересов членов ассоциации – АПМДП – в органах государственной власти, организационная работа по созданию благоприятных экономических, финансовых, налоговых условий работы предприятий отрасли на местном и республиканском уровнях и защита интересов участников ассоциации как налогоплательщиков – это официальная выписка из уставных документов ассоциации.

На сегодняшний день наш союз объединяет более сотни предприятий мебельной отрасли из всех регионов страны с численностью работников порядка 6,7 тысячи человек, что составляет 39,6% от численности работников, задействованных в отрасли. За 2019 год общий суммарный объем выплаченных нашими предприятиями налогов составил 5,5 млрд тенге из 8,2 млрд тенге по мебельной отрасли, или 67,1%. Средняя производительность труда по отрасли составила в 2019 году более 2,2 млн тенге продукции на человека, при этом 3,8 млн тенге на предприятиях нашего союза. Отмечу, что из более чем 1400 официально зарегистрированных мебельных производств в настоящее время полностью выплачивают налоги и иные платежи порядка 300 предприятий, или 21,7% от общего числа. При этом львиная доля трудового ресурса отрасли находится за гранью социальной защищенности. И это огромное поле работы не только для отраслевого союза, но и для государственных органов. По нашим расчетам, более 53% мебельного рынка находится в тени, а это огромные суммы недоплаченных налогов.

Как Вы оцениваете меры поддержки, которые озвучило правительство во время введения ЧП и длительного карантина? Я говорю о единовременных выплатах, мораториях на налоговые выплаты, договоренности о лояльности со стороны банков и прочем. Насколько эти меры оказались полезными участникам мебельного рынка?

В клятве Гиппократа у медиков есть хороший принцип – «не навреди». Считаем, что государству следовало бы придерживаться его. Учитывая мой комментарий на первый вопрос, разрешите оставить его «без комментариев». Для примера: налоговые преференции для торговых ОКЭД по 47-му коду, в принципе, дают возможность прямой поддержки от государства для сохранения продаж импортной мебели, в то же время наши производители мебели, даже имеющие свои торговые точки, но в большинстве своем имеющие регистрацию деятельности по 31-му коду, были ее лишены. Лично мое субъективное мнение, что действия государства в данных условиях можно назвать в лучшем случае как действия «слона в посудной лавке», поэтому «без комментариев».

Канат, давайте отойдем от темы коронавируса и поговорим о вопросах, которые всегда актуальны для рынка. Дополните мой перечень – нехватка и дороговизна сырья, фурнитура и комплектующие закупаются за рубежом, отсюда зависимость от доллара, проблемы с кадрами, невозможность конкурировать с импортом, нежелание арендодателей в ТРЦ идти навстречу. Что еще заботит сегодня отечественного производителя мебели?

Не во всем соглашусь с вами. Да, мы напрямую зависим от импорта сырья, но многие страны, в том числе Италия, Южная Корея, не имеют своего источника древесины и при этом конкурентоспособны на рынке. Поэтому в первую очередь я хотел бы отметить отсутствие в нашей стране «культуры производства». Большинство из тысяч зарегистрированных предприятий – это мелкий бизнес «в гараже», владельцы которых понятия не имеют, что есть определенные стандарты производства мебели, ГОСТ и технические регламенты. Я уже не говорю о международных обязательствах нашей страны по безопасности качества производимой мебельной продукции, отраженных в ТР ТС 025/2012. Ярким примером могут служить факты, выявленные при проведении отраслевой экспертизы на наших предприятиях при выдаче индустриального сертификата. Элементарно отсутствуют необходимые для производства оборудование, навыки и компетенции, конструкторско-техническая или иная документация, без которых изготовление мебели – это прямое преступление против потребителей. Даже крупные по масштабам производства предприятия, к сожалению, не избежали такой участи. На сегодня всем известно, что формальдегид – это опасный яд, а его смолы являются составной частью при производстве основного материала для производства мебели – ЛДСП. В соответствии с правилами поверхности мебельных деталей из древесных плитных материалов должны иметь защитные или защитно-декоративные покрытия. То есть должны быть закрыты кромкой или иными покрытиями. Представьте себе класс с первоклашками, которых по аналогии с газовыми камерами нацистов в «лагерях смерти» такой «производитель» поставил на кон в погоне за наживой. И это самое малое, а ведь многие не имеют представления об устойчивости мебельных конструкций, их долговечности и других конструктивно-технических особенностях. Конечно, я немного отошел от темы вопроса, так как это интересует не всех, но статус «отечественный производитель» – это не только какие-то преференции от государства, но и большая ответственность. При этом, когда начинаешь показывать на совершенные ошибки, это воспринимается весьма агрессивно и трактуется предпринимателем, как создание препятствий в деятельности. Поэтому большинство жалоб на нас такого характера остается без рассмотрения заинтересованными органами, как безосновательные. На второе место я бы поставил отсутствие «культуры мебельного потребления». Это возникло не сейчас, а имеет долгую историю, когда государство пошло на отмену твердых норм в стандартах качества и производства. Так называемые ТУ (технические условия) предприятий снизили планку качества производимых в Казахстане изделий. Хотя в свое время мебель наших фабрик из Павлодара, Караганды и Алматы высоко ценилась на рынке СССР. Вследствие чего на снижение качества потребитель адекватно реагирует снижением доверия к отечественному продукту. И я думаю, уйдет много лет, пока мы это доверие вернем. При этом никакие единичные факты поставок нашей мебели за рубеж, а такие прецеденты есть, не смогут вернуть это доверие сегодня без консолидированных действий бизнеса и государства в целом.

А какие преимущества сегодня статус ОТП – отечественного товаропроизводителя – для производителя мебели в Казахстане все-таки предполагает? Есть ли смысл что-то производить, если легче завозить готовое и быть в плюсе?

Для начала предлагаю разобраться в понятии, кто такой отечественный товаропроизводитель. Это производитель, инвестировавший определенные средства в создание и развитие производства, то есть инвестор, вложивший свои денежные, интеллектуальные и трудовые ресурсы в создание определенного производства. Он оплачивает налоги, создает рабочие места и несет социальную ответственность перед своими работниками. Сегодняшний производитель мебели в Казахстане – это более 1400 официально зарегистрированных предприятий, и, как я говорил ранее, это такой сборный разносторонний персонаж, от производителя, имеющего в своем штате несколько человек и осуществляющего сборку мебели на старом оборудовании в помещениях, зачастую не предназначенных для этого (гараж, частные дома, сарай, складские помещения и прочее), до производителя, имеющего в своем составе высококвалифицированный, обученный персонал, современное или модернизированное оборудование с применением новейших технологий производства. Как результат – качество продукции, изготовленной такими производителями с применением технологических процессов и контроля качества, которое будет иметь отличие от продукции, произведенной мелкими производителями. Конечно, потенциал отечественных производителей мебели значительно отличается от российского производителя производственными мощностями, что, соответственно, отражается на себестоимости продукции. Также не секрет что репутация мебельной продукции отечественного производства, так сказать, «подмочена» поставками продукции, не отвечающей установленным требованиям по качеству и безопасности, отсутствием гарантий и прочих сопутствующих услуг. Но перед ассоциацией поставлена цель развития отечественного производства мебели с дальнейшим выходом продукции на рынки других государств. В качестве преимущества статуса отечественного производителя можно назвать приоритет при государственных закупках и закупках квазигосударственного сектора, то есть производитель, подтвердивший свой статус путем получения индустриального сертификата, получает право первоочередного участия в закупках, объявленных среди отечественных производителей. В последующем если такие закупки будут признаны несостоявшимися, то они будут проведены на общих основаниях среди всех поставщиков, независимо от статуса производителя или поставщика. До 1 января 2016 года статус отечественного производителя товаров давал более широкий спектр преимуществ при участии в государственных закупках. При этом получение ИС осуществляется в соответствии с требованиями по выдаче, утвержденными Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен», соответствие которым могут подтвердить не все действующие производители мебели. В этой связи легче всего отказаться от собственного производства и завозить готовую импортную продукцию, при этом не неся расходов на производство, создание рабочих мест и прочее. Но не стоит забывать, что при таком раскладе будут созданы риски угрозы национальной безопасности для всей мебельной отрасли, поскольку производители вынуждены будут закрывать производство и тем самым сокращать рабочие места.

Поговорим о недавних обвинениях, которые были озвучены в ваш адрес: прозвучала информация о том, что ассоциация создает монополию в сегменте и лоббирует интересы определенных компаний при проведении тех же тендеров. Говорят, что даже коллективные письма готовятся от тех предпринимателей, которых не устраивает такое положение дел…

В рамках интеграционных процессов ЕАЭС, в которые вовлечен Казахстан, были приняты обязательства по предоставлению доступа на рынок государственных закупок поставщиков всех стран – участников ЕАЭС. В настоящее время в целях защиты внутреннего рынка в системе государственных закупок был внедрен способ закупки через конкурс с предварительным квалификационным отбором среди потенциальных поставщиков, обладающих индустриальным сертификатом. Выдачей ИС занимается Национальная палата предпринимателей «Атамекен» на основе экспертных заключений, выдаваемых экспертами ассоциации и ОПС (орган, подтверждающий соответствие). Экспертные заключения подготавливаются на основе непосредственного аудита производственных мощностей претендента на получение ИС, то есть экспертом осуществляется выезд на само предприятие, осматривается наличие технологической документации, оборудования, наличия квалифицированной рабочей силы и прочее. В действительности на сегодняшний день есть определенные проблемы, с которыми сталкиваются производители при подаче заявлений на получение индустриального сертификата. Это отсутствие элементарного понимания, что для организации производства во всем цивилизованном мире приняты и необходимы следующие критерии: соответствующее производственное помещение; станки и оборудование для производства мебели, хотя бы минимальный уровень механизации технологических процессов; наличие конструкторско-технической документации, разработанной на основании техпроцесса и соответствующих стандартов; наличие компетенций и навыков у персонала; минимальная материальная и финансовая устойчивость предприятий.

Также имела место очередность поданных заявок на получение ИС, поскольку, как инструмент в государственных закупках, он был внедрен с 1 июля 2019 года, и с этого момента поставщики, не являющиеся производителями, были отстранены от участия в таких закупках. Это создало определенный ажиотаж среди них, но на сегодняшний день большинство спроса удовлетворено экспертами ассоциации. Более того, производители, получившие ИС, которые ранее не имели возможностей в силу различных причин получать государственные заказы, в том числе из-за наличия большого количества различных категорий поставщиков на рынке, сегодня могут беспрепятственно принимать участие в них и, соответственно, побеждать. Это послужило причиной того, что недовольные поставщики, чаще всего не являющиеся производителями, лишенные источника определенного дохода в виде государственных закупок, хотят весь свой негатив вылить на ассоциацию как на виновника всего положения, при этом не заботясь о самом производстве, его развитии и соответствии установленным требованиям и стандартам. Кроме того, зачастую так называемые авторы «коллективных писем» преследуют краткосрочные и узкие цели, а также не принимают участия в обсуждении разрабатываемых государственными органами изменениях и дополнениях нормативных актов, регулирующих деятельность всей мебельной отрасли, направленных на предоставление преференций для реальных производителей. Более того, многие из них так и не обращались за получением ИС ни к нам, ни в НПП, заведомо зная, что, не имея производства, невозможно его получить. Хотелось бы отметить, что не все предприятия из получивших ИС являются членами ассоциации, но в большинстве своем это компании, полностью отвечающие вышеназванным критериям производственных предприятий. Поэтому однозначно мы готовы подтвердить слова наших оппонентов, да – мы лоббируем интересы отдельных компаний, которые обладают достаточными возможностями соответствовать требованиям добросовестного бизнеса, имеющих реальным производством, создающих рабочие места и платящих налоги.

Вы, думаю, со мной согласитесь, что сейчас совсем не время для внутренних конфликтов, о чем бы мы ни говорили и в каких масштабах. Каким будет развитие этой ситуации? Может быть, стоит сесть за стол переговоров? Как часто участники рынка не поддерживают какие-либо ваши действия, решения? И насколько эти решения по-настоящему отражают их нужды и чаяния, скажем так?

Могу вас заверить, что ассоциацией на постоянной основе ведется работа по снижению напряженности не только в вопросе выдачи ИС, но и по другим проблемным вопросам. Данная работа проводится для большего охвата, в том числе и в социальных сетях путем сбора предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан о государственных закупках. Мы открыты в этом направлении для всех производителей страны, которые неравнодушны к текущему положению дел в мебельной отрасли и готовы к конструктивной критике, а не голословным обвинениям. Но, как я уже отмечал ранее, мало документально подтвержденных фактов каких-то злоупотреблений с нашей стороны, скорее всего, это недопонимание, что жизнь изменилась и время «легких денег» прошло. Не вкладывая в производство, используя «серые схемы и прокладки», «заточки», «позвоночное право», невозможно построить новые предприятия, развить отрасль. Последние примеры таких публичных обвинений показывают, что, даже не участвуя в процессе закупок, у нас появляются «эксперты», которые считают, что имеют определенное право на «авторитетное мнение» по данному вопросу. Кто мешает им подать заявку и пройти процесс отбора в НПП, пригласить отраслевого эксперта и смело показать свое предприятие? Да, у нас в стране много предприятий, которые хотели бы развиваться в цивилизованном русле, но, несмотря на многочисленные программы господдержки, не имеют на это возможности и средств. И это мы понимаем, что, кроме нас, эти вопросы никто не решит, поэтому ассоциацией выработаны и направлены в уполномоченные государственные органы предложения по урегулированию вопроса участия в процессе государственных закупок потенциальных поставщиков, не обладающих ИС. Так, согласно нашим предложениям при государственных закупках до 100 МРП (277 800 тенге) требование о наличии у потенциального поставщика ИС не будет являться обязательным, что должно позволить участвовать в закупках большому кругу поставщиков. Это также позволит данной категории производителей накопить определенные средства для модернизации производства, улучшения условий труда и других мероприятий для развития бизнеса. Есть много предприятий, которых рынок государственных закупок не интересует, так как их основной потребитель – население. И по ним мы проводим определенные мероприятия, в том числе направленные на стимулирование покупательской способности населения через льготное кредитование на покупку отечественной мебели по аналогии с автокредитованием. Все эти предложения находятся на рассмотрении уполномоченных органов и организаций. Но, как показывает практика, большинство предпринимателей инертны и безынициативны и пока не представляют перспектив организованной работы. Многие считают, что государство должно решать за них, при этом не прилагая никаких усилий со своей стороны.

Канат, как обстоят сегодня дела в регионах? Иногда ведь именно там можно встретить этакие самородки на рынке мебели, когда небольшие цеха производят роскошную мебель и по приемлемым ценам, при этом не обижаясь на государство или профильные союзы...

Вы знаете, имея опыт общения с зарубежными производителями, я с гордостью могу сказать, что наши ничем не хуже их. Но, как я указывал ранее, умение подать себя, создать продукт, который мог бы удивить, – это, конечно, подвластно не всем. Лично я могу отметить несколько компаний, которые имеют стабильных потребителей как у нас на родине, так и за рубежом. У многих на слуху компания Moon Company, мебельная фабрика CARA hardwood из Алматы, уральские производители «Квант» и Apriori, павлодарская Troy. Это очень тяжелый труд, и наши итальянские коллеги высказали мнение о возможности представления наших производителей на Миланской выставке, это своеобразный «Оскар», но, к сожалению, не многие у нас могут дотянуть до требуемых международных стандартов. Также на сегодня заметна тенденция создания «модной» мебели на предприятиях, ранее занимавшихся производством металлоконструкций, окон и дверей и других не свойственных для мебельного рынка производств. Рынок требует свое, и это, я считаю, вполне естественно. Но изделия, созданные по индивидуальным заказам, если они есть по ТУ предприятий, могут нести определенные риски по безопасности и качеству. Это творчество, и его ограничивать не в нашей компетенции, но, думаю, как в любом цивилизованном обществе, производитель должен добровольно пройти сертификацию соответствия или безопасности произведенной мебели.

Есть ли у ассоциации план действий на ближайшее время? Можете озвучить, над чем будете работать, над какими решениями? Что думаете о прогнозируемой новой волне коронавируса, а значит, о новом витке препятствий для отечественной экономики

Планы ассоциации на ближайшее время, как и у всего предпринимательского сообщества страны, – выстоять в новых условиях, а именно сохранить достигнутые результаты и в дальнейшем развиивать отрасль, поднимать статус отечественного продукта. Наращивание потенциала производства, выход на новые рынки, поддержка эффективных преобразований в отрасли и, как мы указывали ранее, развитие культуры производства и потребления – обо всем этом мы сегодня думаем. Новые реалии сегодняшнего дня в условиях мировой пандемии, безусловно, подчеркивают важность данных постулатов. Несмотря на трудности, мы готовы к новым вызовам, ведь слоган нашей ассоциации – «Вместе мы сильнее!».

Мадина Ерик


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Пластиковым отходам, не подлежащим вторичной переработке, в Костанае нашли применение

Карантин пустил дело в «хвосты».

06 Сентябрь 2020 08:38 2928

Фото: Татьяна Шестакова

Одна из крупнейших компаний по сбору пластиковых отходов в Костанайской области в карантин ежедневно получала до 250 кубов пластикового мусора через 1800 сеток для сбора пластика в Костанае, Рудном, Тоболе, поселках Костанайского района – Заречный и Мичурино. По сравнению с летом 2019 года суточный сбор увеличился примерно на 30-40%. Аналогично выросли объемы поступления бумаги, картона и стекла. Предприниматели считают, что это связано с ростом потребления из-за карантинных ограничений. Люди стали больше тратить на продукты питания и напитки.

Параллельно сборщики вторсырья столкнулись с тем, что большая часть перерабатывающих предприятий приостановила свою работу. К примеру, партнеры из Северо-Казахстанской области значительно сократили объем приема пластика. АО «Казахстан Кагазы» на несколько месяцев простаивало. Аналогичные ограничения в работе коснулись российских переработчиков вторсырья. Возобновление активной работы в Казахстане началось в августе, в России примерно тремя неделями ранее.

Эти изменения рынка вторсырья заставили предпринимателей искать новые пути реализации «продукции». Часть тех компаний, что долгое время занимались лишь сбором и сортировкой отходов, закупили небольшие линии по их переработке. В сентябре в Костанае запустили в работу линии по производству песчано-полимерной плитки. По словам предпринимателей,  этот товар в строительный период пользуется большим спросом среди населения.

Анализ рынка показал, что песчано-полимерная плитка в Костанайской области представлена относительно слабо. В основном тротуарную плитку (брусчатку) производят из бетона. Таких производств в регионе множество. Это и крупные комбинаты ЖБИ (железобетонных изделий) и малые линии, принадлежащие ИП. И если брусчатка стоит от 1000 тенге за один квадратный метр, то полимерпесчанная – в районе 2500-3000 тенге.

Однако относительно высокая цена на эту продукцию не останавливает владельцев линий по производству полимерпесчаных изделий. Сборщики вторсырья отмечают, что около 5% всего объема пластика – это «хвосты», то есть не идущий на вторичную переработку пластик. Чаще эти отходы все же продают. Сегодня цена килограмма – в районе 50 тенге. Есть и другой вариант – «хвосты» отправляют на захоронение на полигоны ТБО, что влечет дополнительные расходы. Переработанные в полимерпесчанное изделие «хвосты» дорожают в шесть раз.

«В составе полимерпесчаных изделий 70% песка и 30% пластика. Сам процесс производства довольно простой – сырой чистый песок сушим, смешиваем с пластиком, перемешиваем и нагреваем до образования однородной массы. Горячую смесь, температура которой около 170 градусов по Цельсию и отправляем в пресс. Учитывая, что к нам ежедневно поступает довольно большой объем пластика,  мы можем без перерыва, в случае высокого спроса, производить тротуарную плитку. Сырья для этого хватит. Зимой можно работать и на склад», – отметил директор ТОО «Атамекен 4+» Максим Климентьев.  

Дефицит сырья – это та проблема, с которой сталкивались многие переработчики пластика в Костанайской области. Часть производств открывалась при полигонах в городах и районах области. Многие из них уже давно не функционируют. Сегодня практически все вторсырье костанайские сборщики отходов направляют за пределы региона. Единственная линия по переработке пластика, до недавних пор функционирующая в Костанае – небольшой цех по производству полимерпесчаных колодезных люков на базе ТОО «Тазалык – 2012». Эта компания занимается сбором и вывозом отходов и имеет более 160 тыс. договоров с жителями областного центра. В качестве проблемных производители называли сложности со сбытом своей продукции.

Ждут сборщики вторсырья и роста цены. Весной 2018 года она была в два раза выше сегодняшней. Тогда, говорят предприниматели, вторсырье действительно было переоценено. Сегодня многие ждут отката ценника к уровню весны 2018-го. Учитывая господдержку в виде субсидий со стороны «Оператора РОП» за поставку определенных договором с переработчиком фракций отходов. По подсчетам костанайских поставщиков сырья эти выплаты компенсируют расходы на логистику. Ведь ранее вести макулатуру в Алматы было невыгодно именно из-за транспортных расходов.

Татьяна Шестакова


Подпишитесь на наш канал Telegram!