RU KZ
В Казахстане созданы светофоры на солнечных батареях

В Казахстане созданы светофоры на солнечных батареях

13:11 18 Ноябрь 2015 2913

Автор:

Предприятие «Светоком» из Актюбинска разработало и реализовало такие сигнальные установки для пешеходных переходов в родном городе и в Караганде

С учетом погодных условий в регионах страны дальнейшее развитие данного направления пока в планах. Портал abctv.kz решил узнать, чем сегодня живет ТОО «Светоком», с какими сложностями сталкивается в кризисный период и как их решает.

- Наш директор Иван Кисельников разрабатывал в свое время рентгеновские аппараты на заводе «Актобе рентген». И когда в очередной раз нужно было заменить лампу накаливания на рентгеновском аппарате, он решил поставить вместо нее уже набиравшие в то время популярность светодиоды, – рассказывает предысторию компании ведущий специалист по внешнеэкономическим связям компании Надежда Чернышева. – Параллельно у нашего руководителя возникла идея, что в светофорах тоже можно заменить лампы накаливания на современные светодиоды. Тем более, на тот момент завод «Актобе рентген» как раз занимался разработкой светофорного оборудования. Впоследствии это направление отделилось, и в 2001 году было зарегистрировано ТОО «Светоком».

Отметим, что сегодня предприятие – единственный производитель светофорного оборудования на отечественном рынке. И если в начале пути компания выпускала всего три вида продукции – транспортные светофоры диаметром 200 и 300 миллиметров, а также пешеходные, то к настоящему времени в ассортименте свыше 20 видов продукции. Кроме того, «Светоком» производит дополнительное оборудование, в том числе синхронно-звуковые устройства для инвалидов (речевые информаторы), которые устанавливаются на пешеходных переходах.

В прошлом году предприятие изготовило 1500 светофоров, причем доля казахстанского содержания при изготовлении всего оборудования составляет более 60%.

- Большую часть комплектующих мы изготавливаем сами на своем предприятии. Пайка деталей осуществляется также в условиях нашего цеха, то есть мы ведем производство с нулевого цикла до конечной продукции. У нас работают конструкторы, разрабатывающие плату и другие элементы для светофорного оборудования. На заводе «Актобе рентген» заказываем изготовление деталей. Здесь установлены специальные станки, на которых можно вырезать детали и сразу же покрывать их полимерной краской. Из импортного закупаем только светодиоды – в Тайване, – подчеркивает представитель «Светокома».

Кстати, и на первоначальном этапе, и сегодня предприятие работает исключительно за счет собственных средств. Стоимость стандартного светофора – 74 тысячи тенге, включая доставку до станции получателя внутри Казахстана. Сейчас светофоры от отечественного производителя исправно несут службу в Актау, где практически 100% трех- и двухцветных установок – от «Светокома», а также в Мангистауской области, Актюбинске, Усть-Каменогорске, Шымкенте, Талдыкоргане. Срок эксплуатации светодиодов, установленных в светофорах, составляет 100 тысяч часов, самих светофоров – более 10 лет.

- Мы поставляли светофоры во все города страны, кроме Павлодара, Астаны и Алматы. А после установки плоских белорусских светофоров в Костанае жители соседнего Аркалыка захотели такие же и обратились к нам. Специально для них наше предприятие сконструировало идентичное оборудование. Аркалык потом закупал наши светофоры два года подряд. Все наши установки до сих пор работают, и замена их не планируется. А в текущем году мы вышли на экспорт – поставили в Кыргызстан продукцию на 16 тысяч долларов, – сообщила Надежда Чернышева. 

Но, как и любое предприятие, особенно в нынешних условиях, «Светоком» не минули трудности кризисного периода.

- Если в 2014 году наблюдался рост заказов, и наше предприятие дополнительно расширяло штат (в среднем у нас 20 постоянных рабочих мест), то в этом году число заказов упало на 40 процентов. Однако ни один наш работник не был отправлен в отпуск без содержания, на производстве не было никаких сокращений, – отметила собеседница Atameken.info.

Еще одна проблема, с которой сталкивается компания, – участие в тендерах.

- Закуп светофорного оборудования, к сожалению, законодательно не регулируется. И в тендерах наши заявки включаются не в категорию «поставка оборудования», а его установка. В тех же тендерах на ремонт дорог включается установка светофоров. И хотя в проектно-сметную документацию закладывают наше оборудование – то есть проектировщики запрашивают наши сертификаты, коммерческое предложение, в результате победитель тендера закупает то, что хочет, например, подешевле. Были случаи, что с нашими документами компании участвовали в тендерах, получали условную скидку, а потом пропадали, – описывает ситуацию Надежда Чернышева. – При этом они заключали с нашим предприятием не просто договоры о намерении, а договоры на поставку оборудования. Звонишь им, задаешь резонный вопрос, когда будем реализовывать договор, и слышишь в ответ: «А мы уже российское купили»… Хотя наша цена абсолютна конкурентоспособна, если заказчик просит – мы предоставляем скидки. Особенно сложно нам в этом году из-за падения российского рубя, на фоне которого наши цены кажутся очень высокими. Чтобы не терять заказчиков, мы где-то жертвовали прибылью, значительно снижали стоимость оборудования. И по факту российские аналоги порой обходились клиентам дороже.

Между тем, казахстанские светофоры имеют ряд преимуществ перед зарубежными аналогами, поясняет наша собеседница:

- Одно из конкурентных отличий нашей продукции – корпуса светофоров. Мы используем корпус толщиной 60 миллиметров. Россияне изготавливают такие же, но уже по новой технологии, и в итоге выставляют светофоры под маркой современного дизайна, что, разумеется, сказывается на цене, которая автоматически повышается в два раза. При этом средняя толщина корпуса российских светофоров – 240 мм, это такие бандуры, стоящие на дорогах. Такие сигнальные установки можно видеть в Беларуси.

Еще одно отличие светофора made in Kazakhstan – угол рассеивания светодиодов.

- У наших сфеторов он составляет 30 градусов против стандартных 20. Если дорога широкополосная и на светофоре установлены бленды – козырьки, то с крайних полос сигнал может быть виден нечетко. А 30-градусные светофоры рассеивают свет дальше стандартных, за счет чего сигнал виден лучше. Плюс постоянно увеличивающаяся яркость светодиодов, которые мы используем, – от 8 до 16 тысяч кандел. Кроме того, мы используем питание, которое сверхбезопасно для обслуживающих организаций – вместо традиционных 220 вольт – 24. И если на российских светофорах перегорают блоки питания, установленные в самом корпусе, и для замены блока нужно гонять автовышку к каждому светофору, то в наших светофорах ремонтировать нечего, поскольку в нем установлена только плата, на которую напаяны светодиоды. Один мощный блок питания мы ставим в контролер, который может находиться на уровне роста человека. И заморочек с тем, чтобы подать питание на перекрестке, с нашими «трехглазыми» не возникает. А еще наш контроллер преобразует для светофоров 220 вольт в 24, то есть это еще и энергосбережение, столь актуальное для нашего времени, – сказала в заключение Надежда Чернышева. 

Адель Нуреева