В Казахстане вырос объем безналичных платежей

8747

Более 80% безналичных платежей было проведено через интернет и мобильный банкинг.

В Казахстане вырос объем безналичных платежей

На 1 октября текущего года в Казахстане находилось в обращении 44,3 млн платежных карточек – на 44,9% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года, сообщает портал ranking.kz. Количество держателей карт составило 37,2 млн. В среднем каждый взрослый казахстанец является держателем примерно трех платежных карточек. Рынок платежных карт сегодня – один из наиболее динамично развивающихся сегментов, играющих ключевую роль в обеспечении эффективного обслуживания финансовой системы и реального сектора экономики.

Если раньше большинство потребителей использовали платежную карточку исключительно для получения зарплаты, то сейчас карты являются основным инструментом проведения розничных безналичных платежей. Последние три года количество карт, находящихся в обращении на территории РК, растет в среднем на 35% в год. За последние пять лет их количество увеличилось более чем в 2,5 раза.

Эмитенты платежных карт в Казахстане – 21 банк и АО "Казпочта". Банковский сектор всегда был ориентирован на применение инноваций и современных технологий. Процессы автоматизации приблизили банки к моменту, когда главными каналами взаимодействия с их клиентами стали интернет и мобильные коммуникации.

За январь-сентябрь текущего года держателями платежных карточек проведено около 1,8 млрд безналичных операций на сумму 22,3 трлн тг, что в 8 раз превышает количество операций по снятию наличных денег, проведенных за этот же промежуток времени.

В целом за последние годы объем безналичных платежей растет довольно быстрыми темпами. Так, по итогам девяти месяцев текущего года безналичные платежи выросли в 2,7 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Последние пять лет объем растет в среднем в 2 раза в год. Динамичный рост объема безналичных платежей в стране обусловлен налаживанием инфраструктуры торговых POS-терминалов, выходом на рынки Казахстана Apple Pay и Samsung Pay, стимулированием банками клиентов через бонусы и кешбэки, а также активным использованием безналичной оплаты во всех видах общественного транспорта.

Одним из драйверов роста объема безналичных платежей в текущем году также стала пандемия коронавируса COVID-19. В условиях строгих ограничительных карантинных мер важность приобретает оплата товаров и услуг онлайн-способом. Основная доля безналичных операций в Казахстане в текущем году была осуществлена электронным способом через интернет- и мобильный банкинг: 81%, или 18,1 трлн тг. На сегодня уже 20 БВУ РК имеют сервисы мобильного банкинга. В свою очередь, количество пользователей интернет- и мобильного банкинга в стране увеличилось за год на 52% и составило 27 млн. Тем временем количество активных пользователей выросло за год в 2 раза.

В целом за последние два года количество транзакций за один день в формате цифрового банкинга увеличилось в 7,6 раза, а сумма транзакций – в 9 раз. Таким образом, уже можно говорить о цифровом прорыве и принципиально новом уровне использования цифровых финансовых услуг в стране.

На технологическое развитие финансового рынка Казахстана заметное влияние оказывают меры, предпринимаемые правительством страны и Национальным Банком РК.

НБ РК активно стимулирует развитие безналичных платежей и снижение наличного оборота. В частности, была проведена работа по построению и развитию системы мобильных платежей для создания альтернативной возможности проведения оплаты в онлайн-режиме с использованием любых инструментов – платежных карточек, электронных денег или с банковского счета – по выбору клиента.

Кроме того, в рамках стимулирования развития бесконтактных платежей Национальный Банк Республики Казахстан, опираясь на опыт стран Европы, реализовал мероприятия по повышению лимита суммы операции, возможной к проведению без введения PIN-кода. Эта мера окажет положительное влияние на дальнейшее развитие системы безналичных платежей.

С 1 октября 2020 года НБ РК запустил в промышленную эксплуатацию сервис удаленной биометрической идентификации для получения финансовых услуг. Сервис предусматривает возможность получения финансовых услуг без физического посещения финансовой организации, с применением технологии "распознавания лица". Удаленная биометрическая идентификация позволяет участникам финансового рынка дистанционно идентифицировать клиентов и оказывать им такие услуги, как открытие банковских счетов и депозитов, выпуск платежных карточек, кредитование. Сервис доступен как банкам, так и страховым компаниям, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, платежным и микрофинансовым организациям. Система была запущена в пилотном режиме в апреле текущего года. За это время сервис позволил 11 банкам второго уровня оказать населению 2,8 млн банковских услуг.

Сегодня дистанционное открытие банковских счетов уже осуществляют 13 банков, на которых приходится 99% банковских счетов физических лиц. 90% банков предоставляют услуги через интернет- и мобильный банкинг.

В целом, динамичный рост количества платежных карточек и объема безналичных платежей, увеличение числа пользователей интернет-банкинга, реализация проектов биометрической идентификации, а также действующая законодательная база говорят о соответствии развития рынка платежных карточек РК общемировому позитивному тренду.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться