На брифинге в "Самрук-Казына" заместитель генерального директора ТОО "КТЖ – Грузовые перевозки" Канат Кобесов рассказал, что значительная часть твердого топлива за девять месяцев ушла на ТЭЦ Казахстана, передает inbusiness.kz.
В полном объеме
По словам Кобесова, отгрузки на ТЭЦ составили около 47,4 млн тонн угля. Для коммунально-бытовых нужд населения было отгружено 6,1 млн тонн. Это 90% от плана, который не был выполнен, поскольку из южных регионов только начали поступать заявки на поставки твердого топлива.
"Северные регионы Казахстана обеспечены коммунально-бытовым углем в полном объеме", – подчеркнул Канат Кобесов.
В частности, общая погрузка угля за сентябрь составила 8,8 млн тонн. При этом "КТЖ – Грузовые перевозки" отработали план с увеличением на 150,8 тыс. тонн, или больше на 1,7% к плану. Для внутренних потребителей страны погрузка составила 6,1 млн тонн. Это на 7,7% больше в сравнении с планом, а с прошлым годом – на 5,4%.
На ТЭЦ республики ушло 5 млн тонн твердого топлива, что опять же выше плана на 13%, а к прошлому году – на 8,5%. По состоянию на 5 октября действующие в стране 28 ТЭЦ обеспечены углем в объеме 3,7 млн тонн. Созданы неснижаемый остаток твердого топлива и нормативные запасы твердого топлива. Кроме того, говорит Канат Кобесов, работа по погрузке угля в адрес ТЭЦ находится на ежесуточном контроле, организованы кольцевые маршруты, а обеспечение грузовыми вагонами проводится на должном уровне.
Погрузка угля для коммунально-бытовых нужд населения в сентябре составила 1,1 млн тонн и выполнена на 88,4%, опять же по причине того, что население с юга подает заявки только сейчас.
"Основные угольные разрезы находятся в Павлодарской области – "Богатырь Комир", ЕЭК, "МайкубенВест", в Карагандинской области – "АрселорМиттал Темиртау", "Шубарколь Комир", "КазахмысКоал", в Восточно-Казахстанской области – ТОО "Востокугольпром". Региональные отделения грузовых перевозок находятся в постоянном оперативном взаимодействии с этими разрезами, – говорит г-н Кобесов. – В сравнении с прошлым годом также наблюдается увеличение погрузки на 315,1 тыс. тонн, или 3,7% к плану. Можно констатировать, что потребности в угле в 2021 году по Казахстану возросли".
Уголь на экспорт
В страны СНГ экспортировано 2,7 млн тонн. За сентябрь этот показатель выполнен на 90,5%, то есть меньше на 286,6 тыс. тонн. Отставание экспортной погрузки связано с отказом российских портов в приеме казахстанского угля из-за загруженности портовой инфраструктуры. По данным Каната Кобесова, в сентябре РЖД отклонили 857,8 тыс. тонн угля из Казахстана. При этом текущий экспорт твердого топлива выше показателей 2020 года.
Канат Кобесов также прояснил ситуацию и насчет парка грузовых вагонов под уголь. По его данным, сейчас на территории Казахстана задействовано более 64 тыс. полувагонов различных форм собственности, при этом 35 тысяч, или 55% парка, задействованы в перевозке угля. КТЖ задействовала вагоны дочерней организации АО "Казтемиртранс" (КТТ) в объеме порядка 70% от общего количества полувагонов. Всего у "Казтемиртранса" 22 746 полувагонов, из них под уголь – 13 238 вагонов, или 66%.
Участие других собственников полувагонов распределилось так, что у собственников Казахстана – 24 152 полувагона, у собственников стран СНГ – 14 602 полувагона.
По словам Каната Кобесова, на сегодняшний день достаточно парка полувагонов, находящего на сети железных дорог Казахстана. Он отметил, что накануне отопительного сезона с июля в центральном аппарате ТОО "КТЖ – Грузовые перевозки" функционирует штаб по перевозке угля, а в его региональных филиалах – оперативные мониторинговые группы, которые следят, какие есть проблемы на подъездных путях получателей угля для населения.
Надо быть расторопней
Вместе с тем Канат Кобесов высказал замечания в адрес грузоотправителей угля. Например, на ТОО "Востокугольпром" оборот вагонов на подъездных путях при норме 15,6 часа составляет 18 часов. При среднесуточной подаче 245 полувагонов "Казтемиртранса" погрузка составила в среднем в сутки 277 единиц. То есть 18 вагонов в среднем недогружено, или 1260 тонн угля в сутки. На АО "Шубарколь Комир" оборот вагонов в подъездных путях при норме 24 часа фактически составляет 36 часов. При подаче в среднем за сутки 289 полувагонов КТТ погрузка составила в среднем за сутки 221 полувагон. То есть в среднем за сутки недогружено 68 вагонов, и упущенная выгода составила 143 тыс. тонн по итогам месяца. При подаче в среднем за сутки 289 полувагонов КТТ погрузка составила в среднем за сутки 221 полувагон. То есть в среднем за сутки недогружено 68 вагонов, и упущенная выгода составила 143 тыс. тонн по итогам месяца).
По мнению Каната Кобесова, угольным разрезам необходимо провести работу по соблюдению норм погрузки угля на собственных тупиках. Также он отметил, что в текущем периоде на железной дороге не было повышения тарифов за перевозку угля и изменений не планируется до конца года. К слову, заметил он, тарифы на перевозку угля в сравнении с другими массовыми грузами является самыми низкими. Они ниже в пять раз, чем при перевозке черных металлов, лома черных металлов – в четыре раза, лесных грузов – в 2,5 раза. При этом, говорит г-н Кобесов, доля транспортных расходов при перевозке угля во внутриреспубликанском сообщении составляет в среднем 8%. На долю сервисных вагонных компаний приходится 10-12%, а оставшаяся доля в 80% – это доходы угольных разрезов и трейдеров.
Ольга Ушакова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!