/img/tv1.svg
RU KZ
В Казахстане за полгода 2020 года автомобильным транспортом перевезено порядка 1,4 млрд тонн груза

В Казахстане за полгода 2020 года автомобильным транспортом перевезено порядка 1,4 млрд тонн груза

Пандемия и карантинные мероприятия в Казахстане не повлияли на доходы от перевозки грузов автомобильным транспортом, несмотря на снижение общих объемов перевозок, которые связаны с понижением деловой активности и сокращением географии поставок грузов.

11:48 06 Август 2020 3365

В Казахстане за полгода 2020 года автомобильным транспортом перевезено порядка 1,4 млрд тонн груза

Автор:

По данным министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, за шесть месяцев т. г. доход от грузоперевозок автомобильным транспортом составил 80,3 млрд тг, что на 7% больше по сравнению с прошлым годом (74,7 млрд. тг), сообщает сайт премьер-министра РК.

«За шесть месяцев т. г. автомобильным транспортом перевезено порядка 1,4 млрд тонн груза, что на 10% меньше по сравнению с прошлым годом (1,57 млрд тонн). За шесть месяцев т. г. грузооборот автомобильным транспортом составил 69,5 млрд тонн, что на 14% меньше по сравнению с прошлым годом (80,5 млрд тонн)», – говорится в сообщении.   

В целях оказания государственной поддержки деятельность грузового и автомобильного транспорта освобождена от налогов и обязательных платежей фонда оплаты труда.

Кроме того, в рамках восстановления экономического роста до конца 2020 года проводится работа по обеспечению освобождения операторов международных автомобильных перевозок от утилизационного сбора и сбора за первичную регистрацию для седельных тягачей.

В частности, в Налоговый кодекс РК внесены поправки в части освобождения от уплаты сбора за первичную регистрацию для седельных тягачей, задействованных на международных перевозках грузов. Касательно вопроса освобождения от утилизационного сбора ведется работа по обеспечению внесения соответствующих поправок в приказ министра энергетики РК.

За полгода железнодорожным транспортом перевезено 196,6 млн тонн, что больше на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Во время пандемии грузоперевозки осуществлялись в штатном режиме. 

Так, в соответствии с решением госкомиссии по обеспечению режима ЧП, а также в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции из 157 пар поездов отменены курсирования 129 пар поездов (28 пар поездов для путевого хозяйства).

13 мая т.г. на заседании межведомственной комиссии принято решение о возобновлении курсирования поездов внутри страны с соблюдением противоэпидемиологических мер. В целом с 1 июня т. г. возобновлено курсирование 93 пар поездов внутри страны. Возобновление 36 межгосударственных поездов будет осуществлено после открытия государственной границы.

При этом в связи с отсутствием спроса на некоторые направления с 1 июля т. г. временно приостановлено курсирование трех коммерческих поездов «Тальго» (Уральск – Нур-Султан, Атырау – Нур-Султан, Алматы – Нур-Султан).

2 июля т. г. на заседании госкомиссии по восстановлению роста экономики принято решение об ограничении пассажирских перевозок ж/д транспортом. В целом временно приостановлено курсирование 35 пар поездов.

Справочно:

  • с 5 июля т.г. временно приостановлено курсирование 25 пригородных поездов и одного межобластного поезда;
  • с 8 июля т. г. по инициативе акимата Атырауской области временно приостановлено курсирование пяти пар поездов (Актобе – Атырау, Атырау – Алматы, Атырау – Мангистау, Атырау – Алматы, Атырау – Нур-Султан);
  • с 10 июля т. г. временно приостановлено курсирование четырех пар поездов назначением/формированием по ст. Мангистау ( Мангистау – Нур-Султан, Мангистау – Алматы, Мангистау – Актобе, Мангистау – Бейнеу).

Также сокращена периодичность курсирования четырех пар поездов «Тулпар Тальго» (Алматы – Нур-Султан, Алматы – Павлодар, Нур-Султан – Оскемен, Нур-Султан – Достык).

В настоящее время внутри республики с соблюдением эпидемиологических мер курсируют 55 пар поездов. Возобновление курсирования временно приостановленных поездов будет осуществлено по мере улучшения эпидемиологической ситуации в соответствии с решением межведомственной комиссии по согласованию с местными исполнительными органами.

В частности, в настоящее время временно закрыты 12 автомобильных пунктов пропуска (РФ – 10, Узбекистан – 2) до улучшения санитарно эпидемиологической ситуации.

Также, согласно порядку пересечения государственной границы РК на период карантинных ограничений допускается пересечение не более двух водителей на одно грузовое транспортное средство, осуществляющее международные грузовые перевозки, а также владельцев грузов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, при представлении документов, подтверждающих сельскохозяйственную деятельность. 

Вместе с тем за шесть месяцев т. г. автомобильным транспортом перевезено порядка 6,5 млрд пассажиров, что на 43% меньше по сравнению с прошлым годом (11,4 млрд чел.). Железнодорожным транспортом за полгода перевезено 5877 тыс. человек, показатель снизился на 44,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Доход от перевозок пассажиров автомобильным транспортом составил 34 млрд тг, что на 33% меньше по сравнению с прошлым годом (50,9 млрд тг). Снижение доходов от перевозки пассажиров связано с приостановлением международных и междугородных сообщений из-за мировой пандемии и карантинных мероприятий. 

Что касается погрузки и перевозки угля, то в III квартале т. г. планируется погрузить 25 582 тыс. тонн угля, из них межобластные – 17 177 тыс. тонн и экспорт – 8404 тыс. тонн.

В IV квартале т.г. планируется погрузить 29 222 тыс. тонн угля, из них межобластные – 20 443 тыс. тонн и экспорт – 8780 тыс. тонн.

В общем с июля до конца декабря т. г. планируется погрузить 50 804 тыс. тонн угля, из них межобластные – 37 620 тыс. тонн и экспорт – 17 184 тыс. тонн.

За шесть месяцев т. г. объем погрузки угля составил 49 500 тыс. тонн, из них внутри РК погружено 33 568 тыс. тонн, экспорт – 15 932 тыс. тонн. Данный показатель по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 3% (I квартал 2019 года – 47 999 тыс. тонн).

В настоящее время на территории Казахстана задействовано более 58 тыс. полувагонов, из них 32 тыс. (55%) задействованы в перевозке угля.

Справочно: АО «Казтемиртранс» – 28 379 полувагонов; ТОО «ИстКомТранс» – 3698 полувагонов; ТОО RailLeasing – 3665 полувагонов; ТОО «Транс Ком» – 7093 полувагона; ТОО «Богатырь Транс» – 1447 полувагонов. 


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Как запрет авиасообщений отразился на логистике Казахстана

Грузооборот для воздушного транспорта за время карантина в РК снизился на 46,1%.

03 Сентябрь 2020 09:07 3103

Фото: Максим Морозов

Запрет на авиасообщение с ОАЭ, Белоруссией, Германией, Нидерландами, Египтом, Украиной и Россией сильно повлиял как на пассажирские, так и на грузовые перевозки. Грузооборот для воздушного транспорта за время карантина в РК снизился на 46,1% в сравнении с прошлогодним. Об этом директор филиала группы компаний AsstrA в Алматы Рамиля Ахметова сообщила корреспонденту Inbusiness.kz.

«С этими странами у нас был постоянный товарообмен электроникой и фармацевтикой, которые часто доставляют авиатранспортом. Когда число рейсов сократилось, грузы с пометкой «срочно» стали отправлять другими видами транспорта. Автомобильные грузоперевозки, конечно, в этот период также реализовывались с трудом в связи с большими задержками на границе. В итоге всех «выручили» перевозки железнодорожным транспортом. Помимо этого, количество рейсов из Юго-Восточной Азии (Корея, Гонконг, Малайзия) сократилось в пять раз», – говорит Рамиля Ахметова.

По словам директора филиала, из-за введенных ограничений в следствии пандемии колоссальные убытки понесли авиакомпании, доставляющие только гуманитарные грузы. Так, авиакомпании Казахстана за первое полугодие заработали на 40% меньше, чем за тот же период 2019 года. Пандемия сильно ударила по отрасли. Большая часть коммерческих грузов находилась в ожидании чартерных рейсов, либо же их перенаправляли на другие виды транспорта.

Вместе со снижением товарооборота изменилась номенклатура товаров. На первое место вышли фармацевтическая продукция, продукты питания, медицинское оборудование и средства индивидуальной защиты.

Согласно статистике, за январь-февраль текущего года товарооборот между Казахстаном и Китаем составил $2,2 млрд, в том числе экспорт – $1,4 млрд, импорт – $789,7 млрд. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года объем взаимной торговли вырос на 7,9%, или $159,6 млн. Рост торговли между странами был зафиксирован в январе 2020 года. Однако в феврале из-за ограничительных мер по борьбе с COVID-19 товарооборот между Казахстаном и КНР упал на 9%.

«Известно, что все-таки Казахстан больше импортирует готовую продукцию, оборудование, товары народного потребления. Именно в феврале идет разрыв в показателях, что демонстрирует, что было больше экспорта из Казахстана, нежели импорта из Китая. Парадоксально, но факт – поскольку закрыли приграничную торговлю на МЦПС «Хоргос». На границах были заторы. Поэтому в феврале, из-за ограничительных мер по борьбе с COVID-19, товарооборот между Казахстаном и КНР упал на 9%», – добавила спикер.

Товарооборот в феврале снизился в основном за счет сокращения импорта, поясняет Рамиля Ахметова. За этот период импорт Казахстана из Китая упал сразу на 23,5% за год и составил $238,6 млн. Экспорт казахстанских товаров в КНР снизился на 0,9%, до $565 млн. Казахстан экспортирует рафинированную медь, природный газ, ферроспалы, злаки и масличные семена, руды металлов, в основном первичное сырье.

Введенные ограничения отразились и на сроках доставки, спросе и тарифах авиаотправок.

«Выросла стоимость фрахта (плата за перевозку груза) – в первую очередь из-за сокращения рейсов, что негативно отразилось на сроках доставки. Например, авиапоставка из Китая до Алматы за 1 кг до карантина стоила 4,6 USD за 1 кг. В период пандемии ставка выросла в 1,5 раза, до 7,8 USD. Затем, когда ситуация стала стабилизироваться, ставка немного снизилась. Но к прежним показателям она уже не вернется», – поделилась собеседница.

По словам спикера, за время ограничений показатели изменились практически у каждой компании. Многие останавливали или сокращали производство.

«Карантин отразился и на логистике, но не критично. Грузопоток, так или иначе, движется. Приходится оперативно подстраиваться под новые обстоятельства, клиентские запросы и потребности: прорабатываем и предлагаем альтернативные варианты маршрутов, подбираем оптимальное соотношение сроков доставки и цены», – сообщает она.

Выросший за время пандемии спрос на интернет-продажи повлек за собой рост спроса на расчет и доставку сборных грузов. Некоторые компании стали демпинговать по ставкам или предоставлять привлекательные условия платежей с отсрочкой, чтобы выиграть конкуренцию. Малые компании, не всегда готовые к таким условиям игры, были вынуждены покинуть рынок. Таким образом, по словам Рамили Ахметовой, в кризис происходит своеобразный естественный отбор.

«Количество игроков рынка авиаперевозок уменьшилось: кто-то, к сожалению, не пережил кризис. Значительно выросли цены по рынку, – добавляет она. – Чтобы не было сбоев в логистике, наша команда оставалась в прежнем рабочем режиме удаленно. Все грузы были под контролем, мы – постоянно на связи с клиентами, агентами и поставщиками по каждому заказу. Стали предлагать альтернативные маршруты, учитывая перебои с автотранспортом, и сделали ставку на ж/д маршруты».

По мнению директора филиала, рынок постепенно оживает. И, если не будет резкого ухудшения эпидемиологической ситуации, грузопотоки вернутся на допандемический уровень примерно во II квартале 2021 года. Объем товарооборота станет прежним, что будет связано с отложенным спросом.

«По мнению экспертов, вирус никуда не уйдет. Невозможно, да и бессмысленно продолжать держать авиаотрасль под стеклянным колпаком. Решение логично и ожидаемо. Постепенно правительства многих государств договариваются о взаимном открытии границ и возобновлении авиасообщения, – рассуждает она. – Чтобы преодолеть текущий кризис, необходима поддержка малого и среднего бизнеса со стороны государства. Например, налоговые послабления на определенный восстановительный период, льготное кредитование. Дорогу преодолеет идущий: рынок медленно оживает».

Мария Галушко


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Перевозчикам выплатят субсидии за период ЧП с учетом фактических затрат

Мининдустрии опубликовало соответствующий приказ.

27 Август 2020 09:08 3425

Перевозчикам выплатят субсидии за период ЧП с учетом фактических затрат. Вчера, 26 августа, на площадке нормативно-правовых актов опубликован приказ министерства индустрии, касающийся правил субсидирования за счет бюджетных средств убытков перевозчиков, связанных с осуществлением социально значимых перевозок пассажиров.

В период чрезвычайных ситуаций и действия режима карантинных ограничений субсидирование убытков перевозчиков, связанных с осуществлением социально значимых перевозок пассажиров, осуществляется без пересмотра существующего тарифа на осуществление перевозок пассажиров и багажа с учетом фактических затрат перевозчиков, указывается в приказе.

В пояснительной записке уточняется, что в связи с режимом ЧП запрещается или ограничивается передвижение людей без соответствующего разрешения и ограничивается количество пассажиров в салоне автобусов, что приводит к резкому снижению пассажиропотока на регулярных автобусных маршрутах. Снижение пассажиропотока повлекло за собой потерю доходов от перевозки пассажиров по сравнению с обычным днем до режима ЧП.

Отметим, объем средств на субсидирование социально значимого автомобильного сообщения определяется как разница между тарифом на перевозку пассажиров, определенным в соответствии с методикой и тарифом, установленным местным исполнительным органом, умноженная на ежегодное количество планируемых к перевозке пассажиров. В случае определения стоимости маршрута для осуществления регулярных автобусных перевозок, исходя из общего годового пробега автобусов по маршруту (км), объем средств на субсидирование убытков перевозчиков определяется как разница между доходами к получению от количества планируемых перевозок пассажиров и багажа и стоимостью маршрута.

В 2020 году в бюджете Нур-Султана на субсидии автопаркам заложено 4 млрд тенге.

Майра Медеубаева


Подпишитесь на наш канал Telegram!