Pinger Pro – это виртуальный "киберстадион": платформа, на которой с сентября 2018 года проводятся различные соревнования по киберспорту в Казахстане, как национального, так и международного уровня. С момента запуска этой платформы в сентябре 2018-го по декабрь 2020 года включительно на ней прошло более 140 турниров по 17 кибердисциплинам. В конце прошлого года руководство Qazaq CyberSport Federation (QCF) обнародовало пятилетнюю стратегию развития киберспорта в стране, одним из пунктов которой являлось развитие турнирной сетки внутренних турниров и появление официально включенного в реестр спортивных властей страны соревнования по киберспорту – Кубка Республики Казахстан.
"Мы впервые провели розыгрыш Кубка весной по 4 дисциплинам – Counter-Strike: Global Offensive, Dota 2, FIFA 21 и eFootball PES 21, – напоминает исполнительный директор QCF Казбек Жангазиев. – Дисциплины для первого розыгрыша, победители и призеры которого получили звания мастеров и кандидатов в мастера спорта, были отобраны не случайно, сейчас это – одни из самых популярных киберспортивных направлений в Казахстане. Кубок изначально был разделен по сезонам, в 2021-м мы успели провести три розыгрыша: весенний, летний и осенний, а в 2022 году планируем провести его первый, зимний сезон уже в феврале. И там планируем добавить в программу мобильные дисциплины, чтобы увеличить количество участников".
Одной из самых популярных в Казахстане мобильных дисциплин (а значит – и одним из главных претендентов на включение в соревновательные программы различных турниров) является PUBG Mobile: перед началом нынешнего сезона она лидировала по количеству проведенных на платформе Pinger Pro турниров – 28 ивентов. В этом году "королевская битва" на сужающемся по ходу игры острове продолжила наращивать свою популярность, в том числе – и за счет международного ивента ALTEL Cyber Games 2021, где организаторы турнира в четвертом сезоне состязаний по PUBG Mobile разбили всех участников из СНГ на несколько дивизионов в зависимости от степени их мастерства: любители играли с любителями, профессионалы – с профи.
При этом сильнейшие любительские коллективы могли подняться в профессиональный дивизион и получить за счет этого суммарные выплаты за выступления в нескольких лигах из общего призового фонда в 5 миллионов тенге. Эти нововведения, а также высокие котировки казахстанского ивента на постсоветском пространстве благоприятно сказались на росте его участников: если в четвертом сезоне турнира по PUBG Mobile от ALTEL приняло участие 597 команд из 12 стран Содружества, то в проходящем сейчас пятом сезоне участвует уже 642 коллектива (в каждой команде в этой дисциплине – по пять человек). Аналогичные изменения претерпела и хорошо знакомая казахстанцам серия турниров Alaman.
"В 2020 году турниры серии Alaman #stayhome из-за карантинных ограничений проходили в режиме онлайн, суммарно в них приняли участие более 14 тысяч человек, – говорит Жангазиев. – При этом в турнирах этой серии новички и любители постоянно пересекались с более сильными и опытными игроками, что сказывалось на их результатах. В этом году в связи с появлением Кубка страны мы решили видоизменить серию: Кубок стал массовым ивентом, в котором могут сражаться на равных и профи, и претенденты, и новички. А в серии Alaman мы разделили турниры между любителями и профессионалами, сохранив спортивный принцип – лучшие команды и игроки из любителей могут переходить в каждом сезоне в профи".
В результате в текущем году в рамках серии Alaman прошло более 40 турниров, в том числе ряд турниров Alaman Sports, на которых Qazaq CyberSport Federation рассчитывает формировать сборные страны за счет отбора лучших кибератлетов и команд на крупные международные ивенты. В преддверии Азиады 2022 года в Китае это особенно актуально, ведь на континентальных Играх в Гуанчжоу в следующем году состязания по восьми киберспортивным дициплинам впервые в истории войдут в медальный зачет. QCF совместно с Национальным Олимпийским Комитетом будет проводить отбор и подготовку казахстанских кибератлетов к Азиаде – и рассчитывает там на успех, аналогичный успеху казахстанских школьников в Киеве.
Напомним, что в конце ноября этого года в столице Украины прошла финальная часть Мирового киберспортивного чемпионата ISF E-sport Games Международной федерации школьного спорта (ISF) по двум дисциплинам – CS:GO и DOTA 2. Казахстанские команды, формированием и организацией поездки которых на этот турнир занимались Казахстанская федерация киберспорта и академия киберспорта Esports HUB, были представлены в обоих гранд-финалах. И в обоих гранд-финалах взяли медали: в DOTA 2 серебряные, а в CS:GO – награды высшей пробы. Этот успех совпал с намерением казахстанской киберспортивной федерации организовать в стране школьную киберспортивную лигу.
"Ребята, ставшие призерами ивента в Киеве, в последующем могут выступить амбассадорами школьной лиги, хотя, конечно, там будут немного другие дисциплины, – считает представитель QCF. – Мы уже анонсировали создание школьной ассоциации по киберспорту, в следующем году, примерно в марте, мы проведем уже первый сезон среди школьников. Напомню, что у нас в стране уже есть студенческая лига, в рамках которой были проведены розыгрыши трех сезонов: мы в прошлом году начинали этот турнир с 7 вузами, а сейчас в четвертом сезоне будут участвовать уже игроки и команды из 15 университетов республики. Так что в наших планах – охват турнирами буквально всех слоев населения, от школьников до взрослых".
Напомним, что с этого года киберспорт представлен и в спартакиаде госслужащих, сотрудников нацкомпаний и квазигоспредпрятий Qazaqstan Qyzmet Cyber Cup – с июня по настоящее время "белые воротнички" уже дважды разыгрывали переходящий кубок в футбольном симуляторе FIFA 21, в третий раз они сойдутся на виртуальном футбольном поле 25 декабря 2021 года в стенах Astana IT University в Нур-Султане в состязаниях по FIFA 22. Причем перед LAN-финалом третьего розыгрыша, как и перед финальными сражениями первых двух киберивентов, участники решающей стадии турнира проходили внутренний соревновательный отбор в своих организациях и компаниях. А формат третьего финального розыгрыша также будет изменен.
"Нынешний зимний сезон Qazaqstan Qyzmet Cyber Cup, приуроченный к 30-летию Независимости Республики Казахстан, будет проходить в парном формате, 2X2 игрока: мы решили поэкспериментировать по просьбе самих участников этого турнира, попросивших вводить новые форматы, – поясняет Жангазиев. – Мы бы хотели, чтобы больше партнеров заходило в киберспорт, и с их помощью мы могли бы проводить больше турниров. В следующем году мы планируем с одним из наших партнеров провести большой международный турнир с красочным шоу, с привлечением топовых команд – что-то вроде казахстанского Major (самые престижные турниры в киберспорте), с призовым фондом порядка 100 тысяч долларов по Counter Strike Global Offensive. Подробности пока разглашать не могу, но мы планируем пригласить на него действительно топовые команды", – заключил он.
Игорь Воротной