В КИРИ знают, как заставить АМТ работать эффективно

Жанболат Мамышев Жанболат Мамышев
9914

Но глава института не желает раскрывать секрет.

В КИРИ знают, как заставить АМТ работать эффективно Фото: etoday.kz

Председатель правления АО "Казахстанский институт развития индустрии" (КИРИ) Айдын Кульсеитов знает ответ на вопрос, как повысить эффективность деятельности АО "АрселорМиттал Темиртау" (АМТ). 

"По "Арселор-Митталу", честно скажу, вопрос очень давно стоит. Но все говорят, что государство должно заставить. Как? Расстрелять, что ли? Не получится. Стандарты, говорят, экология. Да, можно ужесточить – тогда все заводы сразу встанут. Встанут – не будут соответствовать стандартам и так далее. Очень сложный вопрос – как заставить, как стимулировать их? Кнут, пряник и так далее. Здесь вопрос стоит, я не готов сейчас ответить. Предложения нами даются в министерство (по инвестициям и развитию РК – прим. автора), но здесь нужен баланс, чтобы все-таки сразу не убить всех, пытаясь их оздоровить и в то же время хоть как-то их заставить. Причем компании "Казахмыс", ERG, "Казцинк", они реально и очень серьезно работают над своей эффективностью, производительностью. Единственный вопрос, если об индустрии 4.0 говорить, что они по-разному понимают", - сказал он журналистам.

Он отметил, что КИРИ заключает договор с немецким Институтом Франхофера и шведскими консультантами с тем, чтобы было единое понимание, куда идти и что делать.

"Казцинк" говорит: я 100 тыс. датчиков поставил. "Казахмыс" говорит: я 150 тыс. датчиков поставил условно. На самом деле там вопрос эффективности цифровизации производства по-другому ставится. А вот "МитталСтил" никак мы не можем заставить пока. И пытаемся, и разговариваем, и наезжают на него, а он… Есть такая поговорка: "А кот Васька слушает да ест". Как делать тогда? Остановить завод? Судились с ним – комитет по промышленной безопасности – у них нарушения по технике безопасности. Еще что-то, но очень сложный вопрос, как его заставить. Я бы мог назвать, но меня за это радикалом назовут и лишат возможности с вами общаться в дальнейшем. Есть возможности такие, но баланс интересов требует, чтобы более нежно и мягко относились к нему, хотя я по натуре своей радикал", - сказал Айдын Кульсеитов.

Г-н Кульсеитов также высказался о возможности строительства медеплавильного завода на Актогае.

"На самом деле мощностей Балхашского медеплавильного и Жезказгана вот так вот (хватает – прим. автора). Конечно, можно поставить медеплавильный завод, но тогда будет простаивать Балхашский медеплавильный завод. Не то что простаивать – он будет недозагружен. Есть ли смысл тогда строить завод?" - отметил глава КИРИ.

При этом он соглашается, что на новом заводе производительность будет выше.

"Аягузский район расцветет – будет пахнуть. Но есть еще и ряд других факторов. Допустим, тот же Балхаш переживает нелегкие времена. Тогда вообще загрузка мощностей упадет. Может быть (решить – прим. автора), вопрос модернизации Балхашского медеплавильного завода гораздо эффективнее с точки зрения всех факторов?" - сказал он.

"Другой вопрос, если Новачук скажет, что я модернизирую, хотя бы на 30% переработку на БМЗ (Балхашский медеплавильный завод – прим. автора) подниму, тогда да – лучше туда вкачать деньги и этот концентрат превращать там в медь", - добавил он.

Г-н Кульсеитов также поддерживает идею по увеличению мощности АО "Казахстанский электролизный завод".

"Как бы мы ни говорили, в 2009-2010 году, когда запускали первую очередь электролизного завода, это действительно был знаковый проект. Потому что раньше мы только бокситы (добывали – прим. автора), все в Россию (поставляли – прим. автора), все туда. То есть раньше мы 1,5 млн тонн бокситов вывозили туда. Сейчас все бокситы, все добываемое в Казахстане сырье перерабатывается в металлический алюминий здесь. Все, что мы вывозили сырьем, теперь перерабатывается в алюминий. Причем еще 2 года назад он весь был законтрактован на 2 года вперед, - отмечает он. - То есть весь металл сразу уходил влет. Причем по ценам на Лондонской бирже металлов. Конечно, лучше производить металлический готовый продукт более высокого передела. Теперь вторая очередь – 250 тыс. тонн, тоже надо. Добычу сырья мы нарастим, а переработку металла не до 8 млн тонн, но до 500 тыс. тонн. Все равно это достаточно мощно. Здесь аспект какой. Мы проводили анализ для премьера в прошлом году, и Новачук, и его компания подтвердили правильность анализа, спрос на алюминий и медь будет очень сильно расти. Лет на двадцать точно такой прогноз. Вкладывайте в акции меди и алюминия".

Он отметил, что медь и алюминий используются в электротехнике. При этом продолжение урбанизации приведет к тому, что эти металлы будут требоваться при строительстве инфраструктуры и коммуникаций.

"В Индии, Пакистане, Китае народ выходит из сельской местности. Это означает электрификацию. На дальних магистралях идет алюминий, а разводка местной сети – это медь", - сказал он.

Айдын Кульсеитов также отметил, что в перспективе ближайших 20-25 лет, по данным Института Франхофера, производство алюминия и меди для электротехнических целей не представляется возможным.

"Я даже знаю, "Казахмыс" и "Казминералс" нанимали ученых, которые говорили, что, может быть, не использовать медь в электротехнике. Невозможно! Единственное, что более эффективно проводит электричество, это золото. Есть идеи беспроводной передачи электроэнергии, "Тесла", еще что-то, но реально критической массы технологических подвижек нет, чтобы бац! – и отказаться от этих металлов, поэтому спрос на алюминий будет постоянный. Если 500 тыс. тонн алюминия в металле делать, то рынок съест", - сказал он.

Глава КИРИ напомнил, что 30 тыс. из 250 тыс. тонн казахстанского алюминия уже перерабатываются в республике.

"Кабеля, клипсы для колбасы, алюминиевый мелкосортовой прокат. Насколько я знаю, сейчас в Павлодаре известный немецко-российский холдинг реализует проект по производству легированных сплавов из алюминия, сортового проката и так далее. Хорошо, что уже вместо бокситов металл экспортируем, но еще лучше будет, если мы будем производить продукцию из алюминия. Это еще более высокий передел", - сказал Айдын Кульсеитов.

Единственным вопросом в постройке второй очереди КЭЗ остается финансирование.

"Изменились условия. Я так понимаю, они считают и партнер, которого они пытались привлечь, тоже так думает, и они ведут очень жесткие переговоры, как дальше финансировать этот проект. Но я думаю, он в любом случае будет реализован", - резюмировал глава КИРИ.

Жанболат Мамышев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться