Строить бизнес
По сути, можно говорить об отчетной встрече, на которой глава областного центра доложил представителям бизнес-сообщества о развитии города, планах и актуальных проблемах. Например, по итогам первых девяти месяцев 2022 года зафиксирован ожидаемый рост производства автомобилей и продуктов питания. На отчисляемые в бюджет налоги решают вопросы ремонта дорог, благоустройства дворовых территорий и мест общего пользования.
Весома в общем объеме поступлений в бюджет доля малого и среднего бизнеса – около 65%. Именно этот фактор, по словам акима города Марата Жундубаева, стал одной из причин инициации акиматом таких встреч.
“Бизнес должен знать, на что идут эти деньги”, – резюмировал Жундубаев.
В рамках встречи глава Костаная обозначил несколько точек роста. Одной из таких можно считать планируемый старт строительства 124 индивидуальных жилых домов в микрорайоне Кунай в 2023 году. Для бизнеса это значит рост спроса на стройматериалы.
В рамках секции "вопрос-ответ" один из предпринимателей спрашивал о возможностях расширения собственного бизнеса за счет налаживания выпуска плит перекрытия. В том году был дефицит. Но мешает мораторий на выдачу техусловий на подключение к газоснабжению. В области нет свободных мощностей. Все ждут завершения строительства газораспределительной станции в 2023 году.
В то же время стоит помнить, что в Костанае в этом году не достроили ряд многоэтажек. Часть объектов так и не сдадут в срок. Власти признают, что затянули со сроками, однако обращают внимание в том числе и на срыв поставок стройматериалов. Подрядчики также говорят о низких ценах за квадратный метр в рамках госпрограммы, о дефиците рабочих рук.
Услужить народу
Для Костаная весьма актуальна проблема благоустройства парков и скверов, а также их нехватка в целом. Сегодня власти города работают над развитием нового Триатлон-парка, который разбили на берегу реки Тобол в районе городского пляжа. Его территория большая, но не благоустроенная, есть проблемы с озеленением, а также смысловым наполнением.
В рамках встречи акима с бизнесом было анонсировано строительство еще одного подъезда к Триатлон-парку. От проспекта Абая – одной из центральных улиц Костаная – по улице Фролова планируют обустроить удобный спуск к реке, а также обеспечить отдыхающих достаточным количеством парковочных мест. Сегодня звучит цифра 500.
На территорию также планируют завести воду для полива, обеспечить видеонаблюдение для безопасности отдыхающих, создать санитарно-бытовые условия для развития бизнеса. Речь о торговле и услугах, в том числе по прокату машинок и велосипедов. Сегодня эти предприниматели занимают место в сити-центре, вызывая постоянное недовольство горожан. Аким предложил бизнесу обсудить возможные формы досуга, которые они смогут предложить горожанам на территории Триатлон-парка в будущем.
Развивать будут и расположенную чуть дальше по берегу набережную “Шагала“. На каждую из этих зон отдыха планируют затратить по 1,5 млрд тенге.
Эстетика
Отдельной линией в рамках встречи прошло обсуждение архитектурного облика города. Марат Жундубаев обратил внимание предпринимателей как на состояние фасадов некоторых зданий, так и на их вид в темное время суток. По словам главы города, в этом году ряд бизнесменов получали уведомления о необходимости привести строения в надлежащий вид. Часть предпринимателей решила вопрос, за что аким их поблагодарил. Кто-то уже успел оплатить первые штрафы, хотя и продолжает игнорировать предписания местных исполнительных органов.
“Будем считать, что сегодня весь бизнес получил устное уведомление. Со следующего года будем штрафовать“, – подвел итог Жундубаев.
Он также отметил, что знаковые здания города должны обзавестись художественной подсветкой. Речь в том числе о госучреждениях: театрах, музеях, домах культуры и так далее. Деньги на эти цели необходимо искать. Аналогичное предложение в добровольно-принудительной формулировке прозвучало и для владельцев крупных ТРЦ, торговых домов, офисных зданий.
При этом аким акцентировал внимание бизнеса на состоянии уличных рекламных конструкций. Их в городе более 230, но ночной подсветкой оборудованы лишь 3%. Более того, часть конструкций уже начала разрушаться. Владельцам предложили либо осовременить свое имущество, либо отказаться от арендуемых для размещения билбордов земельных участков. Марат Жундубаев отметил, что город сможет более эффективно использовать эти площади.
Из зала прозвучал вопрос-предложение от предпринимателя из Санкт-Петербурга Антона Уличева, который изучает возможность развития сферы наружной рекламы в Костанае за счет налаживания производства светотехнических конструкций. Власти Костаная заинтересовались. Аким предложил потенциальному партнеру обменяться контактами и провести личную встречу.