RU KZ
В Костанайской области ожидается чистка госкадров

В Костанайской области ожидается чистка госкадров

12:56 22 Июнь 2017 3858

В Костанайской области ожидается чистка госкадров

Автор:

Татьяна Шестакова

Мониторинг, проведенный акиматом Костанайской области, показал, что регионы слабо используют возможности пополнения бюджета.

В связи с этим глава региона поднял вопрос об увольнении нескольких акимов сел. Бюджеты четвертого уровня будут введены в 45 селах и сельских округах Костанайской области с 1 января 2018 года. По информации управления экономики и бюджетного планирования региона, ожидается, что в следующем году через них будет освоено порядка пяти миллиардов тенге. Из них лишь пятую часть села соберут самостоятельно. Оставшаяся сумма – дотации из вышестоящих бюджетов. Именно проблему слабой налоговой базы и отсутствия системной работы по ее актуализации называют сегодня главной в формировании бюджетов четвертого уровня.

По официальным данным, в 45 селах и сельских округах Костанайской области, которые начнут работу по четвертому уровню бюджета, проживает 277 тысяч человек, или 61% от общего числа сельского населения региона. 11 таких сел и округов находятся в Костанайском районе, по пять в Аулиекольском и Тарановском районах. Каждый такой округ (с населением более двух тысяч человек) обслуживают в среднем семь-восемь госслужащих. С 1 января 2018 года к нынешним нескольким функциям будет дополнительно спущено еще 18. К примеру, оказание социальной помощи, поддержка культурного досуга, строительство, ремонт и содержание дорог, дошкольное воспитание и многое другое.

За пять месяцев текущего года по этим 45 округам Костанайской области, по данным налоговой службы, было собрано 8,4 миллиона тенге налогов. Это в 1,6 раза больше прошлогодних объемов. За весь 2016 год эти села и округа собрали порядка 18,5 миллиона тенге налогов. По прогнозам экономистов, эти суммы возрастут до миллиарда тенге с передачей в сельские бюджеты индивидуального подоходного налога с доходов, не облагаемых у источника выплаты, налога на транспортные средства юридических и физлиц, земельного налога на земли населенных пунктов и налога на имущество физлиц. По информации Ерлана Спанова, наибольшие поступления прогнозируются в Костанайском, Тарановском, Аулиекольском и Житикаринском районах. Наименьшие – в Джангельдинском и Наурзумском районах Костанайской области. Пока прогнозы управления экономики и бюджетного планирования Костанайской области  говорят о том, что по ряду сёл объемы дотаций будут приближаться к 100% от общего объема местного бюджета.

Если анализировать прогнозные данные областного акимата, то наименее дотационными окажутся именно те районы и села, где хорошо развита промышленность. Это Костанайский, Карабалыкский, Федоровский и Сарыкольский районы области. Именно в этих регионах работают предприятия по переработке, в том числе сельхозпродукции. А вот в Джангельдинском, Амангельдинском, Камыстинском и Наурзумском районах переработка развита слабо, равно как и горнорудная промышленность.

В управлении экономики и бюджетного планирования области считают, что объем поступлений в сельские бюджеты можно еще увеличить и снизить таким образом зависимость от вышестоящих бюджетов. Для этого необходимо собрать в полном объеме налоги на землю, недвижимость и транспорт. По данным управления юстиции, в 45 округах Костанайской области размещено более 98 тысяч объектов недвижимости, 58,7 тысячи земельных участков, 78,7 тысячи единиц автотранспорта. И по каждой из этих категорий в тех или иных районах есть расхождения баз данных юстиции и акиматов сел. По данным акиматов недвижимости, на самом деле на 9,5 тысячи единиц больше. Так, в поселке Карабалык Карабалыкского района отклонение составляет 1792 объекта. А в поселке Кушмурун Аулиекольского района 12% от общего числа недвижимости, 3297 объектов, вовсе не зарегистрировано. То же самое с земельными участками. Их, по данным акиматов, больше на 1800 участков. Большая часть неучтенной юстицией земли расположена в Федоровском районе.

С транспортом еще интереснее. По данным управления сельского хозяйства, в 45 регионах, переходящих на четвертый уровень бюджета, 15,9 тысячи единиц сельхозтехники. А вот акиматы дают другую цифру – 14,8 тысячи единиц техники. Наибольший разнобой в Алтынсаринском и Карасуском районах. С легковым транспортом еще сложнее – расхождение данных ОВД и акиматов – 14,6 тысячи автомобилей.

«В большинстве сельских округов не ведется своевременное заполнение тетрадей учета. На протяжении нескольких лет не актуализируют сведения по имуществу. Есть недоработки по снятию с учета снесенных домов, утилизированного автотранспорта. Кроме того, имеют место сделки по доверенности, без оформления договоров купли-продажи», – говорит Ерлан Спанов.  

С другой стороны, сами акимы сел говорят, что система учета недвижимости, земли и автотранспорта несовершенна. К примеру, в той же Федоровке дом на два хозяина в юстиции зарегистрирован как дом с одним владельцем. А ведь по факту налоги платят двое. То же самое с учетом автомобилей. Есть и те, кто, уехав за границу, так и не снял свое авто с учета. То же самое с участками: у одних акт на землю в юстиции не зарегистрирован, у других и акта нет, хотя и живут в селе не первый год.

Аким Костанайской области Архимед Мухамбетов подчеркивает, что недополученные из-за подобных нестыковок налоги обернутся нехваткой средств в бюджетах сел. Он вообще поставил под сомнение профессионализм некоторых акимов и дал поручение рассмотреть, насколько они соответствуют занимаемой должности. В первую очередь могут лишиться работы главы Костанайского сельского округа Карабалыкского района, поселка Сарыколь Сарыкольского района, Карамендинского сельского округа Наурзумского района, а также Железнодорожного сельского округа Карасуского района. И это лишь некоторые из тех, кого могут освободить от должности в связи с началом работы бюджетов четвертого уровня. Проштрафившимся вменяется целый перечень просчетов в работе, включая несобранные налоги. По эффективности работы каждого акима будет дана оценка в ближайшее время, то есть до 1 сентября, когда начнется формирование бюджетов второго уровня.

Татьяна Шестакова