Причиной его злоключений бывший оперативник Руслан Шагырбай называет личную неприязнь с экс-начальником управления собственной безопасности департамента полиции Кызылординской области Галымжаном Каршыгой, сообщает inbusiness.kz.
Несколько лет назад, по словам Руслана, офицеры собственной безопасности довели до самоубийства его подчиненного, молодого полицейского. После этого Каршыга исчез из Кызылорды. И появился в 2019 году, став заместителем начальника УСБ, а позже и начальником управления.
Началась история утром 14 января 2020 года.
"Мне в 7 утра стали поступать звонки от моей знакомой Алтын Мырзабаевой, сестры моего бывшего напарника, который ранее уволился из полиции. Так рано поднимать трубку я не стал и перезвонил ей в 09:30. Она рассказала, что ее задержала патрульная полиция и ей нужна моя помощь", – рассказывает Руслан.
Задержали женщину, когда она за рулем машины пересекла сплошную линию на одной из центральных улиц Кызылорды. В ходе проверки выяснилось, что у нее нет с собой прав на вождение. Затем выявился запах алкоголя. От медицинского освидетельствования Мырзабаева отказалась. Все это было указано в протоколе. После чего материалы дела отправили в суд.
"Спрашиваю ее, как она могла ездить без прав, вы же намаз читаете? Она в ответ: ну выпила немного пива с девочками. И попросила, чтобы я вытащил ее машину с штрафстоянки, мол, ты же полицейский. Говорю, что не могу использовать служебное положение. Чтобы вернуть машину, нужно оплатить штраф, и денег у меня нет. До зарплаты полмесяца. Кроме того, у меня семья большая – 7 детей, зарплаты хватает впритык", – рассказывает спикер.
Позже экс-полицейский, выяснив сумму штрафа, около 50 тыс тенге, сообщил ей об этом. Она попросила оплатить штраф за нее, мол, перечислит ему свои деньги. И перечисляет на его счет 11 тыс. тенге, а остальное передаст перед судом по ее делу.
"Перед судом она передает мне 30 тыс. тенге. Еду в дорожную полицию, а там касса после 5 вечера не работает. Поехал на работу. Звоню ей. Она сообщает, что ее лишили прав на вождение и задержали на 15 суток. Отвез ей деньги – 41 тыс., плюс добавил свои 9 тыс., чтобы она могла оплатить штраф. Она забирает деньги, 14 января 2020 года ее сажают на 15 суток и выпускают 29 января", – вспоминает Руслан.
Ночью 29 января Алтын звонит ему и просит приехать к ней домой. Она решила обжаловать протокол, наняла адвокатов и попросила его выступить на ее стороне. Он отказывается вмешиваться в это дело.
В ходе подачи апелляции женщина указала, что обратилась к Шагырбаю за помощью, мол, он обещал разрулить ситуацию с патрулем и судьей за 41 тыс. тенге. После чего попросила судью принять меры в отношении Руслана.
На суде выяснилось, что патрульные полицейские и врач-нарколог совершили грубые нарушения при заполнении протокола. Документ был заполнен прежде, чем была проведена экспертиза. На основании этого Алтын вернули права, а в отношении патрульных полицейских, врача-нарколога и Руслана вынесли частное постановление. В последнем случае – проверить законность перевода 11 тыс. тенге.
"В течение двух месяцев частное постановление дошло до ДП области. И 13 апреля 2020 года его регистрируют и передают в УСБ. Где сразу возбуждают уголовное дело в отношении меня по ст. 362 УК РК "Превышение должностных полномочий", – говорит экс-полицейский.
16 апреля Алтын пишет заявление на Руслана, обвиняя его в мошенничестве, мол, обещал помочь, но не помог.
Позднее в телефонном разговоре она сказала ему, что заявление написала под давлением экс-начальника УСБ Галымжана Каршыги. Тот пригрозил ей уголовным делом по факту дачи взятки должностному лицу.
Спикер отмечает, что Каршыга так торопился обвинить его в преступлении, что заявил СМИ о его аресте за получение взятки, хотя Руслан еще служил и даже находился на рабочем совещании с начальством.
Потом его обвинили в получении взятки, затем в подстрекательстве к даче взятки. Далее дело передали в суд.
На первом слушании 13 августа 2020 года Мырзабаева рассказала, как все было. Как она обратилась к Руслану за помощью, передала деньги для оплаты штрафа, как получила их обратно. Но внезапно ее адвокаты попросили перерыв. После перерыва женщина уже не выступала. По словам защитников, она внезапно заболела.
На следующем слушании Алтын заявила, что Шагырбай обещал ей помочь с патрульной полицией и договориться с судьей. Всего за 50 тыс. тенге.
"В общем, прошло 21 судебное заседание. И 14 января 2021 года мне вынесли приговор – 1 год условно, крупный денежный штраф, 100 часов принудительных работ", – рассказывает он.
На последнем слушании, говорит спикер, Мырзабаева потребовала с него компенсацию в 1 млн тенге.
"Когда судья предоставил ей слово, она не знала, что сказать. Потом один из адвокатов сказал, мол, требую 1 млн тенге, потому что осталась без работы. Хотя на самом деле она работала и сейчас работает в школе. То есть дала ложные показания, несмотря на присягу", – отмечает спикер.
Пока шел суд над Русланом, его адвокат добился возбуждения уголовного дела против Мырзабаевой. Ведь если есть факт подстрекательства к даче взятки, значит, есть и сам факт дачи взятки.
"Материалы дела передали в антикор. В ходе следствия женщина рассказала, что она сама дала мне деньги на оплату штрафа. И о взятке не было ни слова. Затем попросила принять меры в отношении экс-начальника УСБ Каршыги и следователя УСБ Жоламанова, что они угрозами заставили ее написать заявление на Руслана. Затем материалы дела передали в УСБ, где прекратили следствие", – говорит Шагырбай.
Дело в отношении Алтын прекратили на основании того, что нет состава преступления. То есть Руслан подстрекал ее к даче взятки, но она взятку не давала. Логично предположить, что тогда уголовное дело в отношении Шагырбая должны прекратить. Но этого не происходит.
В ходе суда в отношении уже Мырзабаевой она внезапно заявила, что следователь антикора в присутствии двух ее адвокатов угрожал ей, чтобы она подала заявление против экс-начальника УСБ Каршыги.
На сегодня дело в отношении педагога то прекращается, то возбуждается. Причем возбуждает Генеральная прокуратура, а прекращает областная.
"После того как в первый раз дело Мырзабаевой отправили в архив, мой адвокат написал в Генпрокуратуру о необоснованном прекращении следствия. Там ходатайство признали верным и потребовали возбудить дело снова. Затем поручили дело областной прокуратуре, которая передала его в антикор, а там снова закрыли дело. На основании того, что я угрожал Алтын и требовал 50 тыс. тенге", – рассказывает Руслан.
Сейчас дело находится в антикоре, в подвешенном состоянии.
Экс-полицейский отмечает, что заявление Мырзабаевой о том, что ей угрожали в УСБ, должны были выделить в отдельное производство, но почему-то антикор этого не сделал.
На сегодня выяснился еще один нюанс этой истории.
"Когда Мырзабаеву посадили на 15 суток, она в течение 10 суток могла обжаловать решение суда, подать апелляцию. Ей же по непонятной причине позволили обжаловать решение первого суда уже после того, как она отсидела 15 суток", – говорит Руслан.
Иными словами, Алтын задержали за вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения, без прав, за пересечение сплошной линии. Затем вчинили штраф, 15 суток административного ареста. Выйдя из изолятора, она подала апелляцию в суд, хотя не имела на это права. И выиграла дело, вернув себе права. Если бы суд не принял ее иск после истечения законом установленных сроков, сегодня Руслан продолжал бы работать в полиции.
Он отмечает, что его дело рассматривалось с заведомо обвинительным уклоном.
"Хочу добиться справедливости для себя. Восстановить свою репутацию. Кроме того, я остался без работы. Не говоря уже о выплате крупного штрафа и компенсации женщине, которой обратилась ко мне за помощью", – сетует Руслан.
Сейчас спикер не работает, жена – сотрудник бюджетной организации. Трое старших детей – студенты. Младшему сыну 2 года.
Махмуд Байходжаев, Кызылорда
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!