По словам министра индустрии и инфраструктурного развития Каирбека Ускенбаева, для ускоренного решения вопросов отдельных категорий граждан главой государства поручено выработать механизм выплат за аренду на коммерческом рынке жилья, передает inbusiness.kz.
"На сегодня в стране насчитывается порядка 590 тыс. очередников, из них 210 тыс. социально уязвимого положения. Это многодетные семьи, инвалиды 1-й и 2-й групп, дети-сироты, семьи с детьми-инвалидами. Из их числа, согласно данным базы минтруда, порядка 70 тыс. граждан с доходами ниже 1 прожиточного минимума, которых необходимо в короткие сроки обеспечить жильем", – сказал он.
Ведомство разработало правила назначения выплат за жилище, арендуемое в частном жилищном фонде, в которых Отбасы банк определен оператором.
"Банк будет проверять очередника критериям нуждаемости в жилье посредством информационной системы. Принцип адресной помощи основан на солидарной ответственности граждан: 50% будет покрываться за счет государственных субсидий, оставшиеся 50% получатель оплачивает самостоятельно. Необходимая сумма для охвата поддержкой 70 тыс. граждан составит 50 млрд тенге, при этом, данная сумма может меняться ежегодно, исходя из количества очередников", – пояснил министр.
Основные требования, предъявляемые к заявителю, будут: гражданство Республики Казахстан, наличие совокупного дохода семьи за последние 6 месяцев на каждого члена семьи не более 1-кратной величины прожиточного минимума, подтверждение постановки на очередь в акимате в качестве нуждающегося в жилище, наличие договора, заключенного между собственником жилья и заявителем.
Для назначения выплат заявитель обращается в банк посредством ЭЦП с приложением: заявления на назначение выплат, договора аренды жилья.
Остальные правоустанавливающие документы будут получены из соответствующих информационных систем. По информации ведомства, речь идет о таких документах, как: удостоверение личности; свидетельство о заключении или расторжении брака, смерти, рождении; справки о наличии или отсутствии жилища, принадлежащего им на праве собственности; сведения об адресе регистрации; решение суда о признании других лиц членами семьи заявителя; документы, подтверждающие принадлежность заявителя к социально уязвимым слоям населения; сведения о доходах.
"Отбасы банк рассматривает и проверяет предоставленные документы на соответствие и в случае подтверждения зачисляет арендные платежи в течение 10 рабочих дней. В целях снижения нагрузки на республиканский бюджет необходимо софинансирование из местных бюджетов в размере 10%. То есть ежегодно затраты из республиканского бюджета составят 40 млрд. тенге и для местных бюджетов – 10 млрд тенге", – добавил Ускенбаев.
Для реализации механизма выплат ведомством составлен пошаговый план действий. Первое, разработаны правила с критериями и требованиями, а также предельной стоимости арендной ставки. Второе, по его словам, необходимо провести уточнения республиканского и местных бюджетов. В-третьих, Отбасы банк должен завершить интеграцию своей системы с информационными системами государственных органов.
"Полный запуск программы жилищных выплат планируем в мае. В случае одобрения вышеизложенных подходов министерство готово утвердить свой приказ уже завтра", – резюмировал министр.
Дана Карина