Рост цен на продукцию, в том числе и на социально значимые товары, в этом году довольно мощно ударил по карманам казахстанцев. Пример тому – мука. Еще в начале года 50-килограммовый мешок на рынках Алматинской области можно было купить за 10 тыс. тенге, а к июлю его стоимость выросла уже до 16,5 тыс. Причиной тому послужили рост цен на пшеницу на более чем 40% из-за закрытия рынка РФ и решение нашего профильного министерства о поддержке экспорта сырья, а также недостоверные статданные о его наличии, считают представители перерабатывающей отрасли. Отечественные масложировики предполагают, что аналогичная ситуация может повториться и с масличными, передает inbusiness.kz.
Поводы волноваться действительно есть. И в первую очередь, отмечает председатель Национальной ассоциации переработчиков масличных культур Ядыкар Ибрагимов, это ориентир на экспорт сырья, которого, к слову, не хватает даже для собственных нужд. В текущем году, по предварительным прогнозам, казахстанские аграрии соберут 1,1 млн тонн семян подсолнечника, тогда как внутренняя потребность составляет 3 млн тонн. Это значит, что придется дозакупать сырье из России.
В ассоциации объяснили, за счет каких факторов формируются цены на растительные масла. Первое – спрос и предложение на мировом рынке.
"Если на портах поднимается цена на растительные масла, то однозначно будут подниматься экспортные цены подсолнечного масла и в РФ, так как более 80% этого продукта реализуется через порты. В этом случае российские поставщики поднимут цены для стран Центральной Азии, причем Россия является основным поставщиком масложировой продукции на рынок Азии", – отмечает Ядыкар Ибрагимов.
Также на цены влияет таможенно-тарифное и нетарифное регулирование основных экспортеров растительных масел. Яркий пример – Индонезия, чей временный запрет на экспорт пальмового масла заставил весь мир содрогнуться. Еще один момент – проблемы основных стран-экспортеров. Так, военные действия на территории Украины привели к тому, что цены на масло взлетели на 40%. И последний фактор – погодно-климатические условия во время уборки урожая.
Получается, что экспортная стоимость на отечественную продукцию формируется исходя из мировых цен. Однако мы можем держать стабильными внутренние цены на готовую продукцию благодаря снижению себестоимости, увеличивая загрузку перерабатывающих мощностей, отмечает эксперт. Сегодня масло в Казахстане есть, и инфляционные процессы на фоне удорожания других товаров его коснулись незначительно.
Отдельно важно коснуться ситуации по остаткам прошлогоднего урожая на начало августа 2022 года. Анализ ассоциации переработчиков показал, в стране имеется 330-340 тыс. тонн продовольственных семян подсолнечника. Из общего объема 81-82% находятся у маслоперерабатывающих предприятий, 3,9-4,5% – у прочих переработчиков, 13,5-15,1% – у трейдеров и сельхозпроизводителей. Учитывая это, требуется не просто своевременно согласовать, но и увеличить квоты на масло, чтобы к ноябрю заводы смогли закупать уже новый урожай.
"Важно понимать, что отечественные маслозаводы закупили семена подсолнечника по достаточно дорогой цене (+26-38%) в марте-мае по сравнению с текущими ценами, и в июне из-за резкого снижения цен на готовую продукцию (падение цен на мировом рынке на растительные масла до 40%) это привело к отрицательному сальдо. То есть маслозаводы потеряли 14-20% на каждой тонне закупленных семян подсолнечника и сейчас терпят убытки. В этой связи по факту большие риски несут перерабатывающие предприятия страны по сравнению с другими участниками отрасли", – отмечает Ядыкар Ибрагимов.
В этой ситуации, если не поддерживать переработку, дополняет эксперт, наша страна однозначно столкнется с последствиями, которые несут угрозу продовольственной безопасности.
Петр Акутионов