Сразу две парламентские фракции – "Ак жол" и "Народные коммунисты" – подняли вопрос о больших капиталах. Первые предлагают законодательно закрепить запреты на вывод капиталов в офшоры, вторые – ввести налог на роскошь.
Так, лидер фракции "Ак жол" Азат Перуашев обратился к премьер-министру с запросом по возврату в Казахстан незаконно выведенных средств. Депутат напомнил о многочисленных запросах фракции по зарубежным счетам в офшорах – от Кипра до панамского скандала. Понятно, что деньги не работают на экономику Казахстана, но вдобавок они еще и получены коррупционным путем. А "поставленная на экспорт коррупция снижает финансовые возможности государства, демотивирует добросовестный бизнес, дискредитирует и унижает благосостояние, заработанное честным производительным трудом".
Господин Перуашев напомнил, что еще в 2014 году фракция "Ак жол" предложила правительству реализовать меры по деофшоризации казахстанской экономики, которые затрудняли бы сам увод за рубеж незаконных доходов коррупционеров ещё на этапе накопления. В частности, было предложено отменить принцип банковской тайны в отношении зарубежных счетов членов правительства и руководителей национальных компаний, госпредприятий, учитывая тот факт, что им доверено напрямую распоряжаться огромными государственными средствами. Также предлагалось разработать проект Закона "О регулировании деятельности, осуществляемой через офшорные зоны", запретив таким компаниям пользоваться налоговыми льготами, государственными субсидиями и иными преференциями.
"Кипрский опыт показал, что их средства могут быть конфискованы в любой момент. И уж тем более риски конфискации выведенных из Казахстана средств будут высоки, если их происхождение вызывает сомнение у местных органов, где привычные ссылки на важные связи и телефонное право просто не работают, – констатировал господин Перуашев. – В таких случаях конфискованные средства безвозвратно теряются для Казахстана, хотя и были украдены у нашей республики, у нашего народа. К сожалению, все призывы фракции "Ак жол" не дожидаться бегства очередных коррупционеров, а создавать превентивные условия, исключающие возможности незаконного вывода средств в принципе, так и остались гласом вопиющего в пустыне".
Между тем, по его мнению, ситуация с "варварским разбазариванием" средств ЕНПФ только подтверждает необходимость принятия жестких мер. Депутат пояснил, что в ответе на запрос фракции по приобретению акций Международного банка Азербайджана Нацбанк сообщил, что в отношении лиц, принимавших это решение, информация передана в компетентные органы.
"Мы вынуждены выразить опасение, что если компетентные органы и обнаружат коррупционный след в этой сделке, то криминальный доход от неё, скорее всего, был сразу же выведен на зарубежные счета и уже не вернётся в Казахстан", – сказал он.
Господин Перуашев напомнил, что Казахстан подписал соглашение о сотрудничестве в сфере противодействия отмыванию преступных доходов "лишь с несколькими странами, в том числе не являющимися особо привлекательными для беглых коррупционеров, такими как Кыргызстан, Таджикистан, Армения, Бангладеш, Китай, Беларусь и так далее". А с развитыми государствами, такими как США, Канада, Великобритания, Франция, Швейцария, Австрия, Бельгия, Люксембург, Германия, Италия, Сингапур и так далее, такие соглашения до сих пор отсутствуют.
"Например, Австрия недавно отказалась выдать беглого владельца компании "Азбука жилья" Ерканата Тайжанова. По данным СМИ, несмотря на валютный контроль и финансовый мониторинг, обманувшего около 4000 казахстанцев и вывезшего за рубеж около 40 миллионов долларов их средств. Бог с ним самим, никто не желает зла другому человеку, но украденные деньги должны быть возвращены, а это теперь сделать почти невозможно. Это только свежий пример, получивший большой общественный резонанс, а сколько таких еще тайжановых, аблязовых, храпуновых исчезает с народными деньгами даже без объявления в розыск? Сколько заведомо убыточных сделок на миллионы долларов прячется в портфелях ЕНПФ и в других государственных компаниях и институтах, мы даже не представляем", – задался вопросом депутат.
В связи с этим фракция "Ак жол" вновь настаивает на разработке закона о деофшоризации национальной экономики и противодействию отмыванию денег, добытых коррупционным путем, и просит активизировать работу по заключению соглашений о сотрудничестве и взаимной выдаче коррупционеров с государствами, привлекательными для беглых коррупционеров.
Фракция "Народные коммунисты" предложила премьер-министру добавить "положений для богатых" в новый Налоговый кодекс, который сейчас активно разрабатывается правительством. Айкын Конуров изучил результаты акции по легализации капитала и пришел к выводу, что разрыв в доходах населения в Казахстане слишком велик.
В частности, за период акции по легализации по всей стране с экономически активным населением почти в девять миллионов человек для легализации денежных средств было открыто лишь 11800 счетов. На них поступило 4,1 триллиона тенге, то есть средний размер по одному счету составил 347 миллионов тенге. Это в 2500 раз превышает официальную среднемесячную заработную плату в Казахстане и в 4300 раз превышает размер среднедушевого дохода населения.
Столь резкое расслоение в доходах сопровождается расслоением в уровне трат. В то время, когда население экономит на всем, растет уровень продаж дорогих автомобилей, недвижимости, предметов роскоши. Парадоксально, что при таком неравенстве в доходах и потреблении у нас существует равенство в системе налогообложения, что приводит к экономической и социальной невостребованности", – констатировал депутат.
Он отметил, что плоская шкала налога на доходы физических лиц, действующая сегодня в Казахстане, сыграла свою роль на определенном историческом этапе: "Сейчас же, учитывая проведенную легализацию капитала, необходимо осуществить переход к прогрессивной шкале налогообложения физических лиц и повысит ставки налогов на сверхдоходы".
"Также считаем, что настало время существенно увеличить налогообложение демонстративного потребления дорогой недвижимости, транспорта, предметов роскоши. При этом должны быть установлены вычеты для благотворительных расходов, поощряя социальное меценатство. Кроме того, несмотря на плановый переход на всеобщее декларирование доходов и расходов, полагаем необходимым сосредоточить все усилия фискальной системы на администрировании налогообложения групп населения с наиболее высокими доходами. Как показала легализация, именно эта группа допускает нарушения, связанные с выводом средств из законного оборота", – заявил депутат, также обращаясь с запросом к премьер-министру.
Поэтому фракция "Народные коммунисты" просит предусмотреть в новой концепции Налогового кодекса систему мер по повышению налогообложения сверхдоходов и демонстративного потребления, включая переход к прогрессивной шкале индивидуального подоходного налога физлиц. Такой подход, по их мнению, принесет экономический эффект и позволит обеспечить социальную стабильность в государстве.
Ирина Севостьянова