По словам министра индустрии и инфраструктурного развития Каирбека Ускенбаева, с 2015 по 2022 год в рамках госпрограмм "Нұрлы жер" и "Нұрлы жол" по механизмам бюджетного кредита и субсидирования выделено порядка 295 млрд тенге, построено и реконструировано 3546 км теплосетей, передает inbusiness.kz.
"При этом с 2020 года наблюдается низкая заинтересованность местных исполнительных органов в бюджетном кредитовании в связи с ограниченностью тарифов (сдерживание роста тарифов) и убыточностью субъектов естественных монополий для обеспечения возвратности. В этой связи нами предлагается поэтапный подход (в течение 17 лет) по модернизации тепловых сетей", – сказал он.
Первый этап – с 2023 по 2030 год, предлагается заменить тепловые сети с износом более 70%, что составляет 1,6 тыс. км (объем инвестиций – 538 млрд тенге, ежегодно по 225 км, 74 млрд тенге).
Второй этап – с 2030 по 2040 год, замена тепловых сетей с износом от 50% до 70%, что составляет 3,7 тыс. км (объем инвестиций – 1,2 трлн тенге, ежегодно по 370 км, 122 млрд тенге). Тепловые сети с износом менее 50% предлагается заменить в рамках инвестиционных программ СЕМ (субъектов естественных монополий. – Ред.) через тариф –1,4 тыс. км, 462 млрд тенге.
"По первому этапу рассматриваются 11 СЕМ (7 государствнных, 4 частных) по 10 городам, протяженностью сетей 1,9 тыс. км (государственных – 1,2 тыс. км, частных – 700 км), из них требуют замены 1,6 тыс. км (государственных – 975 км, частных – 613 км). Затраты составят порядка 538 млрд тенге. В течение 7 лет (2023-2030 годы) предлагается ежегодно производить замену 225 км на сумму 75 млрд тенге через бюджетное кредитование с установлением соответствующего уровня тарифа", – уточнил он.
По второму этапу, по словам министра, рассматриваются 20 СЕМ (15 – гос., 5 – частн.) по 19 городам протяженностью сетей 5,9 тыс. км (гос. – 5,2 тыс. км, частн. – 0,7 тыс. км), из них требует замены – 3,7 тыс. км (гос. – 3,2 тыс. км, частн. – 0,5 тыс. км).
"Затраты составят порядка 1,2 трлн тенге. В течение 10 лет (2030-2040 годы) предлагается ежегодно производить замену 370 км на сумму 122 млрд тенге через бюджетное кредитование с установлением соответствующего уровня тарифа", – резюмировал Ускенбаев.