30 декабря 2021 года главой государства был принят Закон "Об ответственном обращении с животными", который вступил в силу 2 марта текущего года. Введено понятие "жестокое обращение с животными", разграничены составы жестокого обращения с причинением увечья или гибели, дополнительно ввели квалифицирующие признаки.
Но, чтобы закон работал, к нему необходимо написать подзаконные акты, например, каким образом будет финансироваться стерилизация бездомных животных, на какие средства их будут кормить в центрах временного содержания и, наконец, кто должен финансировать строительство этих центров. За год вопросов накопилось множество, но министр экологии, геологии и природных ресурсов Сериккали Брекешев, разъезжающий по городам с отчетом, вразумительного ответа дать не смог. Почему, разбирался inbusiness.kz.
Крик о помощи как итог года
Под занавес уходящего года жители Карагандинской области запустили открытое обращение к президенту страны по внедрению в жизнь Закона "Об ответственном отношении к животным" и политики гуманизации общества.
В нем, в частности, говорится, что сам факт принятия такого закона навсегда останется в истории Казахстана как показатель уровня духовной цивилизации в стране, ее нацеленности на прогресс и развитие. При этом авторы петиции пишут, что в Карагандинской области закон так и остался на бумаге.
"Да, акимат Караганды, Темиртау и Балхаша хотя бы предпринимает попытки создать инфраструктуру для реализации норм закона. На этом все! В остальном государственные органы откровенно саботируют его реализацию. Все это довело ситуацию с бездомными животными до черты, за которой начинается катастрофа. В частности, весь год не предпринимали никаких действий по законному регулированию численности (стерилизации. – Прим. авт.), а в конце года внутренним распоряжением узаконили отстрел! При этом управление ветеринарии Карагандинской области, прикрывая эти действия формулировкой "отлов и уничтожение", целенаправленно и планомерно уничтожает результаты работы частных фондов и простых граждан, исполняющих поручение президента и занимающихся стерилизацией бездомных животных из собственных средств. Так, в результате отстрела были уничтожены собаки, стерилизованные фондами, в том числе те, что были прооперированы совсем недавно и чьи операции фонду только еще предстоит оплатить. Заявки на отстрел отрабатываются без проверки фактов реального нападения и подтверждения агрессивного поведения животных", – отмечается в петиции.
Многолетние реальные предложения о методах сокращения численности безнадзорных животных повисают в воздухе, а местные исполнительные органы ежегодно выделяют на безрезультативную и абсолютно не прозрачную политику отстрела огромные средства. За текущий год отделами внутренней политики области не выработана ни одна программа по разъяснению норм закона населению. По мнению авторов обращения, полиция игнорирует все факты жестокого обращения с животными со стороны детей и подростков.
"Никакие личные приемы, бесконечные совещания, жалобы в акиматы и министерство экологии, никакие заявления в полицию, городскую и областную прокуратуры не меняют ситуацию в области. Каждое ведомство пытается не решить проблему, а переложить ее на других. Складывается ощущение, что в Карагандинской области законы, действующие на территории РК, теряют всякую силу. Мы хотим жить в "новом Казахстане" в атмосфере безопасности и гуманизма. Хотим растить детей на принципах сострадания и заботы о тех, кто слабее, а не на примерах кровопролитий и жестокости", – заключают авторы.
Контора пишет
На встрече с министром экологии Сериккали Брекешевым, который приезжал с рабочим визитом в Павлодарскую область, руководитель фонда "Сердца Павлодара" подняла вопрос о том, когда наконец начнет действовать Закон "Об ответственном обращении с животными". Документ хоть и вступил в силу весной, но не работает. Руководитель фонда напрямую спросила министра, когда ситуация изменится. На что Сериккали Брекешев ответил, что правовая база полностью готова: все подзаконные акты утверждены и вступили в силу. При этом проблемы есть не только в Павлодарской области, но и в других регионах. Министр связывает это с "отсутствием активности местных исполнительных органов".
Прочем чиновничья манера "обо всем и ни о чем", хорошо прослеживается в другом запросе павлодарских волонтеров – о том, когда будет решен вопрос вакцинации, стерилизации бездомных животных и строительства центра временного содержания. Ответ в духе чиновников:
"В целях реализации закона по итогам проводимых совещаний министерством направляются рекомендации и разъяснения в МИО для принятия необходимых мер. На вышеуказанных совещаниях министерством у регионов неоднократно запрашивалась информация о проблемных вопросах, связанных с реализацией закона. Так, поступили предложения в части доработки типовых правил отлова, временного содержания и умерщвления животных, правил содержания и выгула домашних животных… Внесены соответствующие изменения в вышеуказанный приказ, что касается типовых правил отлова, временного содержания и умерщвления животных и правил содержания и выгула домашних животных, с учетом предложений зоозащитников указанные правила министерством доработаны и в настоящее время проходят процедуру согласования в государственных органах. В случае, если вы не согласны с ответом, вы вправе обжаловать его в порядке..."
Саботаж?
Практическая реализация закона начинается после введения в действие нормативно-правовых актов, которые являются инструкцией для всех уполномоченных органов.
По мнению руководителя ОЮЛ "Ассоциация по защите животных INUCOBO", юриста Лилии Сарсеновой, очень много нормативных актов, правил и прочего, на которые ссылается закон, не приняты. Многие вступят в силу только с 1 сентября 2023 года. По словам юриста, продолжается практика отстрела животных, хотя запрещающие правила были приняты даже не этим законом.
"У нас недавно суд прошел в Жамбылской области, и мы не смогли доказать незаконные действия отлова, суд принял решение, что не усмотрел неправомерных действий", – отметила юрист.
Если говорить о первоочередности проблем, то главная на сегодня, по ее мнению, стерилизация животных.
"Еще с 2014 года существуют требования, где говорится о том, что регулирование бездомных животных должно осуществляться путем стерилизации. В результате чиновники отчитываются перед министерством, что для этого нет условий", – говорит руководитель ассоциации.
Лилия Сарсенова считает, что необходимо воспользоваться указом о дебюкратизации и проявить политическую волю. Поскольку закон принят, он имеет высшую силу, а подзаконные акты – они для реализации. В итоге придумываются все новые нормы, которые порой прямо противоречат закону.
Фото автора