Эксперты из республиканских и международных объединений, курирующие сферу молочного производства, и сами руководители хозяйств говорят о том, что минсельхоз страны не знает о настоящем положении дел в отрасли. И переживают, что несогласованная работа между госорганами и производителями может завести в тупик молочную сферу, как это произошло с переработкой мяса, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
На бумаге одно, а на деле?
Сегодня, по официальным данным статистики, в Казахстане производится почти 4 млн тонн молока в год, но переработчики говорят совсем о другой цифре. В год они получают на переработку около 1,6 млн тонн сырья, из него производят 1,1 млн тонн молочной продукции.
"Нам необходима достоверная статистика по объемам производства молока в стране. Сейчас все эти данные раздуты приписками. Такую картину делает возможной существование "черной дыры" – это сектор личных подсобных хозяйств сельчан, где якобы производится 70% молока страны. Куда оно девается, если не поступает на переработку? Да, какая-то часть используется "диким" образом, минуя молзаводы. Но доля такого потребления оценивается в 10-15% от общего производства, или 400-500 тыс. тонн, но даже в этом случае получается, что приписки составляют порядка 2 млн тонн", – подчеркнул председатель Мясо-молочного союза Казахстана Геннадий Зенченко.
Как отметил директор департамента агропромышленного комплекса и пищевой промышленности НПП "Атамекен" Ербол Есенеев, Казахстан серьезно зависим от импорта молочной продукции. Ежегодно в страну завозится как готовая продукция, так и сырье на 400 млн долларов. Но соседние страны в последнее время все чаще ограничивают или совсем закрывают вывоз молочной продукции. Так, на днях Беларусь закрыла вывоз всей молочной и мясной продукции, а также нескольких видов сельхозкультур. Сегодня Россия и Кыргызстан ограничивают поставки молочной продукции на внешний рынок для сдерживания цен на своих внутренних рынках, поэтому в Казахстане возникает реальный риск нехватки молочной продукции и связанного с этим скачка инфляции.
"Когда Кыргызстан закрыл границу, на полках в Алматы стало невозможно найти натуральное молоко. В Северном Казахстане сегодня трудно найти кефир, потому что российские и украинские компании ушли с рынка. Каждый закрывает свою продовольственную безопасность. А мы все время о чем говорили? Об экспорте: мясо в Китай отправить, молоко, еще что-то. Мол, нам Китай кормить надо. Да нас Китай за неделю всех съест! Нам жизнь уже показала, что в первую очередь нужно думать о своей продовольственной безопасности", – отметил Геннадий Зенченко.
Сегодня фермеры говорят о больших рисках в молочном производстве и отсутствии внимания к проблемам, которые постоянно озвучивают фермеры. В то же время, по официальным данным, молочные заводы загружены на 60%. Но производители не уверены, что и эта цифра реальна.
На уровне 80-х годов
По данным Центра изучения молочного рынка и Молочного союза Казахстана, за последние пять лет производство молока в Казахстане дало прибавку в 3%, есть незначительное снижение выпуска и такой же незначительный рост надоев. Основной рост при производстве молока идет за счет увеличения среднего показателя молочно-товарных ферм в основном на севере страны.
"Надо отметить, что поголовье и производство молока сейчас находятся на уровне того, как было 40 лет назад. Сегодня объем рынка Казахстана не превышает 5 млн тонн. Производя 3,9 млн тонн товарного молока, согласно статистике, мы используем чуть больше 1 млн тонн для производства молочной продукции. Мы видим огромную разницу, почти в 3 млн тонн, между так называемым товарным молоком и молоком, в которое мы пересчитываем полученные продукты. Получается, что неформального молока у нас в 2,5 раза больше, чем формального. Но реальный дефицит рынка составляет не ниже 3,5 млн тонн. Как мы его восполняем? В том числе за счет импорта, который составляет почти 700 тыс. тонн", – рассказал директор Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко.
По его словам, Казахстан импортирует многие виды продукции, в том числе аналог сыра, которого завозят 18 тыс. тонн, что больше, чем производство натурального сыра в стране. Маргарина импортируют 62 тыс. тонн, пальмового масла – 53 тыс. тонн, из них 70% идет на изготовление кондитерских изделий, а 30%, скорее всего, используется в молочке.
"По нашему мнению, цифры в 3,9 млн тонн выпуска товарного молока не существует, есть 1 млн 150 тыс. тонн переработанного молока в готовые продукты. Потенциально у нас есть большие возможности для развития рынка, но для начала нам надо определиться, сколько реально молока мы производим и перерабатываем, насколько оно качественное", – добавил эксперт.
Согласно данным Молочного союза Казахстана, сегодня на товарно-молочных фермах производится около 1 млн тонн молока. Разрыв между фондами потребления и переработки составляет 600-700 тыс. тонн. А молокозаводы перерабатывают 70% молока, имеющегося на рынке.
"У нас объем переработки растет быстрее, чем товарный ресурс. Сейчас молокозаводы находятся в "вилке": фермеры говорят, что им тяжело работать из-за погодных условий, роста цены на запасные части, корма и другие составляющие, которые влияют на себестоимость сырья. С другой стороны, торговля говорит, что цена не рыночная, неконкурентная. И третья сторона – это государство, которое просит держать цены и не поднимать их. Рынок и население растут, и нам необходимо увеличить объемы производства молока на фермах до 2 млн тонн", – добавила вице-президент Молочного союза Казахстана Сауле Жанкина.
По мнению Геннадия Зенченко, пока производители и чиновники не научатся говорить друг другу правду, ни в растениеводстве, ни в ветеринарии, ни в животноводстве ничего не добиться.